Интеграция урочной и внеурочной деятельности на основе метода проектов

1
0
Материал опубликован 27 December 2021 в группе

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности на основе метода проектов»


Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка.

(Слайд 2)От парадигмы знаний умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.

(Слайд 3) Основные задачи образования

Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Т.е. – УУД, которые мы должны сформировать и развивать.

(Слайд 4 )Михаил Афанасьевич Булгаков писал:

«Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно…

приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек

вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам»

Начальная школа является первой ступенью в образовательном учреждении, на которой дети учатся самостоятельно думать, ответственно делать выбор.

(Слайд 5) Требование ФГОС – обеспечить достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

А позволяет создать условия для формирования этих компетенций у обучающихся интеграция.

(Слайд 6) ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Введение ФГОС НОО позволяет более эффективно использовать различные формы интеграции.

(Слайд 7) Интеграция как методический прием способствует формированию у учащихся целостной картины мира. Это более всего возможно при интеграции образовательной деятельности во время уроков и деятельности на занятиях во внеурочное время.

        В современной школе урок был и остается основной формой учебно-воспитательной работы. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию этой работы. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для творческой организации обучения, воспитания и развития личности обучающегося.

      Решить это можно с помощью внеурочной деятельности, которая направлена на расширение образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся, и позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.

      Роль внеурочной деятельности по любому предмету огромна. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало интереснейших разделов, тем. Знакомство с ними является источником умственного обогащения учащихся.

       Поэтому на современном этапе развития педагогической теории и практики стало очевидным, что не меньшая роль в деле успешного освоения образовательной программы принадлежит внеурочной деятельности.

На слайде представлено как урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга.

(Слайд 8) Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности.

Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.

Усвоение предметных знаний и способов их

употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания.

Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы -лишь одно из средств раскрытия.

Освоение возрастного нормативного

пространства.

Построение пространства саморазвития.

Социализация детей, формирование социально- адаптированной личности

Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности.


 (Слайд 9) Внеурочная деятельность

- это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

- это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с  отстающими или одарёнными детьми.

(Слайд 10) Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть основной образовательной программы.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА:

1) Определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание, организацию образовательной деятельности.

2) Реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований СанПиН.

Опыт работы ещё раз доказывает, что интеграция урочной и внеурочной деятельности эффективна на основе метода проекта.

(Слайд 11) «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я смогу эти знания применить» - таков основной тезис современного понимания метода проектов.

Метод проект – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Использование этой технологии в начальной школе имеет свою специфику. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них — исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок — тем проще проект.
На первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителями. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Проектная технология предполагает:

- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельную деятельность ученика;

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

- использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Коротко – это «5П»

1.Проблема.

2.Проектирование (планирование работы)

3.Поиск и сбор информации.

4.Продукт работы.

5.Презентация.

(Слайд 14) Возможные формы (результаты) проектной деятельности младших школьников:

альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, чертёж, экскурсия и т.д.

Возможные формы презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Праздник.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

Пропедевтика проектной деятельности в начальной школе

Всё выше изложенное доказывает, что работа над проектами достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Подготовительная работа начинается с формирования специфических умений и навыков проектирования для самостоятельной работы.

Формирование таких умений и навыков целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как надпредметные.

В рамках традиционных занятий необходимо использовать проблемное введение в тему урока (занятия), постановку цели урока (занятия) ставить совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, использовать групповые формы работы, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

В это же время важно больше уделять внимания проектно-творческой деятельности учащихся. Именно творческая деятельность  учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.

На этом этапе детям предлагается выполнение творческих заданий по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку, окружающему миру ребята любят анализировать и придумывать задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, кроссвордов, макетов.

Более успешная проектная деятельность возможна на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос, что изучать в рамках данных курсов.
Выполняя творческие задания поданным предметам, дети выступают в роли авторов, издателей, художников и других специалистов книжного дела (книжки-самоделки), в роли проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве), в роли дизайнеров (проект «Букет для мамы», и т.д.)

Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам проектной деятельности.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

В силу психологических особенностей  детей младшего школьного возраста, их уровня знаний творческие работы чаще носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.

    Важным фактором является работа с родителями. Поэтому целесообразно провести родительское собрание или консультации, на которых нужно ознакомить родителей с методикой организации проектной деятельности детей и совместными усилиями определить оптимальные формы, их возможного участия. 

Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение всей работы детей над проектом, иначе губиться сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении проектов.

При грамотно выстроенном взаимодействии учитель–ученик-родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний.  При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.

Представлю некоторые темы проектов, которые были, по мнению учащихся, наиболее яркими и интересными:

1 класс

«Буквоград»

В 1 классе ученики только обучаются делать проекты.

