Статья «Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду»
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду
Галабиева Лилия Илсуровна, учитель математики и физики,
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа № 18
г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)
(МОУ СОШ № 18 г. Нерюнгри)
Права и свободы человека – высшая ценность в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социального – экономического развития нашей страны.
Одной из главных проблем, возникших в обществе на рубеже веков, является нравственное и духовное выгорание подрастающего поколения. Существовала всегда и проблема взаимоотношений общества и лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптация их в среде или, наоборот, отторжение от той среды. Решению этих проблем способствует преодоление психологического барьера отчуждения, изменение привычного менталитета, в учреждениях дошкольного и школьного образования, по отношении к особенным детям.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
В городе Нерюнгри есть обыкновенная средняя общеобразовательная школа №18, где учатся всего 776 учащихся. Но ее особенностью является то, что в среду массовой общеобразовательной школы интегрированы ученики с ограниченными возможностями здоровья, в частности это дети с нарушением слуха.
Благодаря доброте, милосердию педагогов и всех тех, кто их окружает, интегрированные дети нашей школы адаптированы в социум одноклассников, сверстников и общества. Педагоги школы обеспечивают качественное образование, гармоничное развитие личности, нравственное воспитание, а также заботятся о здоровье учащихся. Именно это позволяет быть слабослышащим детям полноценными гражданами нашей страны.
В дошкольном возрасте и в начале школьной жизни неслышащие дети находились на обучении в реабилитационном Центре «СУВАГ» города Нерюнгри. В 2010 году подростки с нарушениями слуха и речи из Центра «СУВАГ» интегрировали в нашу общеобразовательную школу. Школа сумела своими силами создать соответствующие условия, которые позволили включить слабослышащих и глухих детей в единую образовательную среду.
Большое значение школа уделяет межличностным отношениям между интегрированными детьми и их сверстниками, так как это помогает решать этические и правовые аспекты подрастающего поколения. Для этого в общеобразовательные классы, состоящие из детей со слуховой нормой, включены дети с пониженным слухом.
В школе имеется группа слабослышащих детей, выделенных в отдельный класс детей с ограниченными возможностями слуха и речи. Ученики данного класса обучаются по общеобразовательной программе, участвуют во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, получают нравственное воспитание параллельно с привитием им универсальных учебных действий.
В данном классе я являюсь классным руководителем. В условиях своих полномочий стараюсь создать особый морально - психологический климат в ученическом коллективе, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний слабослышащего ребенка и на желании ему помочь. Педагогический состав, в свою очередь, помогает ребятам в том, чтобы обучение в общеобразовательной школе способствовало устранению пробелов в знаниях, развитию высших психических функций, коммуникативных навыков, интереса к окружающей жизни, и, в конечном счете, развитию личности ребенка. Школа создает благоприятные условия учащимся для постепенной, мягкой интеграции слабослышащих детей в среду слышащих сверстников, способствует интеллектуальному развитию и получению прочных знаний, школа решает очень важную государственную проблему социальной адаптации детей с нарушением слуха.
Для формирования нравственных взглядов наше образовательное учреждение применяет в своей практике разносторонние методы воздействия на сознание, чувства учащихся. Широкое распространение получило проведение мероприятий совместно с родителями, в которых последние являются активными участниками действа. Еженедельно классными руководителями ученических коллективов проводятся «часы общения» с целью повышение сплоченности учебного класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, морального просвещения обучающихся.
На уровне школы проводятся мероприятия, направленные на социальную адаптацию личности для комфортного пребывания ребенка с овз в любой социальной среде как во время обучения в школе, так и по окончании занятий.
Проявить свои индивидуальные особенности, учиться при этом жить в коллективе, проявлять заботу о товарищах, вести диалог с другими школьниками помогают занятия по внеурочной деятельности, способствующие определенному воспитательному эффекту.
Вся работа СОШ №18 построена на энтузиазме и служению идеалам добра и милосердия. Порой педагогам школы бывает не только трудно, а очень трудно. Так как на одном энтузиазме в наш технический, прогрессивный век строить педагогическую и психологическую деятельность достаточно сложно.
Большое значение при интегрированном обучении имеет готовность нашего общества принять детей с проблемами слуха. Несмотря на все трудности, открытие и развитие подобных классов в общеобразовательных школах, на мой взгляд, принесет огромную пользу не только детям с нарушениями слуха, но и здоровым детям тоже, которые от этого станут только добрее и отзывчивее.
Как писал Л. С. Выготский: «Проблема глухоты в обществе - проблема социальная». Глухота будет побеждена через социальное воспитание. Тогда о глухом ребенке не скажут, что он дефективный, но скажут что он глухой и ничего больше. Важно помочь неслышащим детям войти в мир слышащих людей, научить детей занимать активную позицию в обществе, в своей стране, что мы и делаем.