Интегрированный урок чтения и окружающего мира для 4 класса коррекционной школы «Насекомые и птицы весной»

3
1
Материал опубликован 15 May 2016

Конспект интегрированного урока чтения и окружающего мира для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тема: Насекомые и птицы весной. А.Барков «Яшка».

Цель: показать многообразие мира насекомых и птиц во взаимосвязи с изменениями в неживой природе, отношение человека к этим процессам.

Задачи:

Образовательные:

  • обеспечить условия для представления изменений в жизни насекомых и птиц весной; 
  • обобщить и систематизировать знания обучающихся о насекомых птицах весной;
  • формировать умения обучающихся отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.      

Коррекционные:

  • корригировать познавательные процессы (внимание, память, мышление) на основе использования специальных упражнений; 
  • корректировать  устную речь учащихся, активизировать и расширять словарный запас;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к насекомым и птицам; 
  • воспитывать интерес к предмету, положительную мотивацию к уроку;

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц и насекомых,   выставка книг, карточки со словами, медали, эмблемы, запись птичьих голосов, музыка П.И. Чайковского "Времена года".

 

Ход урока.

I. Организация класса.

 

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке я хочу проверить, как же хорошо вы усвоили материал прошлых уроков, что вы нового узнали о птицах и насекомых. Наш урок пройдет в необычной форме, мы поиграем с вами в игру «Счастливый случай».

 - Сегодня встречаются две команды:

I команда – “Скворцы». Ее представляют…..

II команда – «Божья коровка». Ее представляют….

- Оценивать сегодняшнею игру будет жюри в составе…..

- На протяжении всей игры мне будет помогать помощник….

- Итак, мы начинаем.

 

III. Актуализация опорных знаний

 I гейм. «Разминка»       (за правильный ответ – 1б.)

- Каждой команде задаю вопросы, время дается – 40 сек. Какая команда ответит на большее число вопросов, та и побеждает на этом этапе.

- А начнет та команда, которая отгадает загадку:

                         Солнышку послушна

                         Звонкая капель

                         Ожила природа,

                         На дворе….(апрель).

 

Вопросы для 1 команды:

1. Какие птицы открывают весну? (грачи)

2. Что случится с пчелой, если она ужалит? (гибнет)

3. Стрекоза – вредная или полезная? (полезная)

4. Продолжи – Весенний день - ..(год кормит)

5. Это насекомое поет крыльями, а «слушает» ногами. (кузнечик)

6. На шесте дворец,

    Во дворце певец

    А зовут его…(скворец)

7. Насекомые – санитары леса. (муравьи)

8. Продолжи – Матушка весна - …(всем красна)

9. Где устраивают себе гнезда скворцы, для которых не хватило скворечен? (в дуплах деревьев)

10. Столовая для птиц? (кормушка)

11. Продолжи: Травка зеленеет

                          Солнышко блестит…

12. Как называется бабочка, гусеница которой живет на крапиве? (бабочка-крапивница)

 

Вопросы для 2 команды:

1. Детеныш птицы. (птенец)

2. Не зверь, не птица, а нос – как спица. (комар)

3. Птичий домик. (гнездо)

4. Продолжи: Увидел грача - …(весну встречай)

5. Сколько ног у паука? (8)

6. Где устраивают свои гнезда грачи? (на деревьях)

7. Продолжи: Апрель с водой -…(а май с травой)

8. Кто раньше прилетает к нам: стрижи или ласточки? (ласточки)

9. Без работы, хоть убей,

    Жить не может… (муравей)

10. У всех насекомых шесть ног. А у этого восемь (паук)

11. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (кукушка)

12. Какой жук носит название того месяца, в котором появляются? (майский)

 

II гейм. «Заморочки из бочки»    (1б. – за вопрос)

Команды достают поочереди бочонки и отвечают на свой вопрос. Если команда не отвечает, может ответить другая. Команда обсуждают свой ответ – 10 сек.

