Образование детей с особыми образовательными потребностями
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Образование детей с особыми образовательными потребностями.
Образование детей с особыми образовательными потребностями.
Участник: Рыбчинская Е.В.
Аннотация: В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка.
Термин "ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)" используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен поскольку ориентирует исследователей на "проницаемость" границ между науками об аномальном и нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социо-культурными факторами.
Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в Америке и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина "дети с особыми нуждами" ("Children with Special Needs").
Содержание термина “дети с особыми образовательными потребностями|” органично отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребенка с нарушениями в развитии как нуждающегося в "обходных путях" достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.[1]
Особые образовательные потребности – это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди. В частности образование таких детей должно осуществляться с помощью специфических средств. [2]
Контингент детей, имеющих ООП, современная наука разделяет на три группы: с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья; столкнувшиеся с трудностями при обучении; живущие в неблагоприятных условиях. Для каждого ребенка с ООП характерны свои особенности. По этому признаку детей можно разделить на такие группы: для которых характерны нарушения слуха (полное или частичное отсутствие слуха); с проблемным зрением (полное или частичное отсутствие зрения); с интеллектуальными аномалиями (те, у которых имеет место задержка психического развития); у которых нарушена речь; имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом; со сложной структурой нарушений (слепоглухонемые и т. п.); аутисты; дети, имеющие эмоционально-волевые нарушения.
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями обладают общими характерными недостатками. К ним можно отнести:
Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.
Проблемы с общей и мелкой моторикой.
Заторможенность в развитии речи.
Трудность в произвольной регулировке поведения.
Некоммуникабельность.
Проблемы с познавательной деятельностью.
Пессимизм.
Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.
Низкая или слишком высокая самооценка.
Неуверенность в своих силах.
Полная или частичная зависимость от окружающих.
Работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на то, чтобы с помощью специфических методов устранить эти общие недостатки. Для этого в стандартные общеобразовательные предметы школьной программы вносятся некоторые изменения. К примеру, введение пропедевтических курсов, то есть вводных, сжатых, облегчающих понимание ребенка.
Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников с ОВЗ, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» — говорил А.С. Макаренко.
Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня: Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению. На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»
Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).[3]
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Использование компьютера (по ходу занятия дети с нарушениями двигательного аппарата, которым тяжело писать – печатают ответы).
Таким образом, знание и учет принципов обучения, опирающихся на важнейшие методологические подходы к развитию психики в норме и патологии, позволят педагогу определить основные направления коррекционного воздействия и прогнозировать результат их социализации и адаптации.
Главное сформировать и развить из таких детей личностей, которые смогут адаптироваться и стать неотъемлемой частью социума.
Существует ряд рекомендаций для учителей при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Например, для детей с задержкой психического развития.
Рекомендации учителям:
- Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения. Одновременно будьте готовы, что придется постепенно заполнять пробелы в знаниях, умениях и навыках ученика.
- Подавайте содержание учебного материала небольшими частями, используя мультисенсорный подход (слуховой, визуальный, манипуляционный). Как можно больше повторяйте и закрепляйте изученное.
- Заинтересуйте ученика, поддерживайте позитивную мотивацию обучения.
- Старайтесь снизить темп обучения, учитывая психическую выносливость и умственную трудоспособность ученика. Будьте терпеливы, если ученику необходимо объяснить или показать что-то неоднократно. Найдите оптимальный вариант взаимодействия с ним (поясните новый материал до урока, на занятии дайте письменный тезисный план, алгоритм действий и др.).
- Расчлените задание на отдельные небольшие части. Если необходимо, составьте письменный алгоритм поэтапного выполнения задания. Устные инструкции давайте по одной, пока ученик не научится удерживать в памяти одновременно несколько инструкций.
- Практикуйте прикладное использование приобретенных учеником знаний
- Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания.
- Разнообразьте учебную деятельность;
- Задания должны соответствовать возможностям учеников и исключать чувство стойких неудач.
- Предоставляйте ученикам достаточно времени для выполнения задания и практического применения новых умений и навыков.
- Достаточно длительное выполнение одного задания может утомить его.
- Не перекладывайте преодоление проблем в обучении исключительно на родителей. Помогайте им осознавать малейшие успехи ученика и закреплять их. Ученики с трудностями в обучении требуют не авторитарных подходов в семейных отношениях, а взвешенного, доброжелательного отношения к ребенку.
Согласно п.16 ст.2 ФЗ № 273 — ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Список источников:
Альманах №5 "Специальная психология и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии", 2002г
https://fb.ru/article/286398/osobyie-obrazovatelnyie-potrebnosti---eto-chto-takoe
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения /Филипова Е.В./,14.07.2020 Журнал: Дефектология.Проф.
Видеолекция «Обучение детей с особыми образовательными потребностями» (infourok.ru)