Статья «Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями»

27
30
Материал опубликован 6 July 2021 в группе


m1625566023.jpg

Любому ребенку в нашей стране гарантировано право на получение образования, в том числе  детям с особыми образовательными потребностями. Главная проблема, которая стоит перед школой - обеспечение равного доступа к качественному образованию таких детей в общеобразовательных учебных заведениях. Основная идея инклюзивного образования состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.

Тема инклюзивного образования очень актуальна в нашей стране, в том числе и в нашей школе, так как с каждым годом растет количество детей, имеющих недостатки в физическом, либо психологическом развитии, нуждающихся в создании специальных условий.

В школе имеются необходимые условия для обучения «особенных» детей. Все специалисты, осуществляющие обучение детей с ОВЗ,  своевременно (раз в три года) проходят профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.

В штат специалистов образовательной организации, реализующей ФГОС ОВЗ, помимо педагогов входят и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности: 3 психолога, 2 логопеда, 1 социальный педагог, 1 педагог-дефектолог и руководитель РЦДО. В  общеобразовательной организации обучается 8 учащихся, имеющих статус ребёнок – инвалид, они учатся с применением дистанционных технологий. Каждый из этих детей обеспечен современным оборудованием для эффективной организации обучения в формате онлайн.

Под руководством руководителя ресурсного центра дистанционного обучения (РЦДО) разрабатываются адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ в соответствии с календарным учебным графиком и рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, на основании АООП разрабатываются индивидуальные учебные планы.

Индивидуальные учебные планы составляются с учетом пожелания родителей и индивидуальных особенностей учащихся и реализуются при совместной  работе учителей, социального педагога, учителей-психологов, учителей логопедов и дефектологов, согласно индивидуального расписания занятий. В течение учебного года проводится корректировка расписания в связи с проведением  лечебно-профилактических  процедур  детей и пожеланий родителей (законных представителей).

Ежегодно для детей-инвалидов и детей с ОВЗ проводятся общешкольные мероприятия, консультации учителя-логопеда, психолога, Дни открытых дверей, круглые столы с элементами тренинга и другие мероприятия, способствующие вовлечению детей с ОВЗ и их родителей в учебно-воспитательный процесс.


p1625566118.JPG
h1625566106.JPG
i1625566094.JPG
o1625566082.JPG
o1625566069.JPG
w1625566056.JPG

У меня в классе в соответствии со списочным составом 26 детей, из них 3 ребенка с ОВЗ (один имеет статус инвалида). Эти дети обучаются совместно с нормативно развивающимися сверстниками по адаптированной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).

С какими проблемами я столкнулась при работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями? Во-первых, ребята испытывали трудность в произвольной регулировке поведения, были некоммуникабельны, не умели вести себя в обществе и контролировать собственное поведение (пожалуй, это была самая сложная проблема). Во-вторых, в ходе проведения уроков наблюдалась заторможенность в развитии речи (один из детей говорил лишь отдельные фразы, поэтому общение в первый год обучения было сильно затруднено), недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор, имелись огромные проблемы с познавательной деятельностью. Все это создавало трудности в освоении рекомендованной программы обучения. В-третьих, у ребят наблюдалась частичная зависимость от окружающих (обучающиеся ходили в школу и из школы только в сопровождении взрослых, на коррекционные занятия их так же сопровождал либо кто-то из родителей, либо педагог).

К окончанию 4 класса некоторые проблемы частично решены благодаря стараниям педагогов школы, детского и взрослого коллектива.

Мне повезло в том плане, что все дети с ОВЗ пришли в школу из одного детского сада, поэтому большая часть детей в классе, а так же и родителей, знали об особенностях детей и имели определенный опыт общения с ними. Все классные часы, мероприятия, конкурсные программы, совместные выходы в социум были организованы для всех детей. Да, не всегда эти «особенные» дети могли выучить слова песни, но наравне со всеми они участвовали в смотрах-конкурсах песен, в мини-концертах, организуемых для родителей или одноклассников.  Ребята вовлекались во все игры, в ходе которых требовалось умение соблюдать правила. Благодаря этому дети с ОВЗ научились считаться с мнением других, жить по законам классного коллектива.

В настоящее время очень много сложностей осталось в плане освоения рекомендованной программы. Ребята учатся совершенно по другим учебникам, поэтому порой бывает сложно организовать одновременную деятельность на уроке детей с ОВЗ и детей, которые не имеют никаких ограничений в своѐм развитии или в здоровье. Здесь мне приходит на помощь ИКТ и дифференцированное обучение. Если проводится урок изучения нового материала для первой  группы детей, дети с ОВЗ в это время выполняет самостоятельную работу по карточкам, либо решают карточки на платформе Учи.ру; когда вводится новый материал для второй группы, остальные дети закрепляют изученный материал на платформе Якласс, либо выполняют созданные мною онлайн тесты (в конце урока проверяю статистику выполнения данных заданий), не остаются в стороне и учебники.

Большим достижением является то, что ребята теперь самостоятельно ходят в школу, посещают коррекционные занятия, которые проводят учитель-дефектолог,  логопед, психолог и учитель физической культуры. За 4 года обучения ребята сдружились, всегда и везде оказывают друг другу помощь и поддержку. Вцелом, адаптация в социуме данных детей протекает успешно.


v1625566149.JPG

На мой взгляд, школы должны приспосабливаться ко всем детям, вне зависимости от их психологических, умственных, эмоциональных или любых других особенностей, в них могут одновременно обучаться как дети с инвалидностью, так и ученики с особыми дарованиями. Успешность же образования детей зависит от правильного выбора форм обучения, адаптации учебно-воспитательной среды к потребностям любого ребенка, эффективная организация  наблюдения за динамикой развития обучающегося, профессиональная компетенция учителя общеобразовательной школы.

Используемые источники:

https://amgpgu.ru/upload/iblock/d1b/kuchina_l_s_inklyuzivnoe_obrazovanie_detey_s_osobymi_obrazovatelnymi_potrebnostyami_v_usloviyakh_int.pdf

https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/286398/osobyie-obrazovatelnyie-potrebnosti---eto-chto-takoe

http://maoush26it.ru/node/98

https://pbs.twimg.com/media/EtYPBVjXcAMt5Ym.jpg

Комментарии

Спасибо! Интересная статья!

6 July 2021

Благодарю за отзыв, Галина Валентиновна. Тема для меня очень злободневная. Выпустила 4 класс, сейчас набираю 1 класс, в котором будет обучаться 1 ребенок с ЗПР, 1 с ТНР и 1 ребенок с олигофренией. Опять будут сложности в организации учебного процесса. Поэтому с большим удовольствием читаю все статьи в рамках всероссийского конкурса.

6 July 2021

И у меня будет 1 класс... А вот как распределение детей с особыми потребностями пройдет? Пока не известно. Но такие дети уже в первый класс пришли....

6 July 2021

Светлана Валерьевна, здравствуйте. По поводу такого букета как 1 с ЗПР и т.д... Ну, очень вам сочувствую... Особенно, когда у вас такое бывает не часто в классах. Терпения и ещё раз терпения... Мне приходилось сталкиваться только начинающему специалисту с такой ситуацией, когда у меня в одном классе была такая солянка, как: 2 - ЗПР, 3 - норма, 2 - ДЦП, 4 человека имели сложный дефект... Это значит что каждый из этих детей имел несколько диагнозов, например: 1 ребёнок=УО+нарушение зрения+ТНР+НОДа. И таких 4 представляете? Я тогда думала, что свихнусь... Но ничего, даже аттестовалась в таких условиях. За 4 года с ними такой опыт приобрела... Кому рассказываю, не верят.

