Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения по теме «Великая Отечественная война» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Презентация ВОВ
PPTX / 1.98 Мб
групповая работа
DOCX / 1.06 Мб
работа в группах
DOCX / 3.28 Мб
Предмет: окружающий мир и литературное чтение.
Класс:4.
Учитель: Ольга Эдуардовна Чупина.
Количество часов: 2.
Тема урока: Великая Отечественная война 1941-1945 года. Знакомство с произведением К. Симонов "Сын артиллериста".
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: парная, фронтальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер (ноутбук, планшет), доступ к сети Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
УМК: «Начальная школа XXI века»
Базовый учебник :Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, Л.А.Ефросинина Учебная хрестоматия «Литературное чтение» 4 класс.
Цели урока:
Дидактическая – углубить знания детей о событиях 1941 – 1945 годов;
Образовательные - сформировать у учащихся представление об основных сражениях Великой Отечественной войны; раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях; познакомить с героическими страницами русской поэзии времён ВОВ на примере творчества К. Симонова;
Развивающие - продолжить развитие умений работать с различными источниками информации, отбирать наиболее оптимальные пути для решения поставленной задачи; аргументированно доказывать своё мнение, правильно строить речевое высказывание через формулировку ответов на вопросы, умение анализировать тексты, стихотворения, давать характеристику героев произведений;
Воспитательные - воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, любви к Родине, уважение к прошлому своего народа.
Планируемые результаты:
Предметные: расширить знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, о героическом прошлом своей страны и своего народа; раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении К.Симонова «Сын артиллериста», показать мужество, самоотверженность, героизм и духовную красоту советских людей.
Метапредметные:
Познавательные – поиск и выделение необходимой информации из различных источников; моделирование на основе изученных источников самостоятельного высказывания об исторических событиях; уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и дополнительный материал;
Регулятивные – самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы; формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; контролировать и оценивать результаты собственной деятельности.
Коммуникативные –сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку, учитывать мнения партнёра в совместной работе, построение понятных для слушателей высказываний, формулирование выводов.
Личностные - формирование основ гражданской идентичности личности; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Проявлять эмоциональное отношение к истории своей страны, к событиям ВОВ, проявлять уважение и хранить память о защитниках Родины.
Подготовительная работа: научить детей открывать ссылки в Интернете, подготовить тексты об основных битвах ВОВ, карту, таблицу для работы, иллюстрации, заранее предложить детям сообщения
Сценарий урока.
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Используемые ЭОР |
|||||||||||||||
1. Мотивационный этап. |
- Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хочется начать стихотворением: Пусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчат И пулеметы не строчат, Чтоб жили люди, города... Мир нужен на земле всегда! |
Фронтальная работа. Слушают учителя. Настраиваются на совместную работу. |
||||||||||||||||
2. Этап актуализации знаний. |
-К сожалению, не всегда небо над Россией было голубым и безоблачным. История России знает немало тяжёлых сражений. Предлагаю вам поработать в парах и вспомнить героические страницы истории нашей Родины. Для этого, на планшетах (компьютерах) пройдите по первой ссылке. (ЭОР 1) |
Работают в парах. Вспоминают пройденный материал. Выполняют и проверяют задание. |
ЭОР 1. Хронологическая линейка. |
|||||||||||||||
3. Этап определения темы и постановки целей урока. |
- Что необычного в этом упражнении? - Вспомните, какое историческое событие соответствует этой дате и определите тему урока. - Что вы знаете об этой войне?
- Что бы вы хотели узнать о Великой Отечественной войне?
-Что нам можем помочь ответить на поставленные вопросы? - Вспомните, что такое летопись? - Сегодня на уроке мы постараемся вместе составить героическую летопись Великой Отечественной войны. |
Фронтальная работа. Формулируют проблему, самостоятельно выделяют и формулируют цель работы. - Одна дата с вопросиками. -Великая Отечественная война. Строят высказывания на основе личных знаний, вспоминают ранее изученные факты. (ВОВ была самой разрушительной, в ней погибли миллионы людей. Люди сражались на фронте, трудились в тылу, боролись за победу в партизанских отрядах. Наравне со взрослыми героями становились и дети. Героями войны стали не только люди, но и целые города). Предполагаемые ответы (Почему она названа в истории Великой Отечественной; кто с кем воевал; каковы причины начала этой войны и её итог; какие значимые битвы были в этой войне; какие подвиги совершали люди во время войны и т.п.) Предполагаемые ответы (Может помочь учебник, дополнительная литература, видео, рассказ учителя, картины, плакаты, подумать самостоятельно и т.д.) Вспоминают пройденный материал. Ле́топись (или летописа́ние) — исторический жанр, представляющий собой погодовую, запись исторических событий. |
||||||||||||||||
4.Этап открытия новых знаний. |
1. Работа по картине. - Ребята, обратите внимание на слайд. (ЭОР 2) - Какие чувства вызывает у вас эта картина? -Воскресный день, желанный выходной (Ирина Левицкая «Утро перед войной»)
2. Просмотр кинохроники. - Ночь с 21 на 22 июня – самая короткая в году. Но эта ночь для всех граждан, живущих на территории бывшего СССР, стала ночью боли и скорби. Потому, что в эту ночь вошла беда сразу во все семьи нашей огромной страны. - Вот как это было. (ЭОР 3)
- Какие сведения вы получили или уточнили для себя, просмотрев видеофрагмент?
- Какие слова призыва к защите Родины вы услышали в песне?
-Почему война называется в песне священной?
- Песня «Священная война» была написана в ночь с 22 на 23 июня 1941 года. Автор стихов Василий Лебедев – Кумач, музыка Александра Александрова. Песня поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.
3.Работа с картой. - Перед тем как напасть на нашу страну, Германия захватила Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию, ряд других государств Европы. (ЭОР 2) - Промышленность этих стран стала работать на захватчиков. У фашистов на главных направлениях было больше пушек, самолетов, танков, хорошо обученных солдат. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым, стремительным ударом. Но, они просчитались. Как один, поднялись советские люди на защиту своей Родины.
3. Групповая работа. Крупные сражения - Среди множества военных операций, проведенных советскими войсками можно выделить наиболее крупные сражения, повлиявшие на весь ход войны: (ЭОР 2) Московская битва. Сталинградская битва. Курская битва. Прорыв блокады Ленинграда. Битва за Берлин. - Предлагаю вам поработать в группах с учебником, дополнительным материалом, картой, иллюстрациями. Изучите одно из сражений, указанное в инструкции, отметьте на карте звёздочкой город, в районе которого происходило сражение подготовьте сообщение о нём. Отметьте это событие в летописи событий. Группам раздаются инструкции и дополнительные тексты (Приложение 1), звёздочки. На доску вывешивается плакат «Летопись Великой Отечественной войны». На доску вывешивается карта
4. Отчёт групп о проделанной работе. - Сейчас группы представят свою работу. Будьте внимательны. Отметьте на контурной карте в рабочей тетради (стр.40) город, в районе которого проходило сражение.
5. Подготовка к восприятию произведения К.Симонова «Сын артиллериста» - Как вы считаете, что помогло одержать нашей армии победу в этой страшной войне?
- Подумайте, что могло поддержать силу духа советских солдат, вселить в них уверенность в победе? - В смертельной схватке с врагом, когда, казалось выжить невозможно, бойцы выживали, благодаря стихам и песням, которые поднимали их боевой дух, укрепляли веру в победу. напоминали о доме, о родных и любимых людях. Многие солдаты учили стихотворения поэтов-фронтовиков наизусть и повторяли их как молитву перед боем. Одно из таких произведений было написано Константином Симоновым. 6. Сообщение о К.Симонове. (Приложение 2). (ЭОР 2) 7. История создания поэмы. - Фронтовая поэма К.Симонова «Сын артиллериста» была создана по правительственному заказу с целью поднятия боевого духа военнослужащих. Тем не менее, в основу произведения легли действительные факты и события. Давайте узнаем, какие это события. (Сообщение ученика) (Приложение 3). (ЭОР 2) 8. Знакомство с произведением. - Давайте познакомимся с этим произведением. Просмотр видеоролика с 20 секунды по 4 мин.50 сек. (ЭОР 4) - Какое настроение создало стихотворение? -Какое впечатление оно произвело на вас? -Какой эпизод больше всего запомнился? -Какие строки особенно понравились вам? |
Фронтальная работа. Рассматривают картину Папко Валентина Фёдоровича «Даже не снилось. 22 июня 1941».Делятся своими впечатлениями, чувствами, эмоциями. (Эта картина берёт за душу, очень жалко людей, смотрим в окно и становится страшно, возможно, это последние минуты жизни мирно спящих людей) Слушают сообщение учителя. Просматривают и прослушивают кадры кинохроники. Отвечают на вопросы. (22 июня 1941 г началась Великая Отечественная война с фашистской Германией. Враг напал внезапно, атакуя границы и нанося бомбовые удары по территории страны.) Вспоминают текст песни, высказывают свои предположения. (Песня призывала всех людей страны встать на защиту Родины и свободы, не жалея своей жизни. Священная потому, что нужно было освобождать свою Родину, своё Отечество, не дать надругаться над женщинами и детьми, не преклонить колени перед более сильным и подготовленным врагом). Слушают сообщение учителя рассматривают карту. Принимают и сохраняют учебную задачу. Распределяют обязанности в группе. Извлекают информацию из различных источников. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному условию. Строят монологические высказывания. Овладевают поисковыми способами решения учебных и практических задач. Работают с картой. Заполняют таблицу на доске.
Группы представляют отчёт. Правильно строят речевое высказывание, аргументируют свои ответы. Учащиеся слушают, отмечают на карте города. Строят высказывания на основе личных знаний, вспоминают ранее изученные факты. Предполагаемые ответы (Мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла; воля к победе, сила духа, сила характера советского народа). (Письма с фронта, воспоминания о своих родных и близких, ненависть к врагам, стихи, песни, плакаты) Слушают учителя. Готовятся к восприятию произведения. Сообщение об авторе, заранее подготовленным учеником. Сообщение об истории создания произведения, заранее подготовленным учеником. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Восприятие художественного слова. Строят высказывания на основе личного восприятия. |
ЭОР 2. Презентация. Слайд 2 ЭОР 3. Кинохроника «22 июня 1941 года. Голос Левитана» https://yandex.ru/video/search?filmId=811835362632808396&text=голос%20левитана%20о%20начале%20войны ЭОР 2. Презентация. Слайд 3. ЭОР 2. Презентация. Слайд 4. ЭОР 2. Презентация. Слайд 5 ЭОР 2. Презентация. Слайд 6 ЭОР 4. Видеоролик К.Симонов «Сын Артиллериста» |
|||||||||||||||
5. Первичное закрепление знаний. |
1. Групповая работа. Анализ произведения. - Чтобы лучше понять произведение, представить события, описанные в поэме поработайте в группах. 1 группа поработает со словарём и объясняет значение слов. 2 группа поработает с таблицей и составит характеристику майора Деева. 3группа поработает с таблицей и составит характеристику лейтенанта Петрова. 4 группа определит, какие художественно -изобразительные средства использовал автор. 5 группа подготовит выразительное чтение отрывков к предложенным иллюстрациям. (Приложение 4) 2. Отчёт групп о проделанной работе. -Внимательно слушаем отчёт групп, если что-то будет непонятно, задавайте вопросы, уточняйте. 3.Синквейн. -Предлагаю вам составить синквейн о главном герое произведения. Правила составления вы уже знаете. (Оформляется на доске) |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Сотрудничают с одноклассниками, устанавливать очерёдность действий, осуществляют взаимопроверку, учитывают мнения партнёра в совместной работе, анализируют произведение, строят понятных для слушателей высказываний, формулирование выводов. Группы представляют отчёт. Предполагаемые варианты: Ленька. Отважный, решительный. Вызывает, спасает, рискует. Выполняет свой воинский долг. Герой. Лейтенант Петров. Храбрый, смелый. Наблюдает, передает, помогает. Сражается за свободу своей Родины. Герой. |
||||||||||||||||
6.Включение знаний в систему. |
-У каждой войны есть свои герои. Свыше 11 тысяч воинов разных национальностей удостоены звания Героя Советского Союза! Наша страна благодаря мужеству, отваге, стойкости бойцов не просто выстояла в жестокой войне, мы разгромили фашизм! - Сегодня вы изучили и проанализировали много материала. Предлагаю вам систематизировать знания и выполнить тест, который поможет оценить ваши знания. Для этого пройдите по ссылке. ЭОР 5 |
Внимательно слушают. Вспоминают изученный материал. Выполняют и проверяют задание. Контролируют и оценивают результаты собственной деятельности. |
ЭОР 5 Упражнение «Великая Отечественная война» |
|||||||||||||||
7.Этап рефлексии. |
- Вспомните, на какие вопросы о Великой Отечественной войне вы хотели получить ответы? -Удалось ли вам это? - Что помогло в достижении целей? - 9 Мая во всех городах и селах нашей Родины гремят праздничные салюты в честь Великой Победы. Мы с вами тоже создадим свой салют. У вас на партах звездочки трёх цветов: красная, желтая, синяя. Если вы довольны своей работой на уроке, узнали много нового и интересного — прикрепите к основе для салюта звездочку красного цвета, если вы считаете, что вам сегодня на уроке удалось не всё, что могли бы работать лучше — звездочку желтого цвета, если вы совсем недовольны своей работой на уроке, много осталось непонятного — звездочку синего цвета. |
Контролируют и оценивают результаты собственной деятельности. Понимают причины удачи/неудачи. |
||||||||||||||||
8.Домашнее задание |
-На следующем уроке мы продолжим разговор о войне. Узнаем о том, какое значение имела работа в тылу для победы. Какую помощь оказывали взрослым дети. Я предлагаю вам зайти на сайт Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина в раздел «Президент России детям» и проанализировать исторические документы «Страницы Победы». Ссылка будет прикреплена в ВЕБ-Образовании. (ЭОР 6) http://kids.kremlin.ru/index.php?fw=11&p=5-3-9&v=si10 Постарайтесь узнать, какую помощь оказывал наш город фронту. Подготовьте выразительное чтение одной части поэмы «Сын артиллериста». - Закончить урок мне хочется тем же стихотворением, с которого он начался: Пусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчат И пулеметы не строчат, Чтоб жили люди, города... Мир нужен на земле всегда! |
Принимают учебную задачу. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. |
ЭОР 6. |