Статья «Образование детей с особыми образовательными потребностями»
Социальная интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями – это основная цель коррекционной работы. В результате ребёнок должен по максимуму включиться в общественную жизнь, почувствовать себя нужным и полезным.
Независимо от подхода к обучению – дифференцированного, интегрированного или инклюзивного – его участники всегда испытывают целый ряд трудностей. Особенно это проявляется, когда дети с особенностями здоровья обучаются в обычном классе.
Основная проблема заключается в том, что большая часть учителей не имеет необходимой подготовки для работы в инклюзивной среде, а также не может преодолеть психологические барьеры и стереотипы.
В этой статье я хотела бы представить свои наработки по данной теме.
Обучение таких детей происходит по выбору родителей вместе с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных образовательных организациях.
В первую очередь, для таких детей важно создать учебное место с учётом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. Для них нужны специальные учебники, учебные пособия, рабочие тетради, а также дидактические пособия и технические средства обучения.
Классы должны быть с зонами для обучения и отдыха. В школе должны быть трудовые мастерские, кабинеты для проведения уроков «Основы социальной жизни» и «Домоводства». В случае удалённости от дома – помещения для организации проживания. Дизайн помещений должен быть универсальным.
Необходимо создать специальные условия для получения образования таким детям. Урочная деятельность: учебные предметы и коррекционно-развивающие занятия. Внеурочная деятельность: не менее пяти часов в неделю – занятия коррекционной направленности, индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования и общественно полезные (трудовые) практики. Также следует составить программу сотрудничества с родителями.
Такие дети при инклюзивном обучении должны обеспечиваться педагогическими работниками (учителями, дефектологами, логопедами, психологами, социальными педагогами, тьюторами), медицинскими работниками, врачами-специалистами, ассистентами (помощниками) и другим учебно-вспомогательным персоналом.
У нас в школе учится такой ребёнок. Сейчас она заканчивает 11 класс, сдаёт ЕГЭ. Эта девочка имеет статус ребёнка-инвалида: синдром Жильбера, сросшееся косоглазие, нарушение осанки, не ходит (ДЦП), правая рука плохо работает, пишет левой рукой, медленно. Часто не попадает в строчку ровно.
Я преподавала у неё английский язык со 2 по 11 класс. Вот несколько советов для тех педагогов, которые обучают детей с особыми потребностями.
Те упражнения, которые нужно долго выполнять (размышлять, писать, описывать – сочинения, рассказы и грамматические, лексические задания) я оставляла ей на дом. На уроке мы выполняли довольно простые задания.
Я располагала рабочую тетрадь и учебник так, чтобы при выполнении упражнений их страницы не нужно было переворачивать. Девочка не могла запомнить, как пишутся слова, медленно писала и делала орфографические ошибки. Ей намного проще было правильно списать уже данное ранее слово.
Ученице было удобнее поворачивать тетрадь набок (из-за сросшегося косоглазия). Часто я дорисовывала карандашом строчки, чтобы её написание уместилось и было расположено ровно. Урок по плану проводился один раз в неделю, но надо было охватить все нужные темы, поэтому я задавала на дом 3-5 упражнений. В соей практике обучения такого ребёнка я использовала современные технологии: презентации, видео с “youtube.com” и других ресурсов, аутентичные материалы, песни и чанты, скороговорки и пословицы, стихи и загадки, пальчиковые игры и задания для аудирования. Также м участвовали в разных конкурсах, что было очень интересно ей.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Соколова Елена Борисовна