При изучении темы «Алфавит», чтобы обобщить знания об изученных буквах, первоклассникам предлагается сделать каждому свой проект - выбрать одну букву русского алфавита и рассказать о ней. Проект краткосрочный, он занимает одну-две недели.

Дети работают по определенному плану: сначала вспоминают, какой звук обозначает данная буква на письме, какая она по счету в русском алфавите, как называлась и как выглядела в старинной азбуке. Первоклассники собирают стихи, загадки, ребусы со своей буквой. Иногда дети сами сочиняют короткие стихи, рассказы и сказки о выбранной ими букве.

Ученики творчески подходят к выполнению задания.

Важный этап реализации этого проекта – это его презентация. Дети оформляют презентацию о букве на листах А3 или А4.

Иногда дети нестандартно представляют свою букву, используя аппликацию, вышивку, роспись, лепку презентуемой буквы, а иногда и вторично используемые материалы. На заключительном этапе работы над проектом дети рассказывают и показывают свою работу классу.

В результате работы над этим проектом дети обобщают знания о буквах русского алфавита, подбирают занимательный материал о буквах, учатся творчески оформлять свою работу, выступать перед аудиторией, представляя результаты своего труда.

«Овощи+ фрукты=полезные продукты»

Проект, в котором ребята выясняли, какие витамины содержаться в овощах и фруктах, о пользе их для организма. В ходе проекта подготовили красочные коллажи, которые позднее подарили детям из детского сада.

«Живи, ёлочка!»

Творческий проект – поделка для конкурса, которому предшествовала исследовательская работа «Новогодняя красавица. Охрана лесов», цель данной работы: больше узнать о хвойном дереве – ели, разработать альтернативу новогодней красавице. В рамках этого проекта так же был поставлен мини-спектакль для детей младшего возраста.

Объёмной работой послужил проект «Зимующие птицы нашего посёлка». Толчком к данной работе стала акция «Сохраним птиц». В рамках этой акции было разработано и проведено внеклассное занятие «Зимующие птицы». На данном занятии использовались методы исследования и проектирования. В процессе групповой и индивидуальной работы, учащиеся работали со справочной литературой. Детской художественной литературой, ресурсами Интернет, самостоятельно искали способ привлечения внимания людей к проблеме сохранения видов птиц. Использование межпредметных связей: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство помогло продукт проекта сделать максимально познавательным, красочным, информационным. В результате совместной деятельности получился макет кормушки, содержащий информационный и познавательный материал о зимующих птицах. После информационной «кормушки» дети принялись за изготовление кормушек для птиц. В работу вместе с детьми включились родители, бабушки, дедушки. В классе провели презентацию получившихся работ. Ребята с воодушевлением рассказывали, как они нашли именно такую форму кормушки, какие материалы и инструменты потребовались для работы, как изготавливали, с какими трудностями столкнулись. Кормушки развесили около своих домов. На следующем этапе - дети подкармливали птиц, вели наблюдение, фотографировали пташек на кормушке. Данная работа стала носить соревновательный характер, каждый пытался, чтобы на кормушке было максимальное количество птиц. Дети обменивались впечатлениями, рассматривали незнакомых птиц, непроизвольно возник вопрос «Какие птицы зимуют в нашей местности?». Были даны рекомендации поискать информацию самостоятельно. Список птиц получился достаточно большой. Решили всех птиц разбить по количеству учеников в классе. С детьми составили план, по которому вели исследование про птиц. В результате у нас получился богатый материал, который мы систематизировали и оформили папку. Работа захватила детей, они нарисовали листовки, в которых, обращались к людям о помощи птицам в холодное время. Листовки развесили в школе и детском саду.

«Мир профессий»

Одноимённый классный час, прошёл в 1 классе, построенный по принципу взаимодействия всех участников образовательного процесса (учитель – ученик- родитель), по воспитанию нравственных качеств и профориентации учащихся.

Погружение в проект произошло  во время внеклассного занятия, а практическое выполнение – дома при участии родителей. Главным примером самоотверженного труда на любимой работе остаются для ребят их родители, поэтому каждый учащийся подготовил интересный материал о профессии родителей, творчески представил свой проект.

«В мире природы. По произведениям В. Бианки»

Целью данного проекта было заглянуть в мир природы через произведения В. Бианки. Проект краткосрочный. Ему предшествовала неделя по литературному чтению «Лесные тайны Виталия Бианки»». В рамках которой, ребята знакомились с творчеством В. Бианки, читали произведения о природе, писали отзывы, проводили мини-исследования, готовили творческие работы: рисунки, синквейны, викторины.

В этом проекте предусматривалась групповая форма работа. Каждая группа работала со своим произведением по плану. В итоге получились очень содержательные, интересные проекты, которые ребята представили на классном мероприятии, на «суд» родителей, а позднее на школьной конференции.

Таким образом, метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. При помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.




«Интеграция урочной и внеурочной деятельности"
PPT / 5.78 Мб











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации