Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 4 классов «Математика и шахматы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся
4 классов
«Математика и шахматы»
Составила: Учитель Начальных классов Прудей А.А.
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 № 1897 с изменениями и дополнениями;
информационным письмом МОиН РФ от 12.05.2011г. № 03 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
письмом МОиН РФ от 14.12.2015г. № 09 3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
с основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) школы
Программа для школьников «Математика и шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Авторской программы И.Г. Сухина "Программы курса "Шахматы – школе» (2013. – 40 с.)
Актуальность. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию усидчивости, силы воли, характера, уверенности в себе, развить свои индивидуальные способности (внимание, логическое мышление, память), расширить кругозор, уметь находить выход в нестандартных ситуациях, дает возможность проявить себя. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. У математики и шахмат много общего. Выдающийся математик Г.Харди, проводя параллель между этими двумя видами человеческой деятельности, заметил, что решение проблем шахматной игры есть не что иное, как математическое упражнение, а игра в шахматы — это как бы насвистывание математических мелодий. В данной работе исследуется связь математики и шахмат. Рассматриваются математические решения задач, связанных с шахматной доской и с шахматными фигурами. Практическая значимость работы состоит в том, что задачи с применением шахматной теории часто встречаются на олимпиадах по математике.
Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
овладение навыками игры в шахматы; умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;
привлечение обучающихся к решению логических задач, повышение их интереса к математике;
формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;
формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)
формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Сроки реализации программы: 1 год (34 часа) – 1 час в неделю.
Программа реализуется в форме комбинированных занятий, практикумов по решению задач, уроков шахматной игры. Комбинированные занятия строятся по принципу сочетания элементов
беседы-обсуждения
практикума по решению разнообразного задачного материала, в том числе, подобранного самими учащимися;
разбора шахматных задач, комбинаций, этюдов
На многих занятиях присутствуют элементы проблемного обучения.
Основные формы работы на практических занятиях
работа в группах
работа в парах
самостоятельная работа учащихся по индивидуальным заданиям.
Состав групп при этом формируется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Текущий контроль предусмотрен в форме наблюдения за деятельностью учащихся, индивидуального собеседования с учащимися, проверки домашних заданий.
Итоговый контроль осуществляется путем защиты групповых проектов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
2. Познавательные УУД:
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).
3. Коммуникативные УУД
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласовании позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Математика и шахматы” является формирование следующих умений:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Предметные результаты:
В результате обучения «Математика и шахматы» обучающиеся должны:
научиться игре в шахматы;
уметь решать шахматные задачи и этюды;
понимать связь между математикой и шахматами;
использовать полученные на кружке знания для успешного усвоения программы по математике.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Первое знакомство с «Шахматным королевством». Техника безопасности.
Легенды о шахматах. Чтение дидактической сказки «Удивительные приключения
шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Правила техники безопасности в кабинете. Математика счет клеток шахматной доски с помощью умножения, разными способами.1 час
Шахматная доска. Шкала. Вертикаль. Горизонталь. Диагональ. Симметрия шахматной доски. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная, вертикальная, большая и малая диагональные линии. Центр шахматной доски. Осевая и центральная симметрия. Математика счет клеток шахматной доски с помощью умножения, разными способами, работа с осью симметрии. 1 час
Задачи на раскрашивание и разрезание шахматной доски. Задачи на раскрашивание и разрезание шахматной доски. Математика: упражнение в работе с симметрией. 1 час
Координаты. Шахматная клетка. Координатная плоскость. Координаты шахматной доски. Латинский алфавит. Математика: знакомство с понятием параллели и перпендикуляра.1 час
Задачи на определение кратчайшего пути. Математика: периметр геометрических фигур. Длина ломаной. 1 час
Задачи на покрытие шахматной доски домино и полимино. Математика: площади геометрических фигур. Площади прямоугольника, квадрата, многоугольника. 1 час
Шахматные фигуры. Расстановка фигур. Обозначение шахматных фигур и терминов. Математика: запись начального положения. 1 час
Шахматная фигура в пешечном эквиваленте.
