12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Роденкова Ирина Борисовна127
Мой стаж работы в школе - 33 года. Все годы являюсь классным руководителем. В 2010 году получила Почетную Грамоту Председателя Правительства Республики Хакасия. Имею первую квалификационную категорию.
Россия, Хакасия респ., Абаза

Роденкова Ирина Борисовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ "АСОШ № 50"

Россия, Республика Хакасия, город Абаза


Интеграция и межпредметные связи в образовании.

Интегрированный урок - один из способов достижения целей, обозначенных в ФГОС. Интеграция в методике преподавания таких учебных предметов, как литература, история и обществознание– это процесс приспособления и объединения элементов разных видов учебной деятельности в единое целое при условии их целевого и функционального единства. Для чего нужна интеграция?  Обучающиеся, благодаря интегрированным урокам социально-гуманитарного цикла,  могут получить целостное представление об исторических процессах и их отражении в литературе, о нравственных исканиях человека в контексте времени. В ходе таких уроков формируется интегративное сознание.

Интегрированные уроки имеют свои преимущества: они позволяют учитывать способности личности, интересы и склонности ученика. Очень важно, что такие уроки повышают мотивацию, познавательный интерес и познавательные возможности как ученика, так и учителя. Благодаря таким урокам появляется возможность формирования целостной картины мира. У обучающихся развивается устная и письменная речь, коммуникативные навыки общения. Интегрированные уроки исключают однообразие, утомляемость учащихся, что приводит к активной работе на таких уроках даже слабых учеников. Дети получают большой объём информации, которая легко усваивается и даёт целостную картину мира. История, обществознание и литература относятся к предметам социально-гуманитарного цикла, поэтому их интеграция наиболее эффективна. Ребята, читая литературные произведения, лучше понимают его содержание в контексте исторических событий. Нравственные качества, которым на уроках обществознания уделяется немало времени, как нельзя лучше иллюстрируются поступками героев в литературе.

Предмет: Литература и история 7 класс

учитель литературы - Роденкова Ирина Борисовна (учитель первой квалификационной категории)

учитель истории - Горшкова Зинаида Николаевна - (учитель первой квалификационной категории

Тема: Подвиг во имя любви 

(Смерть ради жизни)

Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее

(И. Шевелёв)

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-размышление.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством И. Бунина и рассказом "Лапти" в контексте исторической атмосферы. Продолжить формирование умений работы с текстом, выявить проблемы, затронутые автором.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с текстом рассказа "Лапти".

2.Дать представление об исторической атмосфере, о деталях быта.

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать прочитанное.

2. Развивать творческие способности и читательскую наблюдательность у учащихся.

3.Развивать умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел.

Воспитательные:

1.Воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

2. Гуманное отношение к человеку, милосердие, доброту, умение сострадать.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, умения работать в группе и в парах, доброжелательности.

Метапредметные результаты: способствовать формированию целостной картины мира.  

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию; оценивать свои достижения на уроке;

– познавательные УУД: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;

– коммуникативные УУДформировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы и приёмы обучения: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, диалог, комментированное чтение, чтение с остановками (методическая стратегия), выразительное чтение, фронтальный (блиц) опрос, художественный пересказ, работа в парах, в группе, прогнозирование.

Средства обученияПК, мультимедийный проектор, презентация к уроку, тексты, иллюстрации к произведению, наглядный  материал (иллюстрации).

Литература:

1. Рассказ И.Бунина "Лапти"

2. Учебник «Литература 7 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося технологическую карту, презентацию по теме урока, игру "Литературно-языковое лото", на доске записан эпиграф урока и тема (скрыта от учащихся).

Ход урока

Учитель литературы: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Мы желаем вам познавательного путешествия в мир литературы и истории. Как вы думаете, почему на сегодняшнем уроке мы объединили такие учебные предметы, как история и литература? Как они связаны между собой? Дома вам предлагалось подумать над этим вопросом. Давайте послушаем ваши ответы.

Ответы учащихся. Дети предлагают свои варианты ответов.

Учитель истории: Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам необходима карта, но карта у нас сегодня рабочая, которую каждый из вас будет заполнять в течение урока. Кроме этого, вам предстоит поработать в группе и в парах. Обратите внимание на эпиграф урока: "Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее".

Учитель литературы: Подумайте, что общего между словами сострадание, сочувствие, сопереживание, милосердие? Тема урока тесно связана с этими понятиями. Подумайте, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Попробуйте определить тему урока и запишите её.

Ответы учащихся. Дети предлагают свои варианты ответов.

Учитель литературы: О сочувствие, сострадание, сопереживание, милосердие мы будем говорить, работая над рассказом И.А.Бунина "Лапти". Мы предлагаем вам из предложенных вариантов выбрать тему после того, как познакомимся с содержанием рассказа. Как вы думаете, о чём пойдет речь в рассказе, который называется "Лапти"? Запишите свои предположения.

Ответы учащихся: Речь пойдет о крестьянской жизни; о том, как плетут лапти; как их правильно носить; случай о том, как пропали лапти, как их украли.

Учитель литературы: Весь рассказ сразу мы читать сразу не будем. А будем читать отрывками с остановками. Работаем в парах. Откройте 1-ый отрывок рассказа. Приступим к чтению рассказа.

Читает учитель: Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть.

Учитель: Совпали ваши версии с авторским вариантом? Как на самом деле развивается сюжет? О чём идёт речь в рассказе?

Ответы учащихся: Речь идет о больном ребёнке. Врач не может приехать из-за пурги. Мать в отчаянии: ребенок на грани жизни и смерти, он бредит.

Учитель литературы: Запишите ответы. Как вы теперь полагаете, о чём будет рассказ.

Ответы учащихся: Мать сделает что-то, что спасет ребенка, случится чудо, пурга вдруг закончится и приедет врач, приедет отец.

Учитель литературы: Слушаем 2-ой отрывок.

Читает ученик: Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:— Ну что, барыня, как? Не полегчало?— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...— Лапти? Что за лапти такие?— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.— Как добывать?— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

Учитель литературы: Как вы теперь полагаете, что произойдет дальше?

Ответы учащихся: Нефёд пойдет за лаптями.

Учитель литературы: Послушаем третий отрывок:

Читает ученик: Еще подумал.— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Учитель литературы: С какими героями вы познакомились? В какое время года происходит действие рассказа? Какая стоит погода и сколько дней? Что просит больной ребёнок? 

Ответы учащихся: Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж. Вьюжной зимой. Пятый день несло непроглядной вьюгой. Больной ребёнок просит красные лапти.

Учитель истории: Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? 

Ответы учащихся: У крестьянских детей.

Учитель истории: Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

Учитель истории: Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? 

Ответы учащихся: Нефёд был слугой.

Учитель истории: Каким вы его себе представляете?

Ответы учащихся: (устное словесное рисование) Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

Учитель истории: Рассмотрите портреты И.Н. Крамского «Полесовщик», В.Г. Перова «Странник» с изображением старцев. Похож Нефёд на них? Чем? Почему – больше на старца Перова? Какое главное качество углядели? 

Ответы учеников: Кротость, добросердечие, смирение, сила.

Учитель истории: Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили? Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст? Что взял с собой Нефёд? Для чего?  Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?  Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? 

Ответы учащихся: Добрые. Она называет его Нефёдушкой. Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки.

Учитель литературы: Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?  Об этом мы узнаем в следующем отрывке.

Чтение учеником следующего отрывка: Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:— Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь:— Господи, помоги! Господи, защити! А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.

Учитель литературы: Переживали ли домашние о Нефёде? 

Ответы учащихся: Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.

Учитель литературы: Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? Так что же произойдёт дальше?

Ответы учащихся. Дети предлагают свои варианты.

Учитель литературы: Об этом мы узнаем из последнего отрывка.

Чтение учителем последнего отрывка: Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек...Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье...За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

Учитель истории: Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? 

Ответы учащихся: Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.

Учитель литературы: Какой вариант темы, на ваш взгляд, больше подходит к сегодняшнему уроку? Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? 

Ответы учащихся. Дети предлагают свои варианты.

Учитель истории: Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? 

Ответы учащихся: Да. Ради жизни мальчика

Учитель литературы: Кто же является главным героем этой печальной истории? 

Ответы учащихся: Нефед. Он главный персонаж всех эпизодов сюжета.

Учитель истории: Кто он такой? Докажите .

Ответы учащихся: дети находят в тексте цитаты и зачитывают.

Слуга в доме мелких помещиков;

Выполняет черную работу:  «принес соломы на топку»;

Обращается к хозяйке дома словом «барыня»;

Одевается зипун с подпояской.

Учителя истории и литературы проводят литературно-языковое лото. Учащиеся работают в группе.

В тексте вы встретили слова, которые вышли из употребления в наше время.

Лапти - плетёная обувь из лыка или бересты, основной вид крестьянской обуви в России до середины 19 века.

зипун – одежда русского крестьянина, кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота).

кнут – большая плеть. Веревочный кнут. Пастуший кнут

- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

фуксин красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)

подпояска- пояс, то. чем можно подпоясаться

хутор - обособленный земельный участок с усадьбой владельца

верста - старинная русская мера длины

розвальни - крестьянские низкие и широкие сани без сидения, с расходящимися врозь от передка боками.

обыденка - насекомое подёнка

Вывод: связь истории, литературы и русского языка. Знание исторических фактов и понятий помогает лучше понять литературное произведение и дает представление об исторической атмосфере.

Учитель истории: Почему Нефед решил идти в бурю в Новоселки за лаптями для больного ребенка? Выберете правильный, с вашей точки зрения, вариант ответа:

 1) жалел ребенка и его мать; 2) верил, что лапти могут помочь ребенку преодолеть недуг: «значит, душа желает»).

Учитель литературы: Понимал ли Нефед меру опасности, принимая решение идти в Новоселки?

Ответы учащихся: Да. Об этом говорит построение его речи в ответ на возражение барыни «Где же в такой ужас дойти!»).

Учитель литературы: Нефед знал, что может погибнуть. Но пошел. Может быть, ему неудобно было перед барыней отступать от своих слов "Надо добывать".

Ответы учащихся: Нет. Сознавая опасность, он решительно уходит из дома: «А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун… и вышел вон…».

Учитель истории: Когда человек способен рисковать своей жизнью ради других людей? 

Ответы учащихся: Когда любит, когда очень хочет помочь, когда люди дороги ему больше его жизни.

Учитель истории: Жизнь Нефеда явилась мерой преданности крестьянина, слуги, его помещикам. Каковы были основания для такой преданности?  Докажите

Ответы учащихся: Взаимоотношения в доме – добрые, уважительные, человеческие). 

1) Барыня называет слугу ласково «Нефедушка»; разговаривает с ним, как с равным, близким человеком; пугается за него; когда он замышляет идти в Новоселки; ждет его возвращения, как ждут безмерно дорогого человека: «…ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака».

2) Слуга вникает во все обстоятельства жизни своих хозяев: «Ну что, барыня, как? Не полегчало?». Так спрашивает сочувствующий человек, человек, имеющий право спросить как равный.

Учитель истории: Взаимоотношения барыни и Нефеда показывают, что в этом доме его уважали, признавали в нем человека. Этот дом ему был родным. И он отдал за него свою жизнь.

Учитель литературы : Как относится к своему герою автор?  Какой русский характер показал И.А.Бунин в образе Нефеда? 

Ответы учащихся: Способный к самопожертвованию

Учитель литературы : В идейном содержании произведения часто имеет значение его название. Данное название символично. Что оно символизирует?

1) тяжелую болезнь ребенка;

2) надежду на выздоровление;

3) желание помочь;

4) способность к самопожертвованию;

5) горечь смерти;

6) уважение автора к крепостным людям.

Ответы учащихся: дети выбирают правильный, с их точки зрения, ответ.

Учитель истории: Что, кроме сказанного, открыл вам Бунин в рассказе «Лапти»?

Ответы учащихся:

1) Между помещиками и слугами могли быть почти родственные отношения.

2) Не социальное положение ценно, а человеческое содержание.

Обобщение учителя литературы : Прочитав и проанализировав рассказ И.А. Бунина «Лапти», мы увидели, как автор мастерски в таком небольшом по объему произведении сумел сказать о многом: 1) Раскрыл одну из особенностей русского характера – способность к самопожертвованию; 2) Показал доброе, уважительное отношение к человеку независимо от его социального положения; 3) Превознес чистую, верную душу своего героя. Эпиграф нашего урока: "Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее". Почему эпиграфом нашего урока стали эти слова? Изменилось ли ваше мнение о теме урока?

Ответы учащихся. Дети предлагают свои варианты ответов.

Учитель литературы: Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? 

Ответы учащихся: Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям. Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.

Учитель истории : На протяжении вашей школьной жизни вам предстоит узнать о многих исторических событиях, которые нашли отражение в литературных произведениях. А лучше понять поступки героев литературных произведений вам поможет знание истории.

Учитель литературы: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

Варианты домашнего задания:

Написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам».

Написать 5 качеств человека, способного совершить подвиг.

Приложение:

Технологическая карта (выдаётся каждому ученику)

Ф  .И.__________________________________________________________

Тема урока:____________________________________________________

Задачи:

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Работа с текстом

Выдвижение версий, связанных с осмыслением сюжета

Сопоставление версии с новым фрагментом текста

1.

1.



2.

2.



3.

3.



4.

4.



5.

5.

2.Как вы думаете, любой ли человек способен на самопожертвование. Способны ли вы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

Напишите мини-сочинение по теме: " В жизни всегда есть место подвигам."

Дайте развёрнутый ответ на вопрос: Что хотел сказать автор этим рассказом?

Ответьте на вопрос: "Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? Чем лично я готов пожертвовать?"

Литературно-языковое лото

Подпояска -

Пояс, то, чем можно подпоясаться.



Лапти -

плетёная обувь из лыка или бересты, основной вид крестьянской обуви в России до середины 19 века.

Зипун –

одежда русского крестьянина,

кафтан из грубого

толстого сукна,

обычно без ворота.

Фуксин

красная анилиновая краска;

широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.


Хутор - обособленный

земельный участок с усадьбой владельца.

РОЗВАЛЬНИ  -

крестьянские низкие и широкие сани без сидения, с расходящимися

врозь от передка боками.


Обыдёнка -

Насекомое подёнка.




Кнут -

прикрепленная к рукоятке

свитая из пеньки или ремешков веревка, служащая для подстегивания животных, в старину – для телесных наказаний.

Верста -

старинная русская

мера длины


t1599325159ah.jpg

t1599325159ai.jpg

t1599325159aj.png

t1599325159ak.jpg


t1599325159al.jpg



t1599325159am.jpg

t1599325159an.jpg

t1599325159ao.jpg

t1599325159ap.jpg



Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.