Формирование 4 -компетенций современного школьника через интеграцию урочной (литературной) и внеурочной деятельности
Формирование 4 -компетенций современного школьника через интеграцию урочной (литературной) и внеурочной деятельности
Учителя русского языка и литературы лицея №2 г. Рыбинска Ярославской области Подхалюзиной Натальи Александровны.
Рыбинск
ВВЕДЕНИЕ
I. I «4К» в современных образовательных стандартах.
1.1 Концептуальная основа компетенций (навыков) высокого порядка : креативности/ креативного мышления, критического мышления, коммуникации и кооперации.
1.2 «4К» и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
1.3 Реализация урочной и внеурочной деятельности в условиях муниципального общеобразовательного учреждения лицей №2 г.Рыбинска.
1.4. Организация внеурочной деятельности в условиях лицей №2.
II. практика работы педагога по использованию возможностей внеурочной деятельности в образовательном процессе
2.1.Система работы по развитию творчества обучающихся средствами театрализованной деятельности.
2.2. Развитие творческих способностей личности на уроках литературы.
2.3 Формирование «4К» через урок литературы и внеурочную деятельность.
III. ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОУ №2.(доделаю)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) ориентирован не только на достижение учеником предметных образовательных результатов, но и на формирование его как личности, овладение универсальными способами учебной деятельности, которые осуществляются в дополняющих друг друга урочной и внеурочной деятельности.
Знаний, умений, которые формировала школа в прошлом веке, уже недостаточно для того, чтобы стать успешным в наше время. Развитие технологий активно меняет общество. Система образования переосмысливает свои цели и включает в образовательные программы всё более широкий перечень навыков, создаёт условия для развития современных компетенций «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация (взаимодействие и сотрудничество). В основе компетенций лежат воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата. Они позволяют школьникам учиться самостоятельно и в кооперации с другими проявлять себя в урочной, проектной, внеурочной деятельностях. Для того, чтобы развить важнейшие компетенции, необходимо обратить внимание на организацию учебного процесса. Любой школьный урок – место, где ученики могут не только освоить содержание предмета, но и развить способности самостоятельно приобретать и создавать знания, учиться управлять собой и работать в команде.
Сегодня в школе особое внимание уделяется внеурочной деятельности школьников в условиях ФГОС ООО, что дает возможность объединить все виды деятельности школьников, в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Урочная, проектная, внеурочная деятельности направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это формирование компетенции критического и креативного мышления, коммуникации и кооперерации (4«К»). Это определяет и специфику работы, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Для достижения метапредметных результатов ФГОС предусматривает использование активных педагогических средств различных технологий на урочной и внеурочной деятельности. Организовать продуктивную работу с пользой для ученика - актуальная задача современной образовательной организации и учителя-предметника.
Актуальность использования урочной и внеурочной деятельностей в работе представлена как инструмент достижения мотивированного педагогического результата. Цель работы – представление опыта организации урочной и внеурочной деятельности на уроках литературы в условиях реализации требований Федерального образовательного стандарта основного общего образования.
Для реализации заявленной цели мы выдвигаем следующие задачи:
- рассмотреть возможности урочной и внеурочной деятельностей как инструмента формирования у учеников «4К» XXI века;
- показать средствами внеурочной деятельности способы привлечения ученика к конструированию фрагментов личностно ориентированного учебного процесса в урочной деятельности;
-представить опыт реализации внеурочной деятельности, проектного бучения на уроках литературы и русского языка.
- создать учебно-методический комплект для работы с учащимися 21 века.
Теоретическая и практическая значимость заключаются в том, что в настоящей работе предлагаются апробированные в практике работы автора модели использования урочной и внеурочной деятельности. Все изложенные способы работы технологичны, могут быть применены учителем на другом материале и на других предметах. Данная методическая разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы, администрации образовательных учреждений, специалистам методической службы. Все изложенные способы работы технологичны, могут быть применены учителем на другом материале и на других предметах. Данная методическая разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы, администрации образовательных учреждений, специалистам методической службы.
I «4К» в современных образовательных стандартах.
1.1 Концептуальная основа компетенций (навыков) высокого порядка : креативности/ креативного мышления, критического мышления, коммуникации и кооперации.
Как известно, «в связи с введением ФГОС общего образования возрастает важность использования методов, технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование «4К». Наилучшим условием для критического мышления можно считать подход : мы учимся на ошибках, а не посредством накопления данных (К.Поппер).
Условие для критического мышления – социальная ситуация общения и взаимодействия, которые представляют когнитивный конфликт, именно они становятся вызовом для мышления ученика : «Я могу ошибиться, и ты можешь ошибиться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине». При разработке оценивания креативности/креативного мышления удобна модель Б.Лукаса, в которой выделены отдельные компоненты: создание идей, любознательность, развитие идей.
Эффективная коммуникация связана с развитием человека коммуникативной компетенции – «способности выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме, а также коммуницировать в различных социальных и культурных контекстах. Структура этой компетенции: готовность к коммуникации, адаптация к цели и контексту коммуникации и партнёру, убеждающая коммуникация.
Под кооперацией подразумевается понимается эффективное взаимодействие с другими людьми, работа в командах: принятие общих целей, социальное взаимодействие, выполнение взятых на себя обязательств, самостоятельность и инициативность.
Умение работать в команде, взаимодействовать и сотрудничать рассматривается как один из важных метапредметных результатов ФГОС.
1.2 «4К» и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
В качестве важных учебных результатов во ФГОС заявлено развитие у учащихся способности самостоятельно мыслить, решать проблемные и творческие задачи, что невозможно без развития креативности формирования критического мышления (1, ). Данные компетенции являются навыками высокого порядка и стимулируют укрепление аналитического потенциала страны. Однако их формальная оценка отсутствует. В массовой школьной практике нет таких педагогических технологий и оценочных инструментов, которые позволяют формировать и оценивать эти компетенции в рамках традиционного урока и в соотнесении с конкретным предметным содержанием. Соотнесение метапредметных результатов обучения , заданных ФГОС, и характеристик «4К» позволяет сделать вывод о том, что они близки и настолько пересекаются , что инструменты для оценки уровня сформированности «4К» позволяют оценить метапредметные результаты образовательного стандарта. Учителю необходимо проектировать урок, направленный на когнитивное развитие детей за счёт формирования у них компетенций «4К». Модели учебной ситуации предполагают больше одного или множество решений. Задания дают возможность самостоятельно углубиться в предмет, что открывает обширное поле для работы: в центе задачи лежит либо мини-проект, либо создание некоторого продукта нестандартных средств. Задача предполагает работу в парах, группах, требует самостоятельного поиска необходимой информации в открытых источниках, может включать поиск и использование информации из других предметов. Учебные ситуации подобного типа могут опираться на современные технологии смешанного, перевернутого (учащиеся дома изучают материал, ищут информацию, а в классе выполняют практическую работу обучения, которые подразумевают задействование ИКТ в большом количестве.
Чтобы разрабатывать задания и проводить уроки, на которых у детей могут формироваться компетенции «4К», следует учесть требование к креативному уроку: создание у учащихся мотивации (задать большой философский вопрос), создание вызова (достаточно сложное задание), учитель может не иметь правильного ответа, ученики могут не знать всех ответов, использование знаний по предмету, разработка собственного продукта группой (Б.Лукас).
1.3.Реализация урочной и внеурочной деятельности в условиях муниципального общеобразовательного учреждения лицей №2 г.Рыбинска
Сложившаяся система лицейской работы предусматривает активную занятость ученика как в урочной, так и внеурочной деятельности. Внутренняя позиция учащегося заключается в «направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, включая контрольные и оценочные, инициативу в организации учебного сотрудничества» (7, Г.А. Цукерман и А.Л. Вегнер). Актуальность способности ученика в подростковом периоде «к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности» подчёркивают и Г.А. Цукерман и А.Л. Вегнер (7). Формированию «высоких навыков» (креативности, критического мышления, коммуникабельности, кооперации) у лицеистов способствует, в частности, осуществляемая внеурочная, проектная деятельности в формате интеграции составляющих учебного процесса (таблица 1). Обобщая наблюдения результатов включённости школьника в систему работы лицея №2, можно сказать, что она продуктивна. Высокая степень формирования «4К», показатели достижения личных результатов, проявляющиеся не столько при поступлении в вузы, сколько в процессе обучения в высшей школе (выпускники успешны, уверенны в собственных силах, конкурентоспособны, мобильны), подтверждают это.
1.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОУ ЛИЦЕЯ № 2.
Лицей №2 является Муниципальным ресурсным центром и Региональной инновационной площадкой Детского образования Ярославской области по апробации и внедрению ФГОС ООО.
На данный момент автор лицея №2 готов представить опыт педагогической деятельность на ступени ООО в частности по организации внеурочной деятельности в основной школе.
Внеурочная деятельность – это продолжение учебной деятельности и неотъемлемая часть ФГОС ООО. В основу модели внеурочной деятельности заложены социальный запрос родителей, имеющиеся ресурсы и тот уклад организации образовательного процесса, который существует в лицее достаточно давно.
Каждая ступень обучения несёт свою концептуальную идею:
- в основе начальной школы (1-4 класс) лежит система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова;
- в 7 классах выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов для определения дальнейшей специализации;
- в 8-11 обучение строится на основе гибкой формы организации учебного процесса - предметно-групповой формы обучения [Приложение №1,1].
Безусловно, уклад школы нашёл место при проектировании модели внеурочной деятельности как в начальной, так и в основной школе. Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса, это любая деятельность школьников кроме учебной, предоставление детям возможности широкого спектра занятий, направленных на личностное развитие, с целью их успешной социализации. Идея модели внеурочной деятельности в начальной школе - личностное развитие каждого в коллелективной деятельности [Приложение №1,1].
Модель организация внеурочной деятельности в 5 классах имеет преемственность с внеурочной деятельностью начальной школы, однако в основу положена идея самопознания, саморазвития личности, ее успешная самореализация. С вектором развития в дальнейшем к 9 классу - выход на профессиональное самоопределение [Приложение №1,2].
Авторским коллективом разработана следующая нормативная база :
- внесены изменения в Должностные инструкции педагогических работников на ступени ООО;
- приказ об организации внеурочной деятельности на ступени ООО;
- внесены дополнения в уже существующие положение о внерочной деятельности, положение о портфолио;
- разработана индивидуальная карта занятости внеурочной деятельностью;
- классный руководитель работает с матрицей занятости внеурочной деятельности, форму взяли из опыта начальной школы [Приложение №1,2].
Социальный запрос родителей свидетельствует о том, что ресурсы занятиям внеурочной деятельности востребованы по всем направлениям [Приложение №1,3].
На данный момент в пяти классах реализуется 10 программ внеурочной деятельности, 21 тематическая программа - в 1-3 классах. Ряд программ имеют линейное расписание, проводятся во второй половине дня 1-2 раза в неделю. Часть программ носит модульных характер и нелинейное расписание, реализуются в каникулярное время (осенью и весной), в летний период (июнь) в рамках деятельности летнего пришкольного лагеря.
Каждая программа предполагает достижение 3 уровней результатов, но итог всей внеурочной деятельности - это фестиваль личных достижений (апрель).
Каждый год обучения направленность индивидуальных образовательных проектов:
-5 класс - истрико-социо-культурная направленность,
- 6 класс - филологическая,
-7 класс - естественнонаучная направленность [Приложение №1,4].
Сопровождение внеурочной деятельности осуществляется педагогом - тьютором (общее руководство индивидуальными образовательными проектами в параллели); педагоги, реализующие курс занятий по конкретному направлению внеурочной деятельности - кураторы проекта, классные руководители - руководство ИОП в классе) [Приложение №1,5,6,7].
Опыт педагогической деятельности не может быть полноценным мониторингом, однако
можно констатировать уже на данный момент, что влечёт модернизацию научного образовательного учреждения (НОУ).
Результаты организации внеурочной деятельности :
Количество участий в муниципальных событиях других ведомств | 4 (2012г.- 0), 24 ч. | 31% |
Количество обучающихся, защитивших ИОП | 78ч. | 100% |
Количество обучающихся, участников образовательных событий лицея | 48ч. | 62,5% |
Количество обучающихся, участников мониторинга образовательного события (ЦОИККО)- | 23ч. | 56% |
Количество обладателей сертификата участника Акции «Передай добро по кругу | 34ч. | 27% |
Количество обладателей сертификата участника «Агентства добрых инициатив»- | 32ч. | 25,5% |
(Приложение 2]).
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников , в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации[10 с.43].
Ещё в прошлом веке известный педагог А.С.Макаренко сказал: «Личность не воспитывается по частям, а создаётся синтетически всей суммой влияния, которым она подвластна [4,С.3]. Воплощение данной мысли известного педагога позволяют обеспечить ФГОС ООО второго поколения, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Ведь жизнь не заканчивается уроками. Компетентность выпускника должна проявляться не только в сфере познавательной, но и гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой, бытовой.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это формирование функциональной компетенции критического и креативного мышления, коммуникации и кооперерации (4«К»). Это объясняет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то формировании 4 «К» происходит благодаря ценностям, ориентирам, потребностям, интересам человека; удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Таким образом, занятия по внеурочной деятельности – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Педагоги стараются заинтересовать каждого ученика занятиями после уроков, чтобы стать для учащихся центром, воспитательным комплексом, который превращает внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Воспитание в школе идет только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание в нашей школе принципиально охватывает и пронизывает собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
II. Практика работы педагога по использованию возможностей внеурочной деятельности в образовательном процессе
2.1. Система работы по развитию творчества обучающихся средствами театрализованной деятельности
Творческое развитие личности ученика происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом обучающегося, что обеспечивает органичное его вхождение в многогранный мир театра.
Театрализованную деятельность можно организовывать как сопутствующую при проведении учебных мероприятий или во время специализированных занятий кружка театральной студии. Театрализованные игры могут быть включены в активные современные формы организации педагогического процесса.
