Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)
Интеграция урочной и внеурочной деятельности
в начальной школе (из опыта работы).
«Если мы сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у детей завтра»
Джон Дьюи
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. На протяжении длительного времени обучение в школе ориентировалось на формирование знаний, умений и навыков (ЗУН), носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация на развитие универсальных учебных действий (УУД) и творческих качеств личности.
В 2011 году в связи с введением ФГОС в 1-х классах при организации внеурочной деятельности многие педагоги столкнулись с рядом проблем: недопонимание значимости внеурочной деятельности и её связи с урочной деятельностью, отсутствие опыта организации данной деятельности и др. Изучив исторический опыт и опыт современных педагогов, я пришла к выводу, что урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга.
Конечно, в современной школе урок был и остается основной формой учебно-воспитательной работы. Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведённого времени и определённого контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий – урок - по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для следующих видов работы:
вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника;
создания оптимальных условий самостоятельной деятельности учителей и учащихся;
учёта личностных особенностей педагогов и школьников,
реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей;
их эффективной социальной адаптации;
развития дружеских партнёрских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности, которая направлена на расширение образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся, и позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.
Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.
С этой целью мной была разработана программа внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества». Программа курса представляет систему занятий по развитию речи и творческих способностей у младших школьников и рассчитана на четыре учебных года. Уроки курса как составная часть входят в систему изучения грамматико-орфографических тем русского языка по традиционной методике обучения. Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, исходя из которых, выбираются виды упражнений для связной речи. Урок речевого творчества состоит из двух частей: лингвистической и литературоведческой.
В первой части урока большое внимание уделяется мыслительной деятельности учащихся: выполняются учебные задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части урока ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют сказки, стихи, считалки, скороговорки, пишут сочинения-миниатюры. Межпредметные связи на занятиях «Уроки речевого творчества» прослеживаются с уроками русского языка, окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и музыки. Но, в первую очередь уроки речевого творчества - это уроки нравственности. И здесь реализуется еще одна задача – воспитание личности.
Ребенок по природе — творец и мечтатель. Что же поможет ученику в дальнейшем развивать воображение, смекалку, уверенность в себе? Занятия на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства.
Хочу привести примеры творческих работ моих учеников:
Скороговорка: Шесть шутов шили шорты. (Алина Б., 3 класс)
Поговорка: Еж, что солнце - в руки не возьмёшь. (Ларина Ж., 4 класс)
Загадка: Я хороший, я пригожий,
Я на кактус чуть похож.
Я фырчу, меня не трожъ,
Уколю тебя! Я-...!
(Виталина К., 3 класс)
Стихи: Осень, холод, грусть, тоска.
Дома я сижу одна.
Листья жёлтые летят.
На дворе уж нет ребят.
Дождик капает все дни.
Осень, осень уходи!
(Елизавета Ш., 4 класс)
Сочинение-рассуждение «Если б я была волшебница».
Если бы я была волшебницей, то все хорошие и добрые мечты превратила бы в реальность. Благодаря моему волшебству я бы сделала уроки интересней. В школе организовала бы живой уголок с разными животными. Уроки окружающего мира можно было бы воплощать в реальность. Изучая животных и насекомых, мы попадали бы в настоящий мир, где они обитают. Могли бы путешествовать по миру. А на уроках изобразительного искусства нам рассказывали бы о своих картинах сами художники. Свои сказки, на уроках литературного чтения поясняли писатели и поэты. Тогда бы уроки стали интересней. Вот что бы я сделала, если бы имела волшебные силы!
(Эвелина В., 3 класс)
Работа над программой ведется постоянно. Систематизированы и разработаны приёмы для вовлечения и развития творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Результатом данного опыта стали участие и победы, учащихся в интеллектуальных марафонах, в проектной деятельности и различных конкурсах.
Нет сомнения в том, что внеурочная деятельность обладает потенциалом в развитии творческих способностей учащихся. С одной стороны, дальнейшее (вслед за уроками) совершенствование индивидуальных природных задатков и способностей в той или иной сфере деятельности, например в выразительном чтении, искусстве, музыке, спорте. С другой стороны - развитие творческой личности, способной осуществлять перенос и творческое применение УУД (умений), а с их помощью - и предметных знаний и умений в новые ситуации, отличающиеся от учебно-предметных, создание ситуации успеха для каждого ребёнка. Такой перенос приобретенных навыков в реальные жизненные ситуации дает учащимся возможность приобретать личный опыт социализации.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
2. Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб., 2004
3. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.
4. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников
5. Кристинина, Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) / Е. И. Кристинина. https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8132/