Урок на тему «Склонение имён прилагательных во множественном числе» (Русский язык, 4 класс)
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме:
«Склонение имён прилагательных во множественном числе».
Цель:
Создать условия для формирования умения склонять имена прилагательные во множественном числе.
Задачи:
Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.
Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Презентация
Учебник Русский язык 4 кл. 2 часть. Т. Г. Рамзаева.
Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой.
(Дети встают в круг)
Необычный день у нас,
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
«Видеть вас мы очень рады!»
Прямо встали, тихо сели.
3 минуты.
Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно. Сегодня день Святого Валентина. Вашу работе на уроке вы будете оценивать красным, розовым и желтым сердечком.
Записываем 14 февраля.
Классная работа.
Проверка домашнего задания.
Нужно было просклонять прилагательные мужского, среднего и женского рода в единственном числе.
(Дети склоняют у доски). 5-7 минут.
М. р. Ж.р. С.р.
Зимний сад Холодная зима Яркое солнце
Самооценка.
ПрАктуализация знаний.
Сообщение целей урока.
На доске записана следующая запись:
Дети на листочках вставляют окончания, а теперь ребята я предлагаю вам поменятся листочками. Проверить и передать на первый стол.
3 минуты.
Легков.. автомобили, колхозн.. агрономы, березов.. аллеи, тяжел.. вагоны, шустр.. воробьи, черн.. вороны, свеж.. газеты.
Что объединяет эти словосочетания? ( Они все во множественном числе.)
Итак, дети какая тема нашего урока – (Склонение имен прилагательных во множественном числе». А как вы ребята определили что имена прилагательные во множественном числе.
Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
Что такое имя прилагательное?
Как изменяются имена прилагательные?
Как определить падеж имени прилагательного?
( Чтобы определить падеж имени прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится; по падежу существительного определить падеж имени прилагательного).
Работа с информацией учебника. Чтение правила. с. 34
Задание 1.
Изучить информацию в учебнике, обсудить в парах, сделать выводы.
Что заметили? По родам имена прилагательные не изменяются!!!
Правильно. Вопросы и окончание некоторых падежей похожи.
Чистописание.
Минутка чистописания.
Пропишем образцы падежных окончаний имен прилагательных.
ЫЕИЕИЕ ИЕИЕЫЕИЕ
В каком они падеже.
3 минуты.
Работа по теме урока. Просклонять имена прилагательные по падежам.
I вариант – Добрые сердца.
II вариант – Веселые ребята.
И. п. (какие?) |
Р. п. (каких?) |
Д. п. (каким?) |
В. п. (какие?) |
Т. п. (какими?) |
П. п. (о каких?) |
Желающие попробовать свои силы самостоятельно проходят к доске.
Рефлексия. кто правильно просклонял берет красное сердечко и преклеивает на большое.
Кто просклонял правильно, но были трудности берет розовое сердечко.
Кто просклонял, но с ошибками берет желтое сердечко.
Физминутка: Игра – упражнение. «Определи падеж».
Я буду называть словосочетания и прилагательными в единственном и множественном числе. Если назову словосочетание, в котором имя прилагательное стоит в единственном числе, вы делаете один хлопок. Если в словосочетании будет прилагательное во множественном числе, делаете два хлопка. Сосчитайте, сколько прилагательных будет во множественном числе?
Зимние дни, осенняя погода, зеленые вершины, белый снег, низкие тучи, комнатные растения, воздушный шар, крутые берега, яркий огонь, серебряные искры, глубокие корни, родной человек. 7 прилагательных.
Работа по теме урока.
Рефлексия.
Что вы заметили? ( Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного.)
Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? (ЫЕ, ИЕ – в именительном и винительном падежах. Ы , - ИХ, в родительном и предложном, ЫМ, ИМ, - в дательном и предложном, ЫМ, ИМ – в дательном, ЫМИ, ИМИ – в творительном.)
Прочитайте текст упражнения 343.
Какое задание нам предлагают выполнить авторы учебника.
Приступаем к самостоятельной работе.
Выпишите словосочетания. ( В сосновом лесу – в П. п., м. р.; в голубое высокое небо - в В. П., в ср. р. ; бронзовые стволы – в И. п. ; столетний бор – в И. п., под самыми облаками – в Т. п.; зеленые вершины – в И.п.)
Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?( Нет).
Упражнение «Определите падеж прилагательных».
Между майскими ночами, в сосновых лесах, без главных гостей, из – за детских игр, между дорожными знаками , к полным ведрам, на пассажирских поездах, о старательных ученицах, без преданных собак, благодаря удачливым поездкам.
Т. п.
П. п.,
Р. П.,
Р. п.,
Т. п.,
Д. п.,
П. п.,
П. п.,
Р.п.,
Д. п., Работа на листочках.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Упражнение 346, стр. 36-37. (Слайд 9)
Подведение итога урока.
Чему мы научились на уроке?
Что узнали нового?
- Если вы работали хорошо, плодотворно, у вас хорошее настроение – то возьмите красное сердечко.
- Если не очень довольны своей работой, что-то не получалось – розовое.
- А если вы считаете, что плохо работали, плохое настроение- желтое.
А теперь, ребята повернулись к нашим гостям и скажите спасибо, что пришли к нам на урок и подарите Валентинки.