Образование детей с особыми образовательными потребностями
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Каравай» города Смоленска
Статья на тему
«Образование детей с особыми образовательными потребностями»
Подготовила: воспитатель
Семкина О. М.
Образование детей с особыми образовательными потребностями
Образование детей с особыми потребностями
является одной из основных задач для страны.
Это необходимое условие создания действительно
инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность каждому ребенку,
независимо от его потребностей и других обстоятельств,
полностью реализовывать свой потенциал,
приносить пользу обществу и стать полноценным его членом
Дэвид Бланкет
Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.
В настоящее время он вытесняет из широкого употребления термины "аномальный ребенок", "ребенок с нарушениями в развитии", "ребенок с отклонениями в развитии" и конкретизирующие их специальные термины ("дебил", "идиот", "даун", "спастик", "алалик", "дизартрик", и др.) как ярлыки, воспринимаемые как обозначение ненормальности, неполноценности человека.
Выражая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы к фиксации их потребностей в особых условиях и средствах образования. Он подчеркивает ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.
Термин "ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)" используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен поскольку ориентирует исследователей на "проницаемость" границ между науками об аномальном и нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими
нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социо-культурными факторами.
Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в Америке и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина "дети с особыми нуждами" ("Children with Special Needs").
Содержание термина “дети с особыми образовательными потребностями|” органично отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребенка с нарушениями в развитии как нуждающегося в "обходных путях" достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.
Современные научные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития.
Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)
Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально- бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.)
Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении "обходных путей", использовании специфических
средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т.п.
В особой организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды (Так, например, дети с аутизмом нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение).
В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.
В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.
Понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями» нуждается в дальнейшей разработке. Так, представляется необходимым дифференцированное описание, определение и осмысление
особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития;
общих образовательных потребностей разных категорий детей применительно к одним и тем же задачам и этапам развития;
вариантов особых образовательных потребностей конкретных детей по отношению к разным этапам развития и индивидуальным образовательным маршрутам и др.
На сегодняшний день проведено достаточно количество исследований, позволяющих выделить как общее, так и разное у категории детей с нарушениями в их развитии, определить их образовательные потребности, предупредить возможные трудности в обучении. Исследователями установлено, что процесс специального обучения детей с нарушениями в развитии необходимо начинать непосредственно с момента установления (диагностирования) нарушения или отклонения в развитии. Только в этом случае можно будет достичь высоких результатов работы над исправлением (коррекцией) нарушения. Например, если у ребенка было установлено нарушение зрения или слуха в конце первого месяца жизни, то и коррекционную работу (обучение) необходимо начинать именно с этого момента. Не нужно ждать взросления ребенка. Ожидание не способствует исправлению проблемы, а только лишь усугубляет ее. Важно так же отметить, что при выявлении у ребенка нарушения недостаточно осуществлять только медикаментозное лечение, необходимо проводить работу с ребенком по всем направлениям, в том числе и методами специального обучения. Особенности содержания специального обучения заключается в том, что у детей с нарушениями и отклонениями имеются специальные потребности. На основании данных потребностей в процесс обучения вводятся специальные разделы, в зависимости от нарушения. Например, если у ребенка нарушение слуха, то необходимо ввести занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия. Если у ребенка отмечается умственная отсталость, то необходимо ввести занятия по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и занятий, направленных на социальную адаптацию ребенка в рамках современного общества. Специфичность обучения детей с особыми образовательными потребностями требует такой организации обучения, при которой предусматривается «пошаговое» обучения. Например, при обучении слабовидящих или слепых детей, прежде чем осваивать чтение необходимо освоить рельефно-точечный шрифт Брайля. Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями подразумевает так же качественную индивидуализацию процесса. Требуется не только специально разработанная программа, но и специально оборудованная
образовательная среда. Например, обучение детей с аутизмом подразумевает создание особого структурированного образовательного пространства, которое бы облегчало им процесс понимания происходящего вокруг. Это дает детям возможность планировать свое поведение и предсказывать дальнейшее течение образовательного процесса. В аспекте границ образовательного пространства существует необходимость максимального расширения образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. В обучении детей с особыми образовательными потребностями, все чаще используются инновационные технологии, которые подразумевают проведение занятий вне учебного заведения. Например, в настоящее время актуальность приобретает процесс взаимодействия особенных детей и животных. Это требует проведения занятий на ипподроме (иппотерапия), в дельфинарии (дельфинотерапия) и т.д. Тем самым образовательный процесс выходит за рамки учебного заведения. В аспекте продолжительности обучения существует необходимость длительного процесса обучения и выхода за пределы школьного возраста. В данном случае обучение детей с отклонениями не ставится в возрастные рамки, важно достичь поставленного результата обучения. С точки зрения определения круга лиц, вовлеченных в образование, и их взаимодействия - необходимость скоординированного участия квалифицированных специалистов разных профилей (логопед, детский психиатр, психолог, дефектолог и т.д.). Только в этом случае процесс обучения будет успешен и может гарантировать достижение.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами образования является одним из основных и неотъемлимых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством
прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (группы).
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду.
Литература
Акош, К., Акош, М. Помощь детям с церебральным параличом – кондуктивная педагогика: Кн. для Родителей [текст] / К. Акош, М. Акош /– М.: Улисс, 1994. – 196 с.
Вернер, Д. Что такое детский церебральный паралич. – М.: Дидактика Плюс, 2003. – 519 с.
Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе: методическое пособие; под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2009. – 172 с.
Шипицина, Л. М., Мамайчук, И. И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26396488&
2021 год
Потамошнева Наталья Алексеевна
Семкина Олеся Михайловна
Соколова Елена Борисовна
Семкина Олеся Михайловна