№ 17. Назовите, какие правила поведения в лесу, изображены на иллюстрациях?

№ 32. Из какого произведения эти строки и кто автор?

                 Еще в полях белеет снег,

                  А воды уж весной шумят.

                                              («Весенние воды» Ф. Тютчев)

№ 76. Как различить старого и молодого грача? (у молодого нос черный, у старого – грязно-белый)

 № 57. Живу на всей территории России. Руками меня лучше не трогать, ведь я ядовитый. Мой укус вызывает чувство жжения и сопровождается болью (паук-крестовик)

 № 21. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (муравьи заползают и закупоривают все выходы и входы)

                                         

Мини-гейм «Ты мне – я тебе».

Один из участников 1 команды задает вопрос 2 команды; обсуждает вся команда, отвечает один. (за правильный ответ – 1б.)

 

Команда «Божья коровка».

1. Где строит свои гнезда ласточка? (под крышами домов, под мостами)

2. В чем разница между бабочкой и мотыльком? (бабочки складывают свои крылья вертикально, а мотыльки домиков).

 

Команда «Скворцы»

1. Кто из насекомых первый появляется весной? (мухи)

2. Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, лошадях?

 

Физкультминутка

 IV. Работа с учебником.

 

III гейм. «Дальше, дальше…»

 

- Какое произведение мы прочитали? Кто автор?

  Задаются вопросы по очереди, обсуждают 15 сек., если одна не отвечает команда, может ответить другая.

1. Когда прилетели скворцы?

2. Как выглядел скворец Яшка? Прочитай его описание.

3. Почему скворца прозвали Яшкой?

4. Как он вел себя, его поведение. Прочитай.

5. Почему нельзя смотреть на скворчат в гнезде? Прочитай.

6. Подтвердите, что скворец-птица трудовая и смекалистая.

7. Как мальчик помог птицам?

8. Прочитайте, как скворцы прощались с родными местами.

 V. Закрепление.

 

IV гейм. “Темная лошадка»

- К нам пришла гостья, у нее необычное имя, оно похоже на имя одной из птичек.

            В чаще лесной у полянки,

            Рада вечерней поре,

            Птичка лесная – зарянка

            Песню пропела заре.

Задает вопросы. Кто ответит первый.

                                                     

Задания:

 1. Ситуация.

    Девочка увидела в кустах гнездо, в нем лежало 5 яиц шоколадного цвета. Она осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.

- Правильно ли поступила девочка и почему?

 2. Назовите неправильное высказывание и объясните почему?

1). Не шуми в лесу.

2). Птенцов можно уносить из леса.

3). Не бери собак, когда появляются щенки.

 

3. Зачем грачи ходят по полю за пахарем?

 

4. По описанию узнайте, о ком идет речь?

Они целые дни проводят в воздухе. Летая, они ловят комаров, мух и других насекомых. На лету они не только питаются, но и пьют воду. Их считают одними из лучших летунов. (ласточки0

- А теперь ребята покажут сценку «Крапивница и муха».

 

V гейм. «Гонка за лидером»

- Я задаю по очереди вопросы каждой команде, а вы отвечаете быстро (40 сек.)

1. У кого уши на ногах?

2. Своей яркой окраской этот жук словно предупреждает: «Не тронь меня, я несъедобный». Кто это?

3. Продолжи: Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему…(зеленая ветка)

4. Не птица, а с крыльями,

    На цветком летает,

    Медок собирает.    (пчела)

5. Домики для пчел.  (ульи)

6. Снаружи жилище этих насекомых просто куча хвоинок и мелких веточек, а внутри многоэтажный город (муравьи).

7. Нос птицы (клюв).

8. Какая птица не вьет гнезд? (кукушка)

 

VI. Итог урока.

Слово жюри. Со счетом…, в нашей игре побеждает…

За работу вручают медали, рисунки с изображением птиц и насекомых.

Комментарии

Спасибо за интересную разработку.

23 May 2017