12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мехоношина Ольга Николаевна124
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Тема урока «Имя прилагательное».

Цель урока: создать условия для более углубленного изучения понятия «прилагательное» и его признаков

Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Задачи урока:

актуализировать знания учащихся о прилагательных

дать представление о признаках имен прилагательных

развивать письменную и устную речь учащихся, навыки взаимодействия с другими людьми, умение чётко формулировать свои мысли, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов

воспитывать культуру общения, интерес и любовь к русскому языку и литературе

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство.

Тип урока: урок открытия нового знания с элементами повторения предыдущего материала.

Методы: словесный, поисковый, творческий.

Оборудование: проектор, раздаточный материал с текстом и различными заданиями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

2. Мотивация и целеполагание.

Давайте начнем урок (работа в парах).  На ваших столах лежат 2 варианта текста. (Слайд) Прочитайте. Какие вопросы у вас возникают? (…) Сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой? За счет чего? Сравните по объему. Где больше слов? Где описание дятла более точное? Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное (глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь)

(слайд с выделенными прилагательными)

К какой части речи  относятся выделенные слова? (….)

Значит, для чего в речи используются прилагательные? ( Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным,  выразительным)

Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным.

Итак, как вы думаете, о какой части речи мы сегодня будем говорить? (Имя прилагательное)

Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи? (Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой)

Спасибо.  Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Тема нашего урока - «Имя прилагательное». СЛАЙД.

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?

Если у нас такова тема, то какую цель на уроке мы поставим перед собой? (СЛАЙД – узнать, что такое имя прилагательное)

Предложите шаги для достижения цели, т.е. задачи

1) дать определение имени прилагательному

2) узнать признаки имени прил.

3) находить прилагательные в тексте

(СЛАЙД - задачи дать вразброс)

А что для этого ученикам нужно делать? Каким образом будем достигать этого? (Внимательно слушать учителя, думать, размышлять, работать, обсуждать)

3. Открытие новых знаний. Решение учебных задач.

1 задача.

На СЛАЙДЕ вы видите слова:

Светло-зеленый, розоватый, розоветь, розовенький;

Белый, белизна, белый-пребелый.

Как вы думаете, что можно сделать с этими словами? (Запишите в тетради лишнее слово)

Итак, почему лишними оказались слова розоветь и белизна? (Это не прилагательные).

А как вы это узнали? (,,,,).Как выдумаете, какую из задач СЛАЙД сейчас логично решить первой? (СЛАЙД-дать определение)

Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что оно значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ? (Прилагается к чему-то)

Давайте сформулируем определение, что такое прилагательное, а для этого послушаем отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», которую вам ещё предстоит изучить в старших классах.

СЛАЙД. СЦЕНКА (прием ХОРОШО-ПЛОХО, когда учащиеся рассматривают какую-то ситуацию и называют + и -)

Внимательно слушавшие сценку из комедии Фонвизина «Недоросль» обратили внимание на остро­умное толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то приложена. К чему же «приложе­но» прилагательное? (…). Итак, какое определение мы запишем? (…).ЧЕТКО ВЫВОД ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ!!!

Какую задачу мы сейчас решали? Что для этого делали?

2 задача. Ребята, а в чем прав и не прав Митрофанушка? СЛАЙД(…). Что же делать, как убедить в неправоте Митрофана? (….) Нужно ему объяснить, почему….. Каким образом вам удобно будет выполнять это задание? По одному, в паре, в группе? Объясните М. на примерах, что он говорил не так.

(…)

СЛАЙД. Итак, какую задачу вы сейчас решали? СЛАЙД (…) Как это делали? (…) Какие признаки прилагательных вы сейчас отметили? (зависит от сущ., имеет род, число, падеж)

ФИЗМИНУТКА (прием «ИМЯ-ЗНАЧЕНИЕ») Задается конкретный объект, а игроки называют его признак. Используются слова и в разных формах (род, число, падеж)

Мяч, Друзья, Погода, Котов, Учениками.

Какой вывод можно сделать? (что прил. зависит от сущ., изменяется по Р, Ч, П) Записать этот признак, если не назовут выше.

3 задача.

Ребята, а какая задача осталась пока не решенной? СЛАЙД (находить прилагательные в тексте)

Посмотрите за окно. По календарю уже давно весна, но зима не торопится уходить... Этот период в природе вдохновлял многих художников. Один из них – Исаак Левитан. И вот пример - его картина «Март» СЛАЙД. Какие у вас вопросы возникают при взгляде на эту картину? А перед вами тексты. СЛАЙД. Что мы будем сейчас делать? Какие шаги для достижения третьей задачи?

Найдите здесь прилагательные. По каким признакам вы их искали? Все ли ваши примеры оказались правильными?

Обратить внимание на слова СВЕЖ и ПРОЗРАЧЕН. Почему можно было ошибиться?? СПАСИБО ЗА ОШИБКУ.

Подведите итог этому заданию. Получается, что нужно сделать, чтобы правильно найти в тексте прилагательные?

5. Подведение итогов.

Итак, давайте вернемся к началу занятия. На какую тему мы сегодня размышляли? (слайд)

Какие задачи выполняли?(слайд)

Как достигали этих задач? Какие задания делали, решая задачи?

Испытывали ли мы в течение урока трудности? Какие? На каком этапе урока?

6. Домашняя работа:

7. Рефлексия

А мы снова оказываемся на уроке Митрофанушки. СЛАЙД. Телеграмма.

Вы убедились, что важно учиться в жизни и не останавливаться на достигнутом, чтобы не быть похожим на Митрофанушку. Спасибо вам за это!

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.