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Математика: счет веса фигур. 1 час
Главная фигура на шахматной доске. Математика: сравнение веса фигур. 1 час
Король. Ход короля. Задачи с королем на шахматной доске. Математика: развитие логического мышления. 1 час
Ферзь. Ладья. Математика: развитие логического мышления. 1 час
Ферзь. Ладья. Ход ферзя. Ход ладьи. Задачи с ферзем и ладьей на шахматной доске. Математика: развитие логического мышления. 1 час.
Слон. Конь. Слон. Конь. Ход слона. Ход коня. Задачи с конем и слоном на шахматной доске. Математика: развитие логического мышления, построение стратегии. 1 час.
«Волшебная» пешка. Пешка. Ход пешки. Превращение пешки. Задачи с пешкой на шахматной доске. Математика: Правило квадрата. 1 час.
Задачи о перестановках фигур на шахматной доске. Математика: повторение математических правил. 1 час
Понятия шах, мат, пат. Математика: стратегический расчет веса фигур. 1 час
Цель и результат шахматной партии. Шах. Пат. Мат. Математика: соотнесение планируемого результата с действительным. 1 час
Мат. Примеры матовых ситуаций. Математика: расчет мата в три хода. 1 час.
Решение задач на постановку мата в один и два хода. Математика: стратегическое мышление, используя счет и вес фигур. 2 часа.
Рокировка. Большая рокировка. Малая рокировка. Для чего делают рокировку. Когда нельзя делать рокировку? Математика: применение правил математики. 1 час.
Игра в шахматы с малым количеством фигур. Математика: четные и нечетные числа. 2 часа.
Анализ шахматных партий с малым количеством фигур. Математика: развитие способности анализировать информацию. 1 час
Понятие о дебюте.
Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Математика: развитие способности анализировать информацию. 1 час
Гамбит. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур. Математика: развитие способности анализировать информацию. 1 час
Начальные сведения о миттельшпиле.
Миттельшпиль. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Математика: развитие способности систематизировать информацию. 1 час
Начальные сведения об эдшпиле.
Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против короля. Математика: развитие способности систематизировать информацию. 1 час
Решение шахматных задач.
Решение шахматных задач. Демонстрация коротких партий. Математика: развитие способности систематизировать информацию. 1 час
Тактика игры.
Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Решение тематических этюдов. Математика: работа с таблицами. 1 час
Стратегия игры.
Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Разбор специально подобранных примеров. Математика: работа с таблицами. 1 час
Игра всеми фигурами из начального положения. Игра всеми фигурами из начального положения. Математика: работа с таблицами, графиками, схемами. 3 часа
Составление шахматных и математических задач. Работа над групповым проектом.
Составление шахматных и математических задач. Работа над групповым проектом «Шахматы и математика». 2 часа
Итоговое занятие.
Защита проектов на тему «Шахматы и математика». 1 час
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
34 часа (1 час в неделю)
| | Количество часов | Содержание | Форма проведения занятия | УУД | Дата | |
план | факт | ||||||
1 | Первое знакомство с «Шахматным королевством». Техника безопасности. | 1 | Легенды о шахматах. Чтение дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. | Инструктаж по технике безопасности. Беседа | Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог. | | |
2 | Шахматная доска. Шкала. Вертикаль. Горизонталь. Диагональ. Симметрия шахматной доски. | 1 | Расположение доски между партнерами. Горизонтальная, вертикальная, большая и малая диагональные линии. Центр шахматной доски. Осевая и центральная симметрия. | Беседа. Практикум | Личностные: формирование интереса к учению. Регулятивные: организация своего рабочего места. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности. Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог. | | |
3 | Задачи на раскрашивание и разрезание шахматной доски | 1 | Задачи на раскрашивание и разрезание шахматной доски. (Например В квадрате 7х7 клеток закрасьте некоторые клетки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце оказалось ровно по три закрашенных клетки.) | Работа в группах | Личностные: формирование интереса к способу решения и общему способу действия; самооценка. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение слушать собеседника; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
| | |
4 | Координаты. Шахматная клетка. | 1 | Координатная плоскость. Координаты шахматной доски | Беседа. Практикум | Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; предвосхищение результата. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог. | | |
