Образование детей с особыми образовательными потребностями
Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
1. Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями можно проассоциировать с интегрированным или коррекционным подходом. Важным этапом формирования инклюзивного подхода в образовании является социальная интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями. Суть этого – постепенный переход от концепции интеграции к концепции инклюзивной реорганизации школьной системы с прохождением цикла преобразований и приобретением возможности адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся. Коррекционный подход в инклюзивной практике предусматривает вариативные формы получения образования. Каждое направление коррекционной работы должно быть направлено на создание благоприятной психологически безопасной среды для каждого учащегося.
Инклюзивное образование рассчитано на детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития). Этому свидетельствует понятие об инклюзивном образовании. Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах – в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В средней общеобразовательной школе, обычно, обучаются и дети с инвалидностью. Для включения их в образовательный процесс, исходя из приобретённых знаний об инклюзивном образовании, важно посодействовать следующим образом: сформировать необходимое нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение инклюзивного обучения; создать возможность подготовки административного и педагогического персонала – переподготовки кадров; обеспечить школу учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, тьюторами; осуществлять связь с ПМПК, с лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения; позаботиться о доступности здания и кабинетов школы; установить соответствующее оборудование; обеспечить принятие индивидуальной учебной программы, учебно-тематических планов для обучения каждого ребёнка с ОВЗ; следить за ведением документации, позволяющую отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребёнка, коррекционную работу с ним.
2. Для оценки качества инклюзивного процесса в системе образования необходим комплекс программ мониторинговых исследований. Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
В профессиональной деятельности можно использовать такие элементы мониторинга, которые помогали бы получать информацию о категориях детей, включённых в инклюзивный процесс, их анализ; о формах инклюзии; об образовательных и социальных потребностях детей с ОВЗ; о методической обеспеченности; о степени готовности себя к реализации инклюзивного подхода; об отношениях учителя и ребёнка, учителя и родителей. Перед проведением мониторинга рекомендуется рассмотреть подготовительные работы: сформировать план, проблемы, цели, задачи, подобрать методы, установить сроки, график мониторинга. После проведения мониторинга обработать информацию, проанализировать их в форме отчёта, составлять рекомендации.
В рамках изучения, например, русского языка важно выяснить развитие речи ребёнка, насколько понятно говорит ребёнок, как использует речь для общения, как строит связное высказывание, выяснить словарный запас, грамотность, как использует речь в своей деятельности, выяснить кругозор, темп чтения, письма, выполнения заданий, запоминание орфограмм, правил, применение своих знаний при выполнении упражнений, самостоятельных или контрольных работ, творческих работ, выяснить особенности поведения на уроке, степень самостоятельности, владение гигиеническими навыками, особенности взаимодействия с другими детьми и взрослыми, адекватность, заинтересованность к уроку, активность
3. При планировании и организации уроков в рамках инклюзивного обучения думаю необходимо: включать как общеобразовательные задачи так и коррекционно-развивающие задачи, выяснить, какая деятельность приносит ребёнку удовольствие (чтение, письмо, рисование и др.), каковы его результаты, каковы возможности, способности ребёнка, выяснить его сильные стороны, характер ожидаемого результата от познавательных действий, какие могут возникнуть препятствия, как их устранить, выбрать мотив к заинтересованности уроком, методов, форм, содержания обучения, уровень сложности заданий, учитывать психолого-педагогическую характеристику на ребёнка, задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, уровень подготовленности ребёнка, состояние здоровья, сведения об актуальном психолого-педагогическом сопровождении, режим и длительность занятий, использовать тактильные, зрительные поддержки, правильно подобрать тактику, приёмы деятельности учителя. Планирование должно быть направлено на развитие ребёнка.
В ход урока включаются повторение пройденного, контроль знаний, умений, изложение нового материала. При фронтальной форме обучения учитывается уровень знаний. Повторение или закрепление строится на разном, индивидуально подобранном дидактическом материале (карточки, тексты, упражнения). Если совместная работа невозможна, то сначала объясняется новый материал для детей без ограничения здоровья, а детям с ОВЗ можно задать самостоятельную работу на закрепление ранее пройденной темы.
Затем самостоятельную работу на закрепление нового материала выполняют дети без ограничения здоровья, а с детьми с ОВЗ производится проверка выполненных работ, объяснение ошибок, помощь в их ликвидации и дальше объясняется новый материал, используя наглядность, речевое сопровождение, постепенный переход от одного к другому, пошаговое выполнение заданий и т.п.
4. ПМПк. Целью ПМПк (консилиума) является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья обучающихся, воспитанников.
В состав специалистов ПМПк ОУ должны входить завуч по инклюзии или старший воспитатель, руководитель ОУ, психолог, логопед, дефектолог, учителя или воспитатели, непосредственно работающие с ребёнком, тьютор, соцпедагог, педагоги дополнительного образования, педагог продлённого дня, медработник.
Создание психолого-медико-педагогического консилиума в школе является необходимым условием приёма детей с ОВЗ и реализации инклюзивной практики. Консилиум ставит общие комплексные задачи по включению ребёнка с ограничением здоровья в образовательный процесс. Консилиум необходим для грамотного, профессионального подхода к ребёнку и его семье, для достоверного информирования о продвижении ребёнка, динамики его развития, для чёткой организации действий в ситуациях, для привлечения дополнительных методических, материальных и других ресурсов. Консилиум осуществляет консультативную, диагностико-аналитическую, развивающую, коррекционную, учебно-воспитательную, профилактическую, просветительскую работу, создают условия для адаптации, обучения, социализации детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. Консилиум необходим для разработки и принятия Программы коррекционной работы как части Основной образовательной программы начального общего образования (в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения), Индивидуальной образовательной программы для ребёнка с ОВЗ.
Консилиум необходим для детей с временной задержкой психического развития, для детей, испытывающих трудности при адаптации, в обучении, для детей с нервно-психическими расстройствами, с отклонениями в развитии, для детей с дефектами речи, для детей из семей «группы риска», для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы, с отклонением поведения…
5. При выборе педагогических методов в профессиональной деятельности можно придерживалась классификации М.А.Данилова и Б.П.Есилова, применить такие методы как: метод приобретения новых знаний, метод формирования умений и навыков, метод применения умений на практике, метод проверки и оценки знаний, умений, навыков. Так же обратиться к методам словесным, наглядным, практическим, учитывать возможности каждого учащегося, создавать щадящий режим нагрузок, оценивать результаты действия ученика.
Выбирая педагогические технологии следует помнить, что – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Это: метатехнологии, макротехнологии, мезотехнологии, микротехнологии (технология развивающего обучения, технология преподавания учебного предмета, технология изучения темы, повторения, усвоения, техника формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств…), научные технологии, формально-описательные, процессуально-действенные ( описание целей, решение определённых проблем, анализ результатов…). Важно учитывать критерии: системность, научность. структурированность, воспроизводимость, эффективность, управляемость; уровни: концептуальный, технологический, инструментальный, процедурный.
Наиболее подходящей в инклюзивном образовании является технология «портфолио». Она позволяет качественно и тактично реализовать дифференцированный подход, осуществлять индивидуализацию учебного процесса с учётом умственных, физических данных учеников, не акцентируя на этом их внимание, не выделяя их «ограниченные возможности».
Применение данных методов и технологий обеспечит каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей, развития личностных компетенций в процессе освоения содержания образования.