Авторская программа по интеграции внеурочной проектной деятельности разной направленности в общешкольный проект
Обоснование необходимости проекта
В настоящее время при постоянном росте потока информации знания перестают быть самоцелью, а становятся условием для самореализации личности. Основным препятствием и сложностью организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит в отсутствии языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна — две минуты говорения за урок. В большинстве случаев, развитие речевых умений и навыков учащихся осуществляется посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Так как у учеников отсутствует мотивация, основанная на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также возможности использовать иностранный язык в реальной жизни, достижение существенных результатов в обучении иностранному языку чрезвычайно затруднены. Сегодня требуется построить такую модель учебно – воспитательного процесса, которая позволяла бы раскрывать и развивать творческий потенциал личности, в основе которой принцип совместной творческой деятельности учителя и учеников. Одним из инструментариев является проектная деятельность. Её целью является формирование всесторонне развитой личности – мыслящей, нравственной, адаптированной к жизненным условиям. Данный вид деятельности направлен на решение коммуникативных задач, ориентирован на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся.
В основе методов проекта лежит развитие познавательной деятельности учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения иностранного языка, Создаются благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции. Именно по этой причине я рекомендую коллегам проектную деятельность, как наиболее эффективный способ интеграции внеурочной и урочной деятельности.
Данный проект имеет ряд преимуществ, способствующих решению актуальных задач:
1) Учет интересов, увлечений, образовательных планов учащихся с целью их использования в образовательном процессе;
2) Возможность интеграции урочной и внеурочной деятельности;
3) Возможность развития, продвижения проектной деятельности в рамках других проектов, конкурсов;
4) Тематическая вариативность. Обучающиеся сами выбирают, придумывают тему своего проекта, исходя из своих интересов, способностей;
5) Возможность сотворчества как в малых, так и больших группах, индивидуальный подход реализуется учителем наставником на разных этапах подготовки;
6) Возможность педагогического сотрудничества на пути к достижению общего результата;
7) Необходимость социального партнерства - привлечения родителей, спонсоров, представителей различных сфер бизнеса, носителей иностранных языков в подготовку к проекту и его конечному мероприятию;
8) Развитие у обучающихся мотивации к изучению английского языка, как превалирующего средства общения в эпоху глобализации;
9) Решение коммуникативных задач, преодоление языкового барьера, страха выступления на публике;
10) Возможность наставничества, старшие ученики помогают младшим;
11) Возможность для школьников в процессе работы над проектом общаться и выражать себя (коммуникативная мотивация).
Цели и задачи проекта
Цели проекта:
-Создание творческой образовательной среды, направленной на развитие коммуникативных навыков обучающихся
- Совместный поиск учащимися и педагогами новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом.
Задачи:
- Расширять предметные и непредметные знания;
- Развивать универсальные учебные действия;
- Укреплять, совершенствовать и творчески развивать сложившейся в школе системы проектной деятельности;
- Вовлекать в творческое проектирование новых его членов;
- Расширять области тематического исследования в проектной деятельности;
- Совершенствовать электронные формы проектов;
- Осуществлять поиск новых направлений и форм творческого проектирования;
- Расширять границы практического использования проектных работ учащихся;
- Осуществлять активный поиск партнёров по проектной деятельности и укрепление разнообразных взаимополезных контактов;
- Укреплять межпредметные связи.
Содержание проекта
Предлагаемый мной проект направлен на создание творческой образовательной среды, в которой происходит процесс подготовки к финальному событию проекта-«PRO-English». PRO-от английского «profession» или «produсt». Мной предусмотрена необходимость привлечения для организации внеурочной деятельности учащихся других педагогов школы, а именно, наряду с учителями английского языка, являются кураторами и оказывают обучающимся информационную, методическую и практическую помощь.
Планирование программы должно содержать следующие этапы:
1) Выбор темы, планирование этапов подготовки;
2) Определение конечного результата;
3) Обсуждение и составление плана проекта;
4) Поиск информации с использованием икт;
5) Поиск социальных партнеров;
6) Исследовательская работа в рамках выбранной темы, возможность расширения границ проекта в пользу познавательной деятельности в изучении иностранного языка и других предметов;
7) Коммуникативная составляющая - подготовка речевых клише, отработка монологической, диалогической речи в малых группах;
8) Творческая составляющая - подготовка костюмов, декораций, реквизитов, оформление проекта;
9) Презентация проекта;
10) Самоанализ, оценка результатов проекта;
11) Рассмотрение возможности продвижения проекта в рамках других программ, конкурсов.
Инструментарий оценки и учета личностных достижений учащихся во внеурочной деятельности.
В ходе работы над проектами, обучающиеся заполняют дневник проектной деятельности, что способствует решению поставленных задач.