5 | Периметр геометрических фигур. Длина ломаной. Задачи на определение кратчайшего пути. | 1 | Задачи на определение кратчайшего пути. (Например Сколькими способами можно с поля е1 добраться кратчайшим путем до поля d8?) | Работа в группах. | Личностные: формирование интереса к способу решения и общему способу действия; самооценка. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение слушать собеседника; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | | |
6 | Площади геометрических фигур. | 1 | Площади прямоугольника, квадрата, составного многоугольника. Задачи на покрытие шахматной доски домино и полимино.(Например Можно ли целиком покрыть домино квадрат 8х8, из которого вырезаны противоположные угловые клетки?) | Работа в группах | Личностные: формирование интереса к способу решения и общему способу действия; самооценка. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение слушать собеседника; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | | |
7 | Шахматные фигуры. Расстановка фигур. | 1 | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. | Беседа. Практикум | Личностные: формирование учебных мотивов. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог. | | |
8 | Шахматная фигура в пешечном эквиваленте. | 1 | Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. | Беседа. Практикум | Личностные: формирование учебных мотивов. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог. | | |
9 | Главная фигура на шахматной доске. | 1 | Король. Ход короля. Задачи с королем на шахматной доске. (Например Двое по очереди передвигают короля, стоящего на доске. Игрок, вынужденный поставить его на поле, которое король уже посетил, проигрывает. На чьей стороне победа?) | Беседа. Практикум | Личностные: формирование учебных мотивов, интереса к способу решения. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные: умение слушать собеседника; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | | |
10 | Ферзь. Ладья. | 1 | Ферзь. Ладья. Ход ферзя. Ход ладьи. Задачи с ферзем и ладьей на шахматной доске. (Например Какое наименьшее число поворотов должна сделать ладья при обходе всех полей доски nхn?) | Беседа. Практикум | Личностные: формирование учебных мотивов, интереса к способу решения. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные: умение слушать собеседника; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | | |
11 | Слон. Конь. | 1 | Слон. Конь. Ход слона. Ход коня. Задачи с конем и слоном на шахматной доске. (Например Может ли конь пройти с поля a8 на поле h1, побывав по дороге на каждом из остальных полей ровно один раз?) | Беседа. Практикум | Личностные: формирование учебных мотивов, интереса к способу решения. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные: умение слушать собеседника; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | | |
12 | «Волшебная» пешка. | 1 | Пешка. Ход пешки. Превращение пешки. Правило квадрата. Задачи с пешкой на шахматной доске. | Беседа. Практикум | Личностные: формирование учебных мотивов, интереса к способу решения. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные: умение слушать собеседника; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | | |
13 | Задачи о перестановках фигур на шахматной доске. | 1 | Задачи о перестановках фигур на шахматной доске.(Например В углах доски размером 3х3 стоят два белых и два чёрных коня. Требуется поменять местами белых и чёрных коней за наименьшее число ходов.) | Беседа. Работа в группах | Личностные: формирование учебных мотивов, интереса к способу решения. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные: умение слушать собеседника; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | | |
14 | Понятия шах, мат, пат. | 1 | Цель и результат шахматной партии. Шах. Пат. Мат. | Беседа. Практикум | Личностные: формирование интереса к учению. Регулятивные: организация своего рабочего места. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности. Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог. | | |
15 | Мат. | 1 | Мат. Примеры матовых ситуаций | Беседа. | Личностные: формирование интереса к учению. Регулятивные: организация своего рабочего места. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности. Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог. | | |
16 - 17 | Решение задач на постановку мата в один и два хода. | 2 | Решение задач на постановку мата в один и два хода | Практикум | Личностные: формирование учебных мотивов, интереса к способу решения. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные: умение слушать собеседника; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | | |
18 | Рокировка. Большая рокировка. Малая рокировка. | 1 | Большая рокировка. Малая рокировка. Для чего делают рокировку. Когда нельзя делать рокировку? | Беседа. Практикум | Личностные: формирование интереса к учению. Регулятивные: организация своего рабочего места. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности. Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог. | | |