Программа по внеурочной деятельности «Театральное мастерство» предполагает различные возможности интеграции театрализованной деятельности, которая разнообразит способы и приемы проводимых занятий и активизирует мотивацию и заинтересованность учеников (приложения 12, 13).
Занятия по внеурочной деятельности носят комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как: история, природоведение, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка (Приложение 12).
Занятия по театрализованной деятельности целесообразно организовывать в следующих направлениях (приложение 3):
- знакомство с основами драматизации через освоение учениками технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства;
- знакомство с основами актёрского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;
- самостоятельная театральная деятельность.
Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение основной цели – формирование активной высококультурной творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
— создать атмосферу творчества;
— развить творческие способности и творческую самостоятельность учащегося;
— воспитать интерес к различным видам творческой деятельности;
— овладеть импровизационными умениями;
— развить все компоненты, функции и формы речевой деятельности, навыки театрально-исполнительского мастерства;
— совершенствовать познавательные процессы;
— осуществить культурно-нравственное и социально-эмоциональное становление ребенка.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
— просмотр спектаклей и беседы о них;
— общеразвивающие игры и игры-драматизации;
— подготовку и разыгрывание разнообразных инсценировок;
— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— отдельные упражнения по этике;
— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание произведений, сценок, так и самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
— введение в тему, создание эмоционального настроения;
— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности (2. с.19).
Конспект занятия представлен в приложении 6,7.
Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, создание креативного поля, переход игры на другой, более сложный творческий уровень, упражнения, этюды.
В организации театрализованных занятий широко используют практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизации. Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание произведений.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, использую разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Все методы и приемы использую в комплексе, чередую и дополняю друг друга, позволяя учащимся дать знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, творческое воображение. Методический комплект учебных материалов по реализации основных направлений театрализованной деятельности с обучающими (знакомство с основами драматизации, основами актёрского мастерства, самостоятельная театральная деятельность детей) представлен в приложениях.
Во время занятий необходимо выслушивать ответы и предложения обучающихся; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у учеников радость.
Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество учащихся.
2.2. Развитие творческих способностей личности на уроках литературы.
В своей педагогической практике я использую изучение литературы через театральное искусство. Работа над ролью в театре начинается с восприятия произведения, затем застольный период работы над ролью, далее – выход на площадку, этюды, а результатом работы является спектакль, который может состояться в том случае, если каждый этап работы будет проделан осознанно. Именно так мы «читаем» художественное произведение на уроках литературы (Приложение 9 , работа на первых занятиях по внеурочной деятельности «От простого к сложному» (составление сценария по рассказам В.Осеевой).
Соединение учебного и дополнительного «развлекательного» образования является главным в моей практике.
Основной задачей нынешнего образования является то, что «режиссер» (учитель) должен только направить «актера» (ученика) в нужное русло, а «актер» - самостоятельно решить, как эту роль исполнить. В основе моей работы самым главным является сценическое воплощение при изучении литературного произведения, предложенного школьной программой. От постановок, инсценировок, внеклассной работы театральной студии – к глубинному проникновению в художественный текст (приложение 8, работа на первых занятиях по внеурочной деятельности «От простого к сложному» (составление сценария по рассказам М. Зощенко). В ходе выполнения коллективного предметного проекта мы получаем три важных образовательных результата: совершенствуем жанр отзыва для пятиклассников, качественно обогащая структуру и содержание, составляем модель жанра «рассказ» - универсальный продукт урока, нацеливающий на восприятие конкретного произведения внутри системы
Инсценирование является завершающим этапом изучения литературного произведения в школе. Есть книги, которые не нуждаются в анализе, их надо пережить, и театр поможет сделать это (Приложение11). Инсценировки, готовящиеся в школе, страдают, на мой взгляд, существенными недостатками. Из-за нехватки времени, отсутствия навыков театрального перевоплощения, нетренированного речевого аппарата, неумения проникнуть в психологическую многоплановость образов литературных героев – учитель выбирает наиболее способных учеников и с их помощью ставит тот или иной спектакль, который даже в этом случае получается довольно низкого художественного и эстетического уровня. Поэтому основной задачей «театральной» деятельности в учебном процессе является развитие в каждом ребенке театральных, сценических способностей, которые раскрываются на занятиях театральной студии, и лишь затем использование этих средств: внимания, творческой фантазии, речи, пластической выразительности – не только на уроках литературы, но и на классных часах, других уроках и особенно в жизни. (приложение 10) .
Подготовка театрального урока – очень длительный и сложный процесс. Если просто дать задание инсценировать тот или иной отрывок, то вряд ли что-нибудь получится. Формы работы, которые используются мною на театральных уроках, представлены в приложении.
