Статья «Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями»
Любому ребенку в нашей стране гарантировано право на получение образования, в том числе детям с особыми образовательными потребностями. Главная проблема, которая стоит перед школой - обеспечение равного доступа к качественному образованию таких детей в общеобразовательных учебных заведениях. Основная идея инклюзивного образования состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.
Тема инклюзивного образования очень актуальна в нашей стране, в том числе и в нашей школе, так как с каждым годом растет количество детей, имеющих недостатки в физическом, либо психологическом развитии, нуждающихся в создании специальных условий.
В школе имеются необходимые условия для обучения «особенных» детей. Все специалисты, осуществляющие обучение детей с ОВЗ, своевременно (раз в три года) проходят профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.
В штат специалистов образовательной организации, реализующей ФГОС ОВЗ, помимо педагогов входят и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности: 3 психолога, 2 логопеда, 1 социальный педагог, 1 педагог-дефектолог и руководитель РЦДО. В общеобразовательной организации обучается 8 учащихся, имеющих статус ребёнок – инвалид, они учатся с применением дистанционных технологий. Каждый из этих детей обеспечен современным оборудованием для эффективной организации обучения в формате онлайн.
Под руководством руководителя ресурсного центра дистанционного обучения (РЦДО) разрабатываются адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ в соответствии с календарным учебным графиком и рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, на основании АООП разрабатываются индивидуальные учебные планы.
Индивидуальные учебные планы составляются с учетом пожелания родителей и индивидуальных особенностей учащихся и реализуются при совместной работе учителей, социального педагога, учителей-психологов, учителей логопедов и дефектологов, согласно индивидуального расписания занятий. В течение учебного года проводится корректировка расписания в связи с проведением лечебно-профилактических процедур детей и пожеланий родителей (законных представителей).
Ежегодно для детей-инвалидов и детей с ОВЗ проводятся общешкольные мероприятия, консультации учителя-логопеда, психолога, Дни открытых дверей, круглые столы с элементами тренинга и другие мероприятия, способствующие вовлечению детей с ОВЗ и их родителей в учебно-воспитательный процесс.
У меня в классе в соответствии со списочным составом 26 детей, из них 3 ребенка с ОВЗ (один имеет статус инвалида). Эти дети обучаются совместно с нормативно развивающимися сверстниками по адаптированной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
С какими проблемами я столкнулась при работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями? Во-первых, ребята испытывали трудность в произвольной регулировке поведения, были некоммуникабельны, не умели вести себя в обществе и контролировать собственное поведение (пожалуй, это была самая сложная проблема). Во-вторых, в ходе проведения уроков наблюдалась заторможенность в развитии речи (один из детей говорил лишь отдельные фразы, поэтому общение в первый год обучения было сильно затруднено), недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор, имелись огромные проблемы с познавательной деятельностью. Все это создавало трудности в освоении рекомендованной программы обучения. В-третьих, у ребят наблюдалась частичная зависимость от окружающих (обучающиеся ходили в школу и из школы только в сопровождении взрослых, на коррекционные занятия их так же сопровождал либо кто-то из родителей, либо педагог).
К окончанию 4 класса некоторые проблемы частично решены благодаря стараниям педагогов школы, детского и взрослого коллектива.
Мне повезло в том плане, что все дети с ОВЗ пришли в школу из одного детского сада, поэтому большая часть детей в классе, а так же и родителей, знали об особенностях детей и имели определенный опыт общения с ними. Все классные часы, мероприятия, конкурсные программы, совместные выходы в социум были организованы для всех детей. Да, не всегда эти «особенные» дети могли выучить слова песни, но наравне со всеми они участвовали в смотрах-конкурсах песен, в мини-концертах, организуемых для родителей или одноклассников. Ребята вовлекались во все игры, в ходе которых требовалось умение соблюдать правила. Благодаря этому дети с ОВЗ научились считаться с мнением других, жить по законам классного коллектива.
В настоящее время очень много сложностей осталось в плане освоения рекомендованной программы. Ребята учатся совершенно по другим учебникам, поэтому порой бывает сложно организовать одновременную деятельность на уроке детей с ОВЗ и детей, которые не имеют никаких ограничений в своѐм развитии или в здоровье. Здесь мне приходит на помощь ИКТ и дифференцированное обучение. Если проводится урок изучения нового материала для первой группы детей, дети с ОВЗ в это время выполняет самостоятельную работу по карточкам, либо решают карточки на платформе Учи.ру; когда вводится новый материал для второй группы, остальные дети закрепляют изученный материал на платформе Якласс, либо выполняют созданные мною онлайн тесты (в конце урока проверяю статистику выполнения данных заданий), не остаются в стороне и учебники.
Большим достижением является то, что ребята теперь самостоятельно ходят в школу, посещают коррекционные занятия, которые проводят учитель-дефектолог, логопед, психолог и учитель физической культуры. За 4 года обучения ребята сдружились, всегда и везде оказывают друг другу помощь и поддержку. Вцелом, адаптация в социуме данных детей протекает успешно.
На мой взгляд, школы должны приспосабливаться ко всем детям, вне зависимости от их психологических, умственных, эмоциональных или любых других особенностей, в них могут одновременно обучаться как дети с инвалидностью, так и ученики с особыми дарованиями. Успешность же образования детей зависит от правильного выбора форм обучения, адаптации учебно-воспитательной среды к потребностям любого ребенка, эффективная организация наблюдения за динамикой развития обучающегося, профессиональная компетенция учителя общеобразовательной школы.
Используемые источники:
https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/286398/osobyie-obrazovatelnyie-potrebnosti---eto-chto-takoe
Ковалева Галина Валентиновна
Сорокина Светлана Валерьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Наталья
Сорокина Светлана Валерьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Наталья
Антропова Мария Александровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна