Игровой интегрированный урок (русский язык, биология).
Алгоритм описания цветкового растения.
DOCX / 3.26 Мб
/data/files/b1596688944.docx (Алгоритм описания цветкового растения.)Задание и вспомогательные материалы для проведения игрового интегрированного урока (русский язык, биология) в 6 классе.
Цели (русский язык): закреплять знания об изученных стилях речи; учить составлять тексты научного и художественного стилей речи; закреплять умение определять стили речи.
Планируемые результаты: знание основных признаков научного и художественного стилей речи; умение определять стили речи, составлять текст в заданном стиле.
Цели (биология): актуализация знаний учащихся с целью систематизации материала по теме: «Органы цветковых растений».
Планируемые результаты: умение составлять морфологическое описание цветкового растения.
Учитель делит класс на несколько групп, озвучивает задание, раздает каждой группе вспомогательные материалы. Внутри группы учащиеся сначала вместе придумывают растение и его особенности, затем делятся на «ботаников» и «писателей», составляют описание растения в нужном стиле, а также делают рисунок растения на большом листе бумаги. По завершении работы учащиеся каждой группы представляют результаты другим группам и учителю. Мероприятие рассчитано на 2 урока.
Задание:
Представьте, что вы находитесь на Межпланетной конференции юных ботаников и писателей. Вам нужно представить другим группам одно из фантастических растений, широко распространенных на вашей планете. Поскольку на конференции присутствуют ученые и писатели, необходимо составить описание растения в двух стилях: научном (с подробным рисунком) и художественном (описания оформить на слайдах презентации, рисунок сделать на большом листе, который вам выдан).
Для начала вспомним особенности этих стилей речи:
Основные признаки стиля | Книжная речь Научный стиль | Книжная речь Художественный стиль |
Основные функции (зачем?) | Сообщение (объяснить) | Воздействие на воображение и чувства (изобразить) |
Сфера применения ( где?) | Научные труды Учебники Лекции | Художественная литература |
Общие особенности стиля | Точность Ясность Объективность Бесстрастность | Художественная образность Эмоциональность |
Чтобы жители других планет могли лучше представить себе, как выглядит ваше растение, не забудьте приложить к научному описанию РИСУНОК (НА БОЛЬШОМ ЛИСТЕ). Для правильного изображения частей растения пользуйтесь памяткой «АЛГОРИТМ ОПИСАНИЯ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ» (дан вам на отдельном листе).
А) ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НАУЧНОГО ОПИСАНИЯ.
Строение растений вашей планеты практически совпадает со строением растений планеты Земля, поэтому при составлении описания придерживайтесь следующего плана.
План морфологического описания цветкового растения:
Название семейства, рода и вида.
Общая характеристика растения:
1.1. Жизненная форма растения (дерево, кустарник, кустарничек, травянистое растение)
1.2. Длительность жизни растения (многолетнее, однолетнее)
1.3. Высота растения (в см)
1.4. Характер опушения (растение опушенное или голое)
2. Корневая система (стержневая, мочковатая); видоизменения корней (корневые клубни и т.д.)
3. Стебель: 3.1.Форма побега - направление роста (прямостоячий, приподнимающийся, лежачий, ползучий, цепляющийся, вьющийся)
3.2. Поперечная форма стебля (округлый, полый, четырехгранный, сплюснутый, трехгранный)
3.3. Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое)
4. Видоизменения побегов: корневища, клубни, луковицы (укажите размеры)(если есть)
5. Лист:
5.1. Тип листа:
а)простой или сложный, если сложный, то уточните: тройчатосложный, пальчатосложный, перистосложный, дваждыперистосложный и т.д.)
б) сидячий или черешковый
в)с прилистниками или без (укажите форму прилистника)
г) наличие листового влагалища, раструба, усиков, колючек
5.2. Вид листа: степень рассеченности (цельная, лопастная, раздельная, рассеченная)
а) Форма листовой пластинки (округлая, овальная, яйцевидная, обратнояйцевидная и т.д.),
б)край листа (цельный, пильчатый, зубчатый, городчатый, выемчатый и т.д.)
б)форма основания листа (клиновидное, округлое, сердцевидное и т.д.)
в)форма верхушки листа (тупая, острая, заостренная, выемчатая и т.д.)
5.3. Жилкование листа (дуговое, параллельное, пальчатосетчатое, перистосетчатое, вильчатое)
5.4.Консистенция (тонкий, кожистый, мясистый)
6. Цветок и соцветие:
6.1. Цветки одиночные или собраны в соцветия;
а) Тип соцветия (простое или сложное: кисть, колос, головка и т.
б) кроющий лист при соцветии (есть или нет)
в)симметричность (зигоморфный, актиноморфный, асимметричный)↑ - зигоморфный цветок (с одной осью симметрии) * - актиноморфный цветок (с несколькими осями симметрии))
г)для простого околоцветника число листочков, окраска, расположены в один или два круга
д) для двойного околоцветника (венчик раздельнолепестный(указать сколько на нем лепестков), сростнолепестный, воронковидный, трубчатый, колокольчатый, мотыльковый); указать, если венчик отсутствует
е) чашечка (двойная, одинарная с раздельными чашелистиками, цельная, число чашелистиков, чашечка отсутствует)
ж)тычинки (количество, есть или отсутствуют, в скольких кругах они расположены, срастаются ли между собой, ∞ –число тычинок неопределенно велико)
з) пестик – (сколько рылец, завязь нижняя или верхняя или отсутствует)
6.2. Формула цветка
7. Плоды и семена (если есть):
7.1. Тип плода
Б) ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОПИСАНИЯ.
При составлении художественного описания используйте средства художественной выразительности.
Памятка:
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
Примеры метафоры:
•Солнечная улыбка (т.е. улыбка, похожая на солнце).
• говор волн (т.е. волны шумят, будто разговаривают)
• бронза мускулов (т.е. мускулы на вид твердые, будто бронза)
• ледяное сердце
• железные нервы
Олицетворение-это разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.
Нередко олицетворение создается с помощью обращений к явлениям природы как к живым и сознательным существам. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных.
Примеры олицетворения:
• злится зима
• ветер поет
• дождь плачет
Сравнение – сопоставление предметов по их сходству.
Обычно сравнение выражается с помощью слов «как будто», «точно», «словно», «похоже». Могут быть сравнения в форме творительного падежа.
Примеры сравнения:
• прозрачный (ручей), как слеза
• сияет, словно алмаз
Эпитет—это определение при слове, влияющее на его выразительность.
• Выражается преимущественно именем прилагательным («серебряная луна», «золотые колосья», «радужные рыбки»),
• но также наречием («горячо любить»),
• именем существительным («веселья шум»),
• числительным («первый друг»),
• глаголом («желание забыться»).
Использованные материалы.