Фамилия, имя______________________________
Класс, группа_______
Руководители______________________________
Название проекта-
Актуальность проекта-
Цель проекта-
Задачи проекта-
Что я еще не знаю, но хотел бы узнать и научиться?
Что я для этого должен сделать?
Каких знаний по английскому языку мне не хватает для осуществления моей цели?
Знания по каким предметам мне нужны дополнительно?
Кто мне может помочь в создании моего проекта?
В какой форме я буду представлять мой проект и почему?
Планируемый результат-
Оборудование и материалы-
Эскиз (образ) будущего результата\продукта
План выполнения проекта- этап\сроки\результат
Что получилось?
Что не получилось?
Экспертная оценка-
Дальнейшее развитие проекта-
Проект разработан с учетом особенности реализуемой образовательной программы по предмету "английский язык". Данные проекты возможно интегрировать в урочную деятельность на примере УМК "Еnglish", Афанасьева О., Михеева И., а также любого УМК по английскому языку. Любая из выбираемых тем, так или иначе, находит отражение в заданиях по ОГЭ, ЕГЭ, таким образом, способствует повышению качества подготовленности обучающихся к итоговой аттестации по английскому языку. Подготовка к проектам может происходить в малых и больших группах, а также индивидуально. На этапах выбора кабинетов для ведения внеурочной деятельности, а также выбора локации для защиты (представления) проектов, учитывается не только состояние и возможности образовательной организации (кадровое и материально-техническое обеспечение), но и традиции внеурочной деятельности в школе. Над одним проектом можно работать в рамках различных внеурочных занятий, а также обучающиеся имеют возможность выбирать тему проекта из опыта внеурочной деятельности по неязыковым направлениям.
Рассмотрим подробнее возможные проекты и основные тезисы их реализации:
Кулинария - мастер-классы по приготовлению блюд англоговорящих стран
Интеграция с урочной деятельностью - расширение словарного запаса по темам "Еда", " Покупки" за счет презентации лексики, изученной в рамках проекта, игра- "В магазине" - практика речевых клише по теме " Покупки" (5,8 классы), на уроках технологии девочкам можно попрактиковать приготовление блюд по рецептам на английском языке;
Кураторы - учитель технологии, учитель английского языка;
Социальное партнерство-кафе, рестораны, пекарни, рекламные и печатные организации;
Локация проекта - кабинет кулинарии;
Языковая направленность - изучение лексики по теме "Еда", " Покупки", активизация
всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо);
Выпускаемый продукт-книга рецептов на английском языке.
Экология - показ моды, одежда из бросового материала, текстовое сопровождение на английском языке.
Исследование - экологические проблемы;
Интеграция с урочной деятельностью - отработка вопросов, ответов, урок- дискуссия на тему " Экологические проблемы" на основе материалов, показателей исследования " Экологические проблемы" (6- 8 классы);
Наставничество - учитель биологии, учитель английского языка;
Социальное партнерство - организации по защите окружающей среды;
Локация проекта - актовый зал;
Языковая направленность - изучение лексики по теме "Экология", активизация всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), монолог-описание, дискуссия;
Выпускаемый продукт - коллекция одежда из бросового материала.
Искусство - выставка картин, речевое сопровождение на английском языке.
Интеграция с урочной деятельностью - расширение словарного запаса по теме " Искусство", работа над речевыми конструкциями, лексикой ( в рамках раздела "Хобби" - 6 класс, раздела " Искусство" - 7 класс), отработка вопросов, ответов, презентация лексики, изученной в рамках проекта, (6, 7 классы) , урок на сравнение и описание, на основе материала по теме "Искусство"( 1) Посмотрите на картину 2) Подумайте в парах, как можно в нескольких предложениях её описать?3) Прослушайте описание автора картины 4) Чем схожи, чем отличаются ваше описание от авторского?...);
Картины можно использовать на уроках рисования в качестве образца;
Кураторы - учитель рисования, учитель английского языка;
Социальное партнерство - творческие мастерские, выставочные залы, союзы художников;
Локация проекта - холлы, рекреации школы;
Аудитория - возраст не ограничен;
Языковая направленность - изучение лексики по тематикам картин, монолог-описание, активизация всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо);
Продукт - брошюра или журнал с картинами и их описанием на английском языке.
Волонтерство - выставка бездомных кошек, которые хотят обрести семью, текстовое сопровождение на английском языке;
Интеграция с урочной деятельностью - расширение словарного запаса по теме "Животые", работа над речевыми конструкциями, лексикой (в рамках раздела "Животые" - 5 класс, раздела "Характер" - 7 класс), отработка вопросов, ответов,
Кураторы - классный руководитель, учитель английского языка;
Социальное партнерство - сообщества по защите животных, рекламные и печатные организации;
Локация проекта - школьный класс;
Языковая направленность - изучение лексики по теме животные, их характер, активизация всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), монолог-описание, диалог;
Продукт-онлайн-каталог бездомных кошек с картинками и их описанием на английском языке.
Книголюб – выставка «Любимые книги», сопровождаемая презентацией.
Интеграция с урочной деятельностью - на уроках литературы можно знакомить детей с бестселлерами англоязычных авторов, рекомендовать для внеклассного чтения, на уроках английского языка - писать рецензии на эти книги в онлайн-каталоге-продукт проекта "Книголюб", (раздел "Печатный мир" - 7 класс) или его черновом варианте. (7-8 классы);
Кураторы - библиотекарь, учитель литературы, учитель английского языка;
Социальное партнерство - библиотеки города, онлайн-библиотеки, книжные магазины;
Локация проекта - библиотека школьная;
Языковая направленность - изучение лексики по различным темам, активизация всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) монолог-описание, диалог, техника чтения;
Продукт - онлайн-каталог книг для подростков, в том числе англоязычных, с и их описанием и отзывами читателей на английском языке.
Здоровый образ жизни - проведение фитнесс - тренировки, мастер-класс на тему «здоровое питание».
Интеграция с урочной деятельностью - фитнес-тренировки на английском языке можно проводить на уроках физкультуры, в качестве предзащиты, урок английского языка с применением проблемной методики "Что мешает современной молодежи вести здоровый образ жизни?" на основе материалов мастер-класса "здоровое питание" (раздел "Здоровый образ жизни " - 7 класс);
Кураторы - учитель физкультуры, учитель английского языка;
Социальное партнерство - клубы, объединения, пропагандирующие здоровый образ жизни, фитнесс-центры, спортивные секции;
Локация проекта - спортивный зал, для мастер-класса - школьный класс;
Языковая направленность - изучение лексики по темам «Eда», «Спорт», активизация всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) монологическая речь, диалог;
Продукт - серия плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни, блог.
Робототехника - выставка роботов, речевое сопровождение на английском языке
Интеграция с урочной деятельностью - урок английского языка с применением
проблемной методики "Роботы покоряют мир?" (раздел "Современные технологии" - 8 класс);
Кураторы - учитель информатики, учитель английского языка;
Социальное партнерство - клубы, курсы робототехники;
Локация проекта - спортивный зал, для мастер-класса - школьный класс;
Языковая направленность - изучение лексики по теме, активизация всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) монологическая речь, диалог;
Продукт - брошюра или журнал с картинами и их описанием на английском языке.
Путешествия - онлайн - бронирование туристических путевок в Великобританию, США, Австралию;
Интеграция с урочной деятельностью - поиск информации по темам "Достопримечательности, традиции, природа англоговорящих стран" с применением УМК (разделы " страны" - 7 класс), отработка диалогической речи (раздел " Путешествия " - 8 класс), содействие в подготовке материала для онлайн - каталога туристических путевок на английском языке;
Кураторы - учителя информатики, географии, английского языка;
Локация - компьютерный класс;
Социальные партнеры - туристические агентства;
Языковая направленность - изучение лексики по теме "Путешествия", активизация всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), монологическая речь, диалог;
Продукт - онлайн - каталог туристических путевок на английском языке.
В ходе работы над проектами учащиеся овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), затем автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Вышеуказанный перечень проектов не ограничен, обучающиеся могут выбрать любую интересующую их тему (фотографии, театральные постановки, журналистика, индустрия красоты, компьютерные игры и т.д.), а учителя, в свою очередь, планируют способы интеграции в учебный процесс. Такой подход позволяет кураторам учитывать в образовательном процессе личностные достижения учащихся, достигнутые ими во внеурочной деятельности. Выбор темы проекта не обязательно основывать на разделах УМК, поскольку в начальной школе обучающиеся получают достаточные знания для работы над проектом, тем не менее, требующие определенных усилий и расширения посредством самообразования и совместной деятельности с другими участниками процесса.
Изложенный проект - это лишь часть системы внеурочной деятельности, которая совместно с урочной приводит к достижению планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Перспективы развития внеурочной деятельности по предмету
Участие школьных проектов в конкурсных мероприятиях внешкольного уровня.
Проектные работы, созданные в школе, представляются к участию во внешкольных конкурсных мероприятиях по решению жюри и приглашенных экспертов.
Одна и та же работа может участвовать в нескольких внешкольных мероприятиях.
Список литературы
1) Алешина, Е. В. Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся / Е. В. Алешина // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). -Т. 0. - Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. - С. 113-115.
2) Боровик, В.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт: сохранится ли право ребенка на выбор? / В.Г. Боровик // Справ. рук. ОУ. - 2008. - № 4. - С. 57-61.
3) Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., - 2004, С. 10
4) Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - С. 12