12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена698
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
3

Интегрированный урок английский язык + русский язык. Тема урока «Субстантивированные прилагательные»

Лазутина Татьяна Владимировна, учитель русского языка

Серова Елена Михайловна, учитель английского языка

МАОУ «СОШ № 56 УИМ»

Г. Магнитогорска

Субстантивированные прилагательные

Интегрированный урок

Английский язык (УМК Кузовлева В.П.) + Русский язык

Цели:

познавательный аспект — знакомство с социальной сферой общественной жизни Великобритании и США, с категориями граждан, получающих разного рода пособия и льготы;

развивающий аспект — развитие способности к догадке на основе словообразования, контекста, к сравнению и сопоставлению речевых единиц,

воспитательный аспект — формирование потребности к критическому осмыслению фактов культуры стран изучаемого языка и различных мнений на социальные и гуманитарные проблемы, формирование критического отношения к фактам культуры стран изучаемого языка;

учебный аспект — формирование лексических и грамматических навыков говорения;

сопутствующие задачи: развитие умения читать / аудировать с целью детального понимания содержания и извлечения конкретной информации, развитие умения предвосхищать содержание, развитие умения интерпретировать графики.

Речевой материал:

продуктивный: лексический — available, benefit, contribution, insurance, employer, employee, welfare, welfare state, provide for / with, (social) security, be entitled to, claim, the elderly, the unemployed, the disabled, the widowed, the retired, the sick, allowance, income, maternity (allowance), mobility (allowance), invalidity (pension), fee, retirement (pension); in full, long-term/short-term (sick people).

грамматический — субстантивированные прилагательные The + Adjective (the widowed), (для повторения) числительные (numerals) two per cent.

Ход урока

      1.

Teacher: Last lesson we read the text about the system of benefits in the UK. Could you name the categories of people who are entitled to them?

Учащиеся вычитывают только названия категорий граждан, которые получают различные социальные пособия.

P1: the widowed

P2: the unemployed

P3: the disabled or the sick

Teacher: Certain adjectives are used with the as nouns to talk about groups of people in general. These are:

Age: the elderly, the old, the young,

Physical \ Health: the blind, the dead, the deaf, the disabled, the living, the sick

Social / Economic: the homeless, the hungry, the poor, the rich, the strong, the unemployed, the weak

Let’s compare two examples:

The old usually walk slowly. (the old means old people in general)

The old people in the hall were offended by the clerk’s rudeness. (here the old people means the specific group of people in the hall)

Look in your papers and let’s discuss the following statements:

CHOOSE: THE+ADJECTIVE or THE+ADJECTIVE+PEOPLE

The government is cutting back on benefits for the unemployed \ the unemployed people.

The minister’s speech offended many of the unemployed \ the unemployed people in the audience.

There are not enough hospitals beds to accommodate the sick \ the sick people.

Some of the old \ the old people in the hotel remember when it was bombed during the war.

A new hostel is to be opened for the homeless \ the homeless people.

The rich \ the rich peopple threw a party for all the disabled \ the disabled people in the town.

Mother Theresa worked to help the poor \ the poor people of Calcutta.

The survey showed that the rich / the rich people control 90% of the country’s wealth.

There is a shortage of guide dogs for the blind \ the blind people.

Sign language is usually taught to the deaf \ the deaf people to enable them to communicate.

      2.

Учитель: Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую – о субстантивации (переход прилагательных в существительные). Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов- и -ин-, обозначающие фамилии и названия населенных пунктов (Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени. Наблюдается так называемая полная субстантивация и частичная. О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое). При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные).

По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные ниже слова.

Лица

 

Помещения

 

Блюда и напитки

 

Документы

 

Абстрактные понятия

 

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, прохожий, сладкое, душевая, достойный, белый, горновой, звеньевой.

3.

Учитель: Субстантивируясь, прилагательные приобретают грамматические категории существительных: самостоятельные род, число и падеж. Например: часовой – м.р., горничная – ж.р., заливное – ср. р., часовые, больные – мн. ч. Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения: просторная столовая, замечательный портной. Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных. А как Вы думаете, верно ли утверждение: «Субстантивированные прилагательные обогащают словарный состав языка, расширяют его стилистические возможности»? Ответить на поставленный вопрос вам помогут следующие задания:

– С какими научными терминами, представляющими собой субстантивированные прилагательные, вы встречались на школьных уроках? (Согласная, гласная, касательная, бобовые, позвоночные, беспозвоночные и т.д.)

– Вспомните субстантивированные прилагательные, являющиеся народно-разговорными синонимами к названиям зверей. (Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый – лось.)

– Как вы думаете, принадлежностью какого стиля являются слова: докладная, накладная, объяснительная? (Данные субстантивированные прилагательные – канцеляризмы, и используются они в официально-деловом стиле.)

– Какой характер имеют субстантивированные прилагательные любимый, милый, родной, дорогой? (Это слова субъективно-оценочного характера.)

- Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательные в форме множественного числа? Приведите примеры. (Есть, например: молодые, близкие, легкие.)

  4.

Teacher: But be very attentive that we talk about groups of people in general. So, substantivized adjectives are always plural. Let’s see the examples and do the exercise:

Fill in the gaps using the + correct adjective:

 

_____ are entitled to a child benefit.

Do ____ live below poverty level?

Have ____ got medical service at a reduced price?

___ pay contributions to Social Security.

____ lost their wives or husbands.

5.

Teacher: There are a lot of needy people who are entitled to financial help from the government. Who are provided with the biggest part of the benefits?

—   в парах или индивидуально учащиеся строят свои предположения по первой части (первой колонке) предложенного речевого образца (о процентном распределении финансовой помощи). Предположения можно записать, а затем послушать правильный вариант (упр. 3.2);

—   после прослушивания правильного варианта учащиеся исправляют допущенные ошибки и строят полные высказывания по расширенному образцу (из двух колонок), т. е.: The elderly are provided with 48 per cent (of financial help). Among the benefits the elderly receive is a state or a retirement pension. Long-term sick and disabled people are entitled to 19 per cent. These benefits include invalidity pension and mobility allowance, и т. д.

6.

Teacher: Well, we have done a lot of work today. At home I ask you to do the following exercise:

Use the+adjective to name the category:

 

People who don't work because of their age.

People who can't find work.

People who are not healthy.

People who have lost their husbands or wives.

Old people.

People who have serious problems with their health.

Учитель: Спасибо за интересный урок, мне очень понравилось с вами работать, дома я попрошу Вас построить связный ответ о следствиях субстантивации. Помощь при составлении ответа вам окажут следующие вопросы:

приобретают ли прилагательные, субстантивируясь, грамматические категории существительных: самостоятельные род, число, падеж;

могут ли субстантивированные прилагательные иметь при себе определения;

сохраняют ли они склонение прилагательных или начинают склоняться как существительные;

могут ли сочетаться с целыми и собирательными числительными;

какие синтаксические функции имеют субстантивированные прилагательные? Ответ подтвердите примерами.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.