7 July 2021

Такого букета, как у Вас, Наталья, у меня не было. Но в 1 классе тоже было тяжеловато: был ребенок с ТНР, 7.1 и 7.2. На каждого надо было делать АОП, все приходилось делать с нуля буквально, т. к. в интернете не было ни чего, пройденные курсы в составлении АОП не помогли. В 4 классе было проще, все дети с ОВЗ обучались по 1 программе. У нас, кстати, во всей параллели (6 классов) были дети с ОВЗ, и при наборе 1-х классов всем тоже распределили уже ребят с ОВЗ (среди них есть дети с инвалидностью).

7 July 2021

У нас уже классы сформированы, во всех пяти первых классах будут дети с ОВЗ. Ждем от родителей заключения ПМПК, чтобы составлять рабочие программы.

6 July 2021

У меня тоже будет первый класс, и сказали, что двое детей придут со справками ПМПК для обучения по адапттированной программе. Не представляю, как составлять такую программу... Светлана Валерьевна, поделитесь, пожалуйста.

6 July 2021

Татьяна Григорьевна, а по какой программе дети будут обучаться? У меня в 1 классе были ребята, которые обучались по программе 7.1, 7.2 и ТНР (5.1), с 3 класса они обучались по программе для детей с умственной отсталостью (вариант 1). По какой программе будут обучаться будущие первоклассники, точно пока не знаю, жду заключения ПМПК.

6 July 2021

Я даже не знаю, по какой программе они должны обучаться, мне только сказали, что будет двое детей с ЗПР. А программу определяет комиссия? В справке должно быть написано по какой программе рекомендовано обучение? Никогда не учили детей со справками, у нас в селе есть коррекционная школа, и раньше таких детей отправляли учиться в соседнюю школу. Сейчас всё поменялось.

6 July 2021
Ответ для

В заключении ПМПК будет написано, по какой программе планируется обучение. Так что надо немного подождать.

6 July 2021

Татьяна Григорьевна, в данной ситуации вам придётся составлять 2 программы... Тоже сочувствую...

7 July 2021

Ответ #373893 был удален 6 July 2021

Светлана Валерьевна, спасибо за статью. Да, к сожалению, таких детей становится все больше, и они приходят в обычные школы, классы... Все понимаю, но ... считаю, что появление таких детей в классе большой проблемой, как бы это грубо не казалось. Внимания учителя требует каждый ребенок, особенно первоклассник, а детки с ОВЗ, дети- инвалиды требуют к себе особого внимания. Вот и получается, что все внимание особенным деткам... Однобокая толерантность какая- то получается. Мне предстоит обучать ребенка с РАС, ДЦП... Страшно!

7 July 2021

Совершенно согласна с Вами, Мария Александровна. Я уже писала выше, что в нашей параллели есть несколько детей с умственной отсталостью. На коррекционных занятиях они занимаются вместе, и очень комфортно себя там чувствуют. Мы предлагали объединить этих детей в один коррекционный класс, но администрация против этого. Им удобно, что дети раскиданы по классам. А о педагогах никто не думает, как им организовать работу на уроке, когда в классе есть дети с ОВЗ, занимающиеся по другой программе, и среди 23 оставшихся детей имеются дети с разными умственными способностями, в том числе и одаренные дети. Да и с этими тремя детьми с умственной отсталостью огромные сложности: один читает 30-40 слов в минуту, программу усваивает неплохо, один ребенок читает слова, но не понимает прочитанное, третий вообще не читает, он даже буквы запомнить не может. Об этих сложностях говорила неоднократно администрации, методистам ИМЦ, но увы, мои проблемы ни кого не волнуют.

7 July 2021

Поздравляю с ПОБЕДОЙ! Отличный ресурс!

12 July 2021

Большое спасибо, Наталья Федоровна!!!

12 July 2021

ПОЗДРАВЛЯЮ С ПОБЕДОЙ!

12 July 2021

Благодарю, Галина Валентиновна!!!

12 July 2021

С победой! Рада за Вас,Светлана Валерьевна!

12 July 2021

Спасибо, Марина Юрьевна!!!Очень признательна Вам за внимание!

12 July 2021
Показать больше комментариев

Похожие публикации