Необходимо помнить: как и в любом деле, связанном с творчеством, жёстких правил, касающихся порядка действий, нет. Но есть определённые этапы, которые художник проходит в любом случае. Рассмотрим эти этапы в том порядке, который является наиболее логичным: 1. Определение темы.
2. Определение формы и формата произведения.
3. Выбор героев. Первый из них - это герой. Весь сюжет строится на том, что герой стремится к достижению некой цели. В этом ему мешает антагонист – второй тип главного действующего лица. Цели антагониста не просто не совпадают с целями героя, они прямо противоположны, взаимоисключающи. Третий тип действующего лица – объект, то есть персонаж, являющийся целью, к которой стремится герой. Четвёртый тип главного действующего лица – соратник, помощник героя в достижении его целей.
4. Определить мотив – то, к чему стремится герой. Всё, что будет предпринимать для достижения цели, - это действие. Всё, что ему мешает достигнуть цели, будет порождать конфликт, т.е. конфликт – это столкновение действия и противодействия. Можно воспользоваться следующей таблицей( приложение 5). Эта таблица поможет более чётко определить функции каждого из действующих лиц и сделать сюжет более чётким и понятным;
- создание костюмов героев. Во многих литературных произведениях костюмы героев описаны достаточно подробно.
Очень важным для начинающего артиста является умение двигаться и говорить. К. Г. Станиславский говорил: «Все действия должны быть логичны, тогда они будут правдивы». Динамические паузы, проводимые на уроках русского языка и литературы, направлены на развитие пластики, например, «Цветочный магазин», «Свеча», «Тряпичная кукла» и т. д. Все игры строятся согласно следующим принципам: игрового самочувствия, от простого к сложному, от элементарного фантазирования к созданию образа.
В 5 – 6 классах – работа над этюдами, «немыми» сценами, «стоп-кадрами», постепенно вводится ролевой материал, небольшие диалоги, сценки, и лишь в более старших классах- постановка крупных произведений, которые должны родиться из этюдов, импровизаций, диалогов, сценок.
Главное – постепенность овладения самим процессом создания и воплощения литературного образа на сцене. Развитие во время занятий умения к многократному, вдумчивому возвращению к литературному произведению и его героям. Не количество постановок за все время учебного процесса, а качественное усвоение литературного материала. Без дополнительного изучения времени, в котором живут герои, истории костюма и других сопутствующих деталей, невозможно с полной достоверностью воссоздать не только характер героя, но и то время, в котором он жил.
Переход к новой теме, к изучению нового произведения, начинается с «Анкеты восприятия литературного произведения», схема такой анкеты выдается каждому ученику. Она преследует цель выяснить способность учеников самостоятельно выразить первое впечатление о встрече с автором, художественным произведением, лирическим героем. Занятие напоминает так называемый в театре «застольный период» работы над ролью, когда анализируется взятое для постановки произведение. Специфика литературы как искусства настоятельно требует «живого» звучания творений писателей и поэтов. Уметь «оживить», «нарисовать» словами текста события, участников этих событий, картины жизни, изображенные в художественном произведении, а это значит, овладеть искусством выразительного чтения.
Умение выразительно говорить и читать должно формироваться у учащихся на занятиях театральной студии и использоваться не только на уроках литературы, но и на других предметах и в жизни. Я – автор. Я рассказываю историю героя и иногда веду диалог, в котором каждый может стать героем этого произведения. Например, предлагается выбрать те вещи, которые могли бы принадлежать тому или иному герою, и обосновать свой выбор подтверждением текста произведения, а затем разыграть эпизод этюдным способом. На сцене (класс оборудован сценой) интерьер, детали костюмов эпохи изучаемого произведения, реквизит и еще дополнительно то, что необходимо для данного произведения или эпизода (Приложение 7)
Выразительное чтение является наиболее действенным методом первоначального ознакомления учащихся с текстом художественного произведения, но прочитать крупное произведение на уроке невозможно, и помощником в его восприятии является пересказывание на уровне сюжетной линии, а также чтение отрывков, инсценирование отдельных, ключевых эпизодов. Например, ребятам дается творческое задание сделать программку к будущему спектаклю по изучаемому произведению (титульный лист ), которой они художественно оформляют, действующие лица распределяют по тому порядку, какое они занимают в произведении, но самым важным моментом является то, что они должны дать краткую характеристику героям и в заключении написать либретто к спектаклю, условно разбив его на акты-части. . Благодаря такой работе, вырабатывается умение разбивать произведение на части и сжато пересказывать.
А теперь еще один прием анализа литературного произведения через театральное искусство, а точнее киноискусство. Вводятся такие понятия, как кадр, план, монтаж, сценарист и другие. Представим себе, что мы съемочная группа, класс делится на творческие группы, в которые входят режиссер, актеры, сценарист, осветители, музыканты, ассистент с хлопушкой. Каждой группе выдается «Схема составления киносценария», которую «киносъемочная» группа должна заполнить. Затем приступаем к «съемке фильма»: этюды, немые сцены, выстроенные на занятиях театральной студии. Ставится задача – «снять» один два кадра, затем идет обсуждение с ребятами действий группы, оценка их работы.
Такая работа и позволяет на уровне сюжетной линии пересказать произведение. Результатом такой работы является итоговый урок по литературе, который можно назвать театральным проектом [Приложение 10]..
Занятия в театральной студии – это со-творчество ученика и педагога (актера и режиссера), где литературные герои воплощаются на сцене. Через сценическое воплощение происходит восприятие литературного произведения в целом.
Внеклассная (студийная) работа, таким образом, является продолжением учебного процесса, доработка того, чего не хватает на уроках литературы. Писатель Успенский сказал: «Единственно возможная форма контактов между детьми и взрослыми в не экстремальных условиях – это игра». Через игру – в мир литературы, в жизнь!
Еще в 1910 году Немирович писал в письме к К. Станиславскому: «Должно завести литературный отдел. Надо знать всю мировую литературу…Надо их знать, изучать с театральной точки зрения». Немирович говорит о мировой литературе, но хотелось бы уточнить, что образцы русской классической литературы тоже относятся к мировой. Он не разъясняет, что такое «театральная точка зрения» на литературу, но совершенно очевидно, что речь идет не о внешних и прямых театральных потребностях, а о чем-то несравненно большем - о значении, которое может получить именно на сцене литературный образ, о присущей литературе широте содержания и, наконец, о неизбежной, но в высшей степени плодотворной условности всякого литературного содержания, позволяющего ученику-актеру, учителю-режиссеру с помощью волшебного «если бы» свободно перемещаться из сегодняшнего времени в прошлое и будущее. Прежде всего, надо воспитывать себя на лучших образцах художественной литературы. Урок – занятие превращается в со-творчество, в со-переживание, в со-исследование.
Такие формы и методы, используемые мной на уроках литературы при изучении произведений через театральное искусство, позволяют ребенку «почувствовать» авторское слово, пропустить его через себя, что очень важно для более глубокого восприятия произведения. Ребенок, исполняющий какую-либо роль, увлеченный ею, просто вынужден, в хорошем смысле этого слова, обращаться многократно к тексту, а если нужно, то и к истории, и к критике, и к истории костюма, и к другим источникам, которые помогут ему понять не только роль, но и произведение в целом.
2.3 Формирование «4К» через урок литературы и внеурочную деятельность.
М. В. Качурин писал: «Разумеется, судьба урока и преподавания вообще зависит от многих причин – от педагогической веры, читательской увлеченности учителя, его умения увлечь в мир литературы своих учеников, от их чуткости и отзывчивости… И все же филология и театральное искусство – словно два крыла урока литературы». Именно внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия для обеспечения развития интереса к процессу чтения; пробуждения потребности у школьников к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности; раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка; любви и уважения к родному языку, интереса к чтению разнообразной литературы.
Внеурочная деятельность направлена на достижение читательской грамотности; в ходе творческой деятельности обучающийся не только должен узнать, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Чтобы разрабатывать задания и проводить занятия, на которых будут формироваться 4К, необходимо создание у учащихся мотивации (создание интриги на уроке, увлечение разработкой собственного продукта группой)
Эмоциональное погружение в пространство художественного произведения заставляет ребят прожить ситуацию изнутри, что очень важно для понимания идейно-художественного своеобразия произведения, дают возможность эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения, распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
В своей работе стараюсь использовать системно- деятельностный подход, различные приёмы и формы деятельности. Проектная деятельность — важная часть не только образовательного, но и воспитательного процесса. Творческая деятельность формирует читательскую грамотность. Автор работы предлагаем пример организации такой деятельности — «Стихотворение “Внимая ужасам войны…” Н.А. Некрасова — путь к коллективным творческим работам». Анализ поэтического текста позволяет реализовать множество творческих проектов.
Произведение Н.А. Некрасова посвящено Крымской войне 1853-1856 годов. В нём нет описания сражения, но психологическая характеристика тыла, изображённое страдание матерей поражает воображение читателя, связывает сказанное поэтом о конкретной войне с вечными образами. Стихотворение напоминает каждому из нас о непреходящей ценности жизни: только мать, дающая жизнь, понимает её святое назначение, а безумцы, втягивающие новые поколения в войны, не слышат голоса разума.
С учениками на уроке мы начинаем работу с чтения стихотворения «Внимая ужасам войны…» Н.А. Некрасова, не говоря, кто автор этого произведения. Активизировать мышление ученика, создать сознательную интригу, способствующую исследованиям и открытиям на уроках, — одна из задач учителя, поэтому на первом этапе работы учащиеся предполагают, о какой войне идёт речь. Как правило, в ходе занятия все догадки сводятся к одному детскому мнению, что данное стихотворение посвящено Великой Отечественной войне. Нам, взрослым, это понятно: детям близки рассказы родственников о воевавших близких, мы ещё раз убеждаемся, что связь поколений не потеряна, и цель педагога на урочной и внеурочной деятельности – помочь сознательно увековечить то, что связывает нас с прошлым. Авторство Н.А. Некрасова удивляет учащихся. На этом этапе работы чётко выстраивается ход дальнейшей деятельности: анализ стихотворения Н.А. Некрасова и создание детских творческих проектов. Ученики становятся «соразработчиками», то есть могут развивать и дополнять задание. Задание стимулирует учеников проявлять любознательность, использовать жизненный опыт, сотрудничать.
Стихотворение Н.А. Некрасова может послужить поводом к созданию детских творческих работ.
В реализации проектов учащихся, что важно для решения задач ФГОС ООО, помогает не только урок литературы, но и внеурочная деятельность. В нашем случае частично или полностью использованы форматы занятий по предметам «Родной русский язык», «Литература», «Родная литература» и внеурочных занятий по курсам «Театральная мастерская», «Самосовершенствование личности», «Школа социальной активности». Каждое занятие в системе должно представлять своеобразную ступеньку в продвижении ученика к творческому результату.
Стихотворение Н.А. Некрасова о войне побуждает учащихся к созданию собственных произведений. На занятиях внеурочной деятельности мы рекомендуем ученикам собрать информацию о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Из собранного материала ученики формируют видеоколлаж «Мы помним! Мы гордимся!», представляющий собой слайды с фотографиями прабабушек и прадедушек, Wiki-газету. Результатом такой работы могут быть авторские сборники стихотворений учащихся или один классный тематический сборник «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»( Приложение). Появляется вариативность выбора у учащихся.
В нашей практике собранный материал о воевавших родственниках стал началом театральной деятельности. Ребята с удовольствием создали сценарий и поставили фрагмент повести Б. Васильева «Офицеры». Они же предложили объединить собственные стихотворения о войне, видеоколлаж «Мы помним! Мы гордимся!» и инсценировку в одну музыкально-литературную композицию «Офицеры». Подобная групповая работа развивает патриотические чувства, помогает привлечь ребят к изучению основ стихосложения и созданию художественно ценных поэтических произведений, стимулировать творческий потенциал юных чтецов, авторов, актёров. Значим результат читательской грамотности: ребята демонстрировали свои знания в области электронных ресурсов и уместность использования IT-продуктов в творческом проекте.
Все представленные выше творческие достижения учащихся — реализованный системно-деятельностный подход ФГОС ООО, пример решения его задач развития творческих способностей и формирование читательской 4К и читательской грпмотности. Это особенно важно в современном обществе, увлечённом новыми технологиями, где каждый второй ребёнок предпочтёт компьютерную игру книге.
Стихотворение «Внимая ужасам войны…» Н.А. Некрасова – призыв сохранить память о прошлом, о далёких горьких днях, пережитых их прадедами, бабушками и дедушками. Работа с текстом великого поэта даёт возможность понять через детское творчество: каждым молодым человеком должна осознаваться великая ценность жизни.
Представленные проектные формы работы позволяют приобщить учащихся к красоте и глубине классики, примером которой является творчество Н.А. Некрасова.
Творческая деятельность играет особую роль в формировании «4К» : совокупность знаний, умений и навыков позволяет ученику отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно её использовать в личных и общественных целях.
Таким образом, театрализацию можно рассматривать как путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Процесс применения театрализации художественных произведений на уроках литературы основывается на читательском/зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром.
Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации творческих способностей учащихся, которые способствуют формированию 4-компитенций современного школьника.
Таблица №1 Формирование «4К» через интеграцию урочной и внеурочной, проектной деятельности в лицее №2 г. Рыбинска. Например, лирики Н.А.Некрасова – удобный материал для интегрированного учебного процесса, способность связать классику с современностью, с личной судьбой ученика, историей его семьи.
Урочная деятельность | Проектная деятельность | Внеурочная деятельность | Инструменты, разработанные для оценки уровней сформированности «4К» |
Литература «Внимая ужасам войны…» Н.А. Некрасова «Родной русский язык», «Родная литература». | 6,8 класс - «филологическое», Создание индивидуального образовательного проекта видеоколлаж «Мы помним! Мы гордимся!», сборники стихотворений учащихся «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…» | «Театральная мастерская», «Самосовершенствование личности», «Школа социальной активности» Wiki-газету, создание сценария и поставили фрагмент повести Б. Васильева «Офицеры». | Критическое мышление: социальная ситуация общения и взаимодействия -умение находить связь между утверждениями, вопросами, аргументами; -умение оценивать надежность утверждений, убедительность доводов; - умение объяснять ход мыслей; Умение формировать гипотезы и самим делать выводы; -самопроверка, коррекция. Креативность: -создание идей; -любознательность; -развитие идей. Коммуникация: -умение ответить на чужой вопрос, готовность задать вопрос; -в различных ситуациях общения умение выбрать разные вербальные и невербальные средства коммуникации; -словарный запас, знание правил языка Кооперация: -умение работать в команде; -умение взаимодействовать |
III. ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОУ ЛИЦЕЯ №2 доделаю
Анализ результативности театрализованной деятельности позволяет представить динамику происходящих изменений: в результате систематической деятельности по развитию творческих качеств личности возрастает количество детей с их высоким уровнем первоначально от 15% далее 53,3% .
Первый уровень результатов был достигнут приобретением школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имело взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе, как надо себя вести в общественном месте, ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога.
Второй уровень результатов был достигнут получением школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имело взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде (участие в школьных праздниках, выступления перед ребятами начальной школы). Особое место уделялось концертной деятельности: обучающиеся исполняли произведения в рамках праздников, проводимых в лицее, организовывали праздники для мам, пап и бабушек. Проводились итоговые занятия для обучающихся, на которых присутствовали родители и педагоги. К концу учебного года готовился отчетный концерт, в котором принимали участие все ребята, которые посещали занятия по внеурочной деятельности. Именно в такой близкой социальной среде ребята получали первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинали их ценить.
Третий уровень результатов был достигнут получением школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Хочется, отметить, что по итогам первого года обучения, обучающиеся участвовали в конкурсах различного уровня, выступали перед детьми детского сада и принимали участие в III-ем городском фестивале-конкурсе «Крылья Мельпомены», посвящённому 150-летию со дня рождения К.С. Станиславского, великого русского режиссера, актера и теоретика театрального искусства, стали лауреатами фестиваля. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, ребята становились социальными деятелями. Именно в опыте самостоятельного общественного действия было приобретено то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества (Приложени 8).
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имело взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников начинала формироваться коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
Все достижения ребят фиксируются в индивидуальном портфолио. Беседуя со своими детьми, родители отмечают, что внеурочная деятельность даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем его мире. Первый опыт показывает заинтересованность педагогов, родителей и детей в тех изменениях, которые приходят в связи с внедрением новых образовательных стандартов.
Таким образом, систематическая работа в театральном кружке по общекультурному развитию учащихся через театрализованную деятельность способствует формированию не только нравственных понятий, эстетического вкуса, но и формированию «4К»..
Заключение
Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его школьного опыта, где он получает не только информацию о красоте человеческих отношений, законах общества, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует как творческой активности личности, так и умений держать себя в обществе.
Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности. Она позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решать задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащать эмоциональную сферу, активизировать речевую деятельность и корректировать отклонения в разных сферах психической деятельности.
Условиями успешного развития творческих способностей дошкольников 11-12 лет средствами театрального искусства являются учет его индивидуальности, саморазвитие должно быть основано на самовыражении учащихся, сотрудничестве и сотворчестве. Для этого необходимо создать комфортную психологическую обстановку в образовательном учреждении, не менее важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству. Педагог должен подобрать соответствующие методы обучения, используя эффективные способы и педагогические средства организации учебной театрализованной деятельности учащихся.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет педагог, умело направляющий данный процесс. Комплект методических и дидактических материалов по организации театральной деятельности учащихся позволяет сделать процесс обучения детей творческим и развивающим.
Программа внеурочной деятельности «Театральное мастерство» создает условия для гармоничного развития разума, чувства и воли школьника, формирования у него духовной и исторической культуры, системы ценностей, мотивов поведения через театральное искусство. Мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. Формы и методы, используемые на уроках литературы при изучении произведений через театральное искусство, позволяют ребенку «почувствовать» авторское слово, пропустить его через себя, что очень важно для более глубокого восприятия произведения. Привлечение театрализованных сцен на уроках литературы является одним из важных аспектов формирования 4-Компетенций современных учащихся.
Несомненно, жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
.
Приложение
Библиография
1.Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
2.Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.
3.Григорьев Д.В, Куприянова Б.В.Программы внеурочной деятельности.-М.Проссвещение,2011-с.78.
4.Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – С. 127.
5.Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения. – Владимир, 1991. – С. 11–24.
7.Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 63–71.
8.Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980. – С. 192.
9.Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991. – № 1. – С. 131–140.
10. Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.-сост. Н. В. Киселева, В. А. Фролов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
11. Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т. – М., 1954.
2. http://www.happy-giraffe.ru/community/15/forum/post/62532/