Статья «Задачи социокультурной среды в учреждении дополнительного образования детей»

2
0
Материал опубликован 2 April 2019 в группе

Мозгова Анастасия Анатольевна,

педагог-организатор ГАУДО «Домисолька»

ЗАДАЧИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация: В статье рассматриваются задачи социокультурной среды в учреждении дополнительного образования детей, обеспечивающие формирование и самореализацию обучающихся.

Ключевые слова: дополнительное образование, социокультурная среда, самореализация

«Кроме законов наследственности надо параллельно изучать воспитывающую среду, тогда, может быть, не одна загадка найдет свое разрешение».

Януш Корчак


 

Система дополнительного образования детей в России представляет собой особый процесс, включающий в себя не только образование, но воспитание и развитие личности обучающегося за пределами образовательных программ. В связи с обновлением Федерального государственного образовательного стандарта, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, организации усовершенствуют процесс развития детей, что касается и изменений развивающей среды ребенка. Здесь необходимо производить новые изменения при сохранении лучших традиций системы.

При разработке современной социокультурной среды необходимо придерживаться стандартов ФГОС, определяющих основные требования к ней, согласно которым, её основополагающие принципы: вариативность, полифункциональность, доступность, насыщенность.

При организации социокультурной среды в учреждении дополнительного образования важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. Поскольку занятия на дополнительной основе посещают дети разных возрастов – от дошкольников до учащихся старших классов, то создавая развивающую социокультурную среду любой возрастной группы в УДО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. воспитательно-образовательного процесса, дизайн  современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Основные задачи:

  • Формирование и дальнейшее развитие различных творческих способностей детей;
  • Воспитание в детях высоких моральных качеств – патриотизма, духовных ценностей, любви к труду, уважению к старшим;
  • Формирование культуры общения, а также других коммуникативных качеств – вежливости, умения поддержать беседу, уважения к собеседнику, умения принимать критику и прислушиваться к замечаниям;
  • Профессиональное ориентирование детей с перспективой дальнейшего развития приобретенных качеств;
  • Удовлетворение коммуникативных и культурных потребностей школьников;
  • Ограждение детей от пагубного и агрессивного влияния социума;
  • Физическое развитие детей и подростков.

Социокультурную среду учреждения дополнительного образования детей составляют три основные сферы, в которых происходит процесс творческой самореализации личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу самопознания, синтез которых наиболее продуктивен в системе дополнительного образования, лучшим образом адаптированной к ребенку, его интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объему восприятия и усвоения необходимых знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности. В деятельности ребенок осваивает все новые и новые ее виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Именно, в деятельности происходит освоение социальных ролей и осмысление их значимости. Общение как сфера образовательной среды, неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов ребенка с другими людьми. Самопознание личности предполагает становление в человеке образа его «Я», который складывается под воздействием многочисленных взаимоотношений и социальных влияний. Образовательная среда УДО, выполняющая функцию предоставления возможности ребенку для образования и приобретения социального опыта, представляет собой систему влияний и условий формирования личности, а также возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении, и является важнейшим фактором развития креативности как условия творческой самореализации детей и подростков.

Взаимодействие детей в избранном направлении деятельности учреждения дополнительного образования разворачивается на содержательном, деятельном и эмоциональном уровне. Содержательный уровень взаимодействия предполагает обмен сведениями (объективными и субъективными) между участниками образовательного процесса. Деятельный уровень взаимодополняется совместной увлеченностью участников избранным направлением деятельности и желанием каждого проявить свои индивидуальные способности. Эмоциональный — призван установить психологически комфортные для детей и подростков отношения взаимодействия и, в случае необходимости, возместить ребенку недостающий ему положительный опыт социального и нравственного проживания в семье, в школе и среде.

Совместное творчество обучающихся и педагога объединяет детский коллектив, а индивидуальные успехи и достижения обучающихся УДО тесно переплетаются с успехами и достижениями всего коллектива, занимающихся в клубе, секции или кружке. В результате рождается взаимодействие, в котором каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. Происходит расширение внутреннего мира каждого обучающегося УДО посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов клуба или кружка УДО. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия ребят, через сопоставление себя с другими перед индивидом открывается возможность для осознания себя как субъекта деятельности, познания и чувств. Таким образом, новые полезные навыки формируются у обучающихся УДО не под влиянием внешнего принуждения, а являются результатом влияния коллектива, самостоятельной работой каждого ребенка над собой.

Расширение и обогащение творческой социокультурной среды осуществляется за счет взаимодействия педагога и учащихся с субъектами образовательного пространства, источниками информации на основе педагогической поддержки учащихся. Педагог дополнительного образования во время образовательного процесса не только даёт творческие задания, но и помогает своим обучающихся обрести свой опыт терпимости к иному, но хорошему, и неприятия и недопущения зла, зависти, ссоры, конфликтов. Этим самым создается положительная нравственно-психологическая атмосфера, которая, в свою очередь создаёт предпосылки для формирования у каждого ребёнка субкультуры, как части социально-культурной среды.