19 - 20 | Игра в шахматы с малым количеством фигур | 2 | Игра в шахматы с малым количеством фигур. | Практикум | Личностные: формирование учебных мотивов, интереса к способу решения. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: ориентация на партнера по общению. | | |
21 | Анализ шахматных партий с малым количеством фигур | 1 | Анализ некоторых шахматных партий с малым количеством фигур | Беседа | Личностные: формирование учебных мотивов, самооценка. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. | | |
22 | Понятие о дебюте. | 1 | Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. | Беседа | Личностные: формирование учебных мотивов. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог. | | |
23 | Гамбит. | 1 | Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур. | Беседа. Практикум | Личностные: формирование учебных мотивов. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог. | | |
24 | Начальные сведения о миттельшпиле. | 1 | Миттельшпиль. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | Беседа. Практикум | Личностные: формирование учебных мотивов. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог. | | |
25 | Начальные сведения об эдшпиле. | 1 | Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против короля. | Беседа. Практикум | Личностные: формирование учебных мотивов. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог. | | |
26 - 27 | Решение шахматных задач. | 2 | Решение шахматных задач. Демонстрация коротких партий. | Практикум. Работа в группах | Личностные: формирование интереса к способу решения и общему способу действия; самооценка. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. | | |
28 | Тактика игры. | 1 | Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Решение тематических этюдов. | Беседа | Личностные: формирование интереса к способу решения и общему способу действия; самооценка. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. | | |
29 | Стратегия игры. | 1 | Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Разбор специально подобранных примеров. | Беседа | Личностные: формирование интереса к способу решения и общему способу действия; самооценка. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использование общих приёмов решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. | | |
30 - 31 | Игра всеми фигурами из начального положения. | 2 | Игра всеми фигурами из начального положения | Игра в парах | Личностные: формирование учебных мотивов, интереса к способу решения. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: ориентация на партнера по общению. | | |
32 - 33 | Составление шахматных и математических задач. Работа над групповым проектом. | 2 | Составление шахматных и математических задач. Работа над групповым проектом «Шахматы и математика». | Работа в группах | Личностные: формирование учебных мотивов, интереса к способу решения, готовность и способность учащихся к саморазвитию. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. | | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | Защита проектов | Защита проектов | Личностные: самооценка на основе критериев успешной учеб ной деятельности. Регулятивные: планирование, определение последовательности действий и промежуточных целей с учетом конечного результата, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Познавательные: создание и преобразование модели и схемы для решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. | | |
Список литературы
Бронштейн Д. И. Самоучитель шахматной игры. - М.: «Физкультура и спорт», 1987 год. 248с.
Гарднер М. Математические чудеса и тайны. – М.: Современное слово, 2011. – 128 с.
Гик Е. Я. Занимательные математические игры.– М.: Знание, 1987. – 143 с.
Гик Е.Я. Шахматы и математика. - М.: Наука, 1983. - 173 с.
Гусев В. А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах/ В. А. Гусев, А. И. Орлов, А. Л. Розенталь – М.: Просвещение, 1984. – 164 с.
Гусев В.А. Математика – справочные материалы/ В.А. Гусев, А.Г. Мордкович – М.: Просвещение, 1990. – 416 с.
Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1984. – 189 с.
Лойд С. Математическая мозаика. – М.: Мир, 1984. – 311 с.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. – 120 с.
Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320 с.
Сухин. И.Г. Шахматы, первый год, или там клетки чёрно – белые чудес и тайн полны: Рабочие тетради в 2-х частях. - Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/28/matematika-shakhmat-zadachi-i-resheniya
http://komane.ru/nuda/issledovateleskaya-rabota-shahmati-i-matematika/main.html
http://rudocs.exdat.com/docs/index-347928.html
http://project.1september.ru/works/592133
Материально - техническое обеспечение программы курса
Шахматные наборы
Демонстрационная шахматная магнитная доска
Плоские шахматные фигуры с магнитами
Шахматные часы
ИКТ- средства:
Персональный компьютер (ноутбук)
Проектор
Маркерная доска
Принтер