Интегрированный урок химия – география тема: «Химия недр Земли». 8 класс

7
0
Материал опубликован 28 February

7


Тема: «Химия недр Земли» (интегрированный урок химия – география)

Цель урока:

Изучить соединения кальция, осуществив экспериментально физические, качественные, количественные показателиобразцов мела и мрамора, определить природу происхождения и месторождения в России этих горных пород.

Стратегическая цель:

Активизация учащихся к изучению нового материала, используя средства технологии развивающего обучения, а именно исследовательской деятельности.

Стимулирование мыслительной деятельности учащихся для решения конкретной задачи и достижения результата в виде исследовательской работы.

Развитие исследовательского, поискового потенциала и самостоятельной деятельности обучающихся.

Развитие исследовательских умений учащихся:

выдвигать гипотезу;

собирать информацию и определять пути поиска;

осуществлять эксперимент;

обобщать и формулировать выводы;

фиксировать результаты и составлять отчет.

Задачи урока:

Изучить соединения кальция в горных породах мел и мрамор, определить их месторождения.

Составить отчет о проделанной работе с указанием исследуемого процесса, работа с контурными картами.

Личностно-формирующая направленность урока: расширить границы мировоззрения учащихся, формировать интерес к изучаемым химическим явлениям, связи химии со строением Земли с географией месторождений горных пород.

Тип урока:  урок-исследование с использованием проектной технологии.

Форма организации деятельности учащихся: парная.

Форма урока: практическая работа.

Методы урока: проблемный, поисковый.

Предполагаемый результат. Дать объяснение причинам сходства и различия физических, химических свойств карбоната кальция, объяснить расположение месторождений на территории Российской Федерации и способы образования этих горных пород .

Этапы урока:

I. Подготовительный - 2 мин.

II. Исследовательская работа. Работа по оформлению исследования - мин.

III. Релаксационная пауза - 3 мин.

IV. Подведение итогов - 2 мин.

Ход урока.

I. Подготовительный этап.

Здрваствуйте ребята, здравствуйте ребята

Учитель географии. У выдающего ученого Владимира Ивановича Вернадского есть такие слова «Рост научного знания быстро стирает грани между отдельными науками» И эти слова мы взяли за эпиграф урока. А как вы думаете о каких науках пойдет речь на уроке? Сегодня на уроке мы найдем одну из общих точек соприкосновения между науками география и химия.

Учитель химии. Мир вокруг нас разнообразный, интересный и увлекательный. Мы используем в повседневной жизни предметы, вещества редко задумываясь о их происхождении ,составе и свойствах.

Пожалуй, в мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся бы с мелом. В миллионах классах учителя и школьники пишут мелом на доске. Все держали в руках мел.

Вопрос? А что это такое. Физическое тело, вещество, (камень обломок породы) , минерал (химическое соединение, твердое или жидкое, входящее в состав земной оболочки) , или горная порода (скопления одного или нескольких минералов, возникшие в недрах Земли)?

Ответ Мéл — осадочная горная порода, которая образовалась из остатков древних морских организмов. Основой этого горной породы является вещество карбонат кальция.

Вопрос? К какому классу можно отнести данное вещество?

Карбонат кальция претерпевает в природе интересные превращения.

С ним связано образование и атоллов, и карстовых пещер, и удивительных сталактитов — каменных «сосулек», причудливо свисающих с подземных сводов. Даже всем хорошо известная накипь в чайнике — карбонат кальция. Накипь не вредит организму, но затрачивает много электроэнергии на нагревание. Дело в том, что накипь слабо проводит тепло. Это значит, что покрытые накипью электроприборы с нагревательными элементами (водонагреватель, котел, стиральная машина, электрический чайник) при работе тратят больше энергии или газа, чем в обычном состоянии. 

II. Исследовательская работа.

Два вещества мел и мрамор имеют одну химическую формулу, но разные по свойствам.

Цель работы: Выяснить, почему они проявляют такие разные (мел и мрамор) свойства.

Техника безопасности при выполнении исследования:

При работе со стеклянной посудой будьте аккуратны.

При работе с растворами кислоты будьте внимательны. При контакте кожи с кислотой необходимо немедленно смыть её большим количеством воды, после чего обработать это место слабым раствором питьевой соды или аммиака.

Карбонат кальция (углекислый кальций) CaCO3, средняя соль угольной кислоты (H2CO3). Природный карбонат кальция (известняк, мрамор) применяют как строительный материал.

Физические свойства

Свойства

Мел

Мрамор

Цвет



Блеск



Хрупкость






Эта порода характеризуется своей мягкостью и мелко зернистостью, что позволяет её легко растереть пальцами. Мел состоит в основном из кальцита CaCO₃



Карбонат кальция считается практически не растворимым в воде соединением, но зато он легко растворяется в кислотах. При этом бурно выделяется углекислый газ:

CaCO3+2HCl= CaCl2+H2O+ CO2↑

CaCO3+2H+=Ca2++H2O+CO2↑

Взаимодействие карбоната кальция с кислотами, в том числе и с уксусной, которую можно найти дома, на кухне, является качественной реакцией на соли угольной кислоты — карбонаты. Так мрамор и известняки разрушаются под действием кислотных дождей. (опыт учителя)

Проверить горящей лучинкой.

Наличие катионов кальция можно определит по окрашиванию пламени спиртовки в буро-красный цвет видеофрагмент . Вывод записать в работе (у доски).

Мы определили химический состав, а теперь определим колочественный соста. Для этого воспользуемся формулой нахождения массовой доли . Назовите формулу нахождения массовой доли. Запишите вывод.



Химические свойства

Свойства

Мел CaCO3

Мрамор CaCO3

Взаимодействаие кислотами уксусом и HCl

CaCO3+2HCl= CaCl2+H2O+ CO2

Внешний признак:



CaCO3+2HCl= CaCl2+H2O+ CO2

Внешний признак:


Вывод:






Расчитать массовую долю элементов в молекулах t1740752716aa.png

Ar (Ca) =

Ar (C) =

Ar (O) =

Мr (CaCO3) =



Ar (Ca) =

Ar (C) =

Ar (O) =

Мr (CaCO3) =


Вывод:










Учитель географии. Поскольку мы изучаем географию своей Родины, то хотелось бы поговорить о залежах и добычи мела, мрамора у нас. Поиском полезных ископаемых. занимается геологическая служба страны. Полезные ископаемые залегают в глубинных недрах и связаны с разными тектоническими структурами, с особенностями геологической истории.

Давайте вспомним и пропутешествуем в геологическое прошлое. Когда впервые появился мел и мрамор на Земле? (Мезозойская эра. Меловой период.-это Мел. Мрамор-Кайназойская эра. Неогеновый период.) (Работа с книгой)
Хорошо молодцы!

Теперь давайте поговорим на какие виды делятся полезные ископаемые.? (Рудные, нерудные, топливные) Мел, мрамор известняк -это полезные ископаемые нерудные и метаморфические, связанные с осадочным чехлом платформы. (Работа с картой. Нанести основные месторождения мела, мрамора на контурную карту)Белгородская обл. Воронежская обл. Оренбургская обл, Крым.)

Учитель географии. Нельзя не восторгаться ценностью и разнообразием минеральных соединений и химических веществ, которые находятся на поверхности Земли и в ее недрах.

Следующая страница посвящается Пещерам и ее тайнам.

Вопрос: Вспомните как действуют внешние силы Земли? (Изменение горных пород происходит в процессе выветривания.)

Учитель химии: При химическом выветривании изменяется состав горных пород под влиянием кислорода, воды, солей. Растворение может приводить к возникновению карстовых форм рельефа.

Правильно. Так образуются карстовые пещеры.(сообщение ученика).

Опережающее задание: сообщения учеников.

Видео.

Учитель химии: Ребята, давайте вернемся к эпиграфу урока. По-вашему мнению, что имел в виду Вернадский в своем высказывании? Ответ обучающихся.

Знание химии часто оказывается нужным при изучении географии и наоборот. В окружающем мире все так взаимосвязано, что порой трудно четко определить к какой области знания относится вопрос. Вот и сегодня, чтобы ответить на вопросы правильно нам понадобились знания по химии и географии, умение логически мыслить и работать в коллективе.

Учитель географии. Свои исследовательские работы подпишите и сдайте на проверку.

Сегодня многие ребята приняли активное участие в нашей работе, работали у доски, готовили сообщения, выдвигали гипотезы, активно отвечали. Кого можно оценить? Выставление оценок.

Домашнее задание.

Учитель географии: дома на контурные карты нанесете месторождения горных пород и минералов, о которых сегодня мы с вами говорили.

Учитель химии: повторить материал параграфа «Соли»












Информационная карточка для учащихся.

Ф.И. _______________________________

1. Тема Вашего проекта: «Изучение соединений кальция: мела и мрамора ».

2. Цель работы: выяснить физические свойства мела и мрамора, определить из каких веществ они состоят. Докажите свою версию экспериментально.

3. Направление поиска: Используя выданные образцы определить их состав и физические и химические свойства.

4. Техника безопасности при выполнении исследования:

При работе со стеклянной посудой будьте аккуратны.

При работе с растворами кислоты будьте внимательны. При контакте кожи с кислотой необходимо немедленно смыть её большим количеством воды, после чего обработать это место слабым раствором питьевой соды или аммиака.

5. Рекомендации к оформлению:

Физические свойства

Свойства

Мел

Мрамор

Цвет



Блеск



Хрупкость



Химические свойства

Свойства

Мел CaCO3

Мрамор CaCO3

Взаимодействаие кислотами уксусом и HCl

CaCO3+2HCl= CaCl2+H2O+ CO2

Внешний признак:


CaCO3+2HCl= CaCl2+H2O+ CO2

Внешний признак:


Вывод:





Рассчитать массовую долю элементов в молекулах

Ar (Ca) = г/моль

Ar (C) = г/моль

Ar (O) = г/моль

Мr (CaCO3) = г/моль

Ar (Ca) = г/моль

Ar (C) = г/моль

Ar (O) = г/моль

Мr (CaCO3) = г/моль

t1740752716aa.png


Вывод:



t1740752716ab.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.