Эффективность педагогической поддержки в развитие креативности учащихся в большой степени зависит от того, насколько программы дополнительного образования детей, реализуемые педагогом, деятельность самого педагога адекватны запросам, целям и ценностям учащихся с учётом их потенциальных возможностей. Практика показывает, что для развития творческих способностей детей важно:

- поддерживать в ребёнке его достоинство и позитивный образ «Я»;

- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка;

- отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребёнка с самим собой, а не с другими детьми;

- не навязывать ребёнку вопреки его желанию способы деятельности и по- ведения;

- принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребёнка, независимо от содержания, формы, качества.

Ценность расширения и обогащения социокультурной среды дополнительного образования в развитии творческих способностей учащихся, состоит в том, что:

- активизируется творческая деятельность учащихся на занятиях декоративно-прикладного искусства;

- расширяется и углубляется интерес к различным видам искусства;

- формируется самостоятельность, активность, развивается творческий потенциал детей;

- расширяются интеллектуальные коммуникативные связи, имеющие прямой выход на практическую деятельность, в т.ч. и самоуправление.

Социокультурная среда учреждений дополнительного образования явление сложное, выступает в широком и узком смысле, непрерывно расширяется и обогащается, создает условия для свободного выбора каждым ребёнком вида творческой деятельности, исходя из интересов, потребностей, способностей.

Дополнительное образование нельзя рассматривать как «придаток» к основному, выполняющему исключительно функцию расширения образовательных стандартов, так как в этом случае теряется его основное предназначение – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся обществе, приобщения к культурным ценностям. Система дополнительного образования с ее вариативностью, гибкостью, ориентированностью на развитие творческого потенциала каждого ребенка представляет собой ту сферу деятельности, в условиях которой можно максимально реализовать способности личности к творческой самореализации.

В современных условиях скорость обращения информации непрерывно увеличивается, трудности ориентации в ней присущи не только взрослым, но и детям. Сохранить в этом информационном поле постоянный интерес ребенка к какому-либо виду деятельности становится все сложнее. Новая информация, формирующая у подрастающего поколения новые потребности, далеко не всегда находит удовлетворение в рамках школьной системы. Роль дополнительного образования становится в этой связи все более значимой, так как разнообразие его программ открывает большие возможности для удовлетворения основных потребностей различных категорий обучающихся, поиска каждым из них себя в новых видах деятельности и общения

Итак, формирование и развитие подрастающего поколения в современной России во многом зависит от того, как устроена социокультурная и среда образовательных учреждений. Учреждения дополнительного образования через организацию интересного и содержательного досуга способствуют углублению и расширению знаний детей, их кругозора, обучению конкретному делу, что в конечном итоге, приводит к развитию индивидуальных качеств личности, ее невниманию к дезадаптивным процессам в среде неорганизованного досуга. Складывающиеся в учреждениях дополнительного образования отношения добровольного содействия, творческого соучастия в творческой деятельности по интересам способствуют творческой самореализации ребенка в различных видах деятельности, формируют потребность в самоопределении, саморазвитии, стимулирует постоянный творческий рост.

 

Список использованной литературы:

1. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. — 1997. — № 9.

2. Белозерцев Е. П., Гонеев А. Д., Пашков А. Г. и др. Педагогика профессионального образования / Под ред. В. А. Сластёнина. Учеб. пособие: Допущено Минобразованием России. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 368 c.

3. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1998. – с.12

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. ­ СПб.: ПИТЕР, 2008. – 400 с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология./Л.С. Выготский.- М.: Педагогика­Пресс, 1996. 536 с. 7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов/ В.Н. Дружинин. 2 издание. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

6. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей института общего среднего образования РАО //Дополнительное образование. - 2000. - №1. - С. 7.

7. Дейч Б. А. Социальная педагогика и дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса -http://impisr.edunsk.ru/index.php

8. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей. — М., 2003.

9. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методы и методология психолого­педагогических исследований. Учеб. пособие: Рекомендовано УМО - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 c.,

10. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Педагогика. Учебник - М.: Издательский центр «Академия», 2013. ­ 352 c.

11. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Астрель, 2004.

12. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под. ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Зоютаревой, С.А. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006.

13. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: Юрайт, 2013. ­ 740 с.

14. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. пособие: Допущено Минобразованием России - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 c.

15. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / Под ред. В. А. Сластёнина. Учеб. пособие: Рекомендовано Минобразованием России ­ М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 c.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации