12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чистякова Марина Владимировна261
Россия, Костромская обл., пос.Октябрьский
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
5

Методическая разработка урока литературы по технологии ТРКМ в 7 классе Бунин «Лапти»


 


 


 


Смерть ради жизни (по рассказу И.А.Бунина «Лапти»)

Методическая разработка урока литературы в 7 классе для учителей русского языка и литературы


Автор: Чистякова Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Аннотация

Урок по рассказу И.Л. Бунина «Лапти» продолжает знакомить учащихся с творчеством писателей 19 века. На предыдущем уроке в теме «Стихи русских поэтов 19 века о родной природе» мы познакомились со стихотворениями Бунина, поэтому само имя Бунина - поэта учащимся знакомо. Этот урок знакомит ребят с Буниным – прозаиком, частично с его биографией и рассказом «Лапти».

Пояснительная записка

Урок литературы на тему «Смерть ради жизни» (по рассказу И.А.Бунина «Лапти») предназначен для учащихся 7 класса, изучающих предмет литературы по программе под редакцией В.Я.Коровиной. В учебном курсе - это 25 урок из 30 в разделе «Из русской литературы 19 века».

Уроки литературы представляют огромные возможности для использования технологии критического мышления. Эта технология нацелена на развитие чтения и письма. На уроках мы работаем с текстами, и технология критического мышления предлагает оригинальные приемы и методы работы с ними, позволяющие развивать мыслительные операции. Тексты классической литературы заставляют думать, спорить, высказывать свою точку зрения. Использование технологии критического мышления дает возможность по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, что позволяет отказаться от репродуктивного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления проблематики информационного текста и художественного произведения. Именно на это нацеливает поиск основополагающего вопроса при планировании учебного материала. Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся знания законов построения текста, умения вести его анализ на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. Все это способствует развитию диалогического мышления, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию творческих способностей учащегося по созданию текстов разных стилей, типов, жанров, необходимых современному человеку.

Тема урока « Смерть ради жизни» ( по рассказу И.А.Бунина «Лапти») является актуальной. В этом произведении И.А.Бунин поднимает проблему нравственного подвига. Писатель, не используя назидательной концовки, пишет о самом важном качестве для человека, воспитывая чувство ответственности

Главной моей задачей стало построение процесса познания так, чтобы учащийся на уроке испытал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия. Поэтому работа по теме урока была построена по технологии развития критического мышления с применением информационно-коммуникативных технологий. Новизной учебно-методической разработки является использование современных технологий обучения, а также применяемых методов и приёмов, используемых на уроке - мультимедийная презентация, чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование, синквейн. Чтобы дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорт на уроке подача учебного материала шла на все каналы восприятия, с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики)

Такие уроки воспитывают личность, умеющую думать, анализировать прочитанное, имеющую свой взгляд на мир. Данный урок органично входит в систему уроков по теме «Русская литература 19 века».

Этот урок могут использовать и учителя, которые работают по другим учебным программам, во внеурочной работе и на классных часах.


 


 

Методическая разработка урока литературы в 7 классе

«Смерть ради жизни» (по рассказу И.А.Бунина «Лапти»)

Цель: познакомить с творчеством И. А. Бунина-прозаика и рассказом «Лапти»

Задачи:

Образовательные:

прочитать и проанализировать рассказ И.А.Бунина «Лапти»

раскрыть бунинские представления о жертвенности русского человека и душевном богатстве простого крестьянина

Развивающие:

развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову; учить выделять главное

обогащать речь

совершенствовать навык монологического высказывания

Общепредметные:

расширять общекультурный кругозор учащихся

воспитывать интерес к русской литературной классике

пробуждать активность и самостоятельность

развивать аналитическое мышление в обсуждении художественного произведения

Воспитательные:

воспитание милосердия, доброты, умения сострадать

формирование духовной культуры личности

Ожидаемые результаты:

В результате проведения урока учащиеся смогут:

Вдумчиво читать небольшой по объему прозаический текст

Соотносить понятия «жизнь» и «смерть»

Пополнить словарный запас

Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

Выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

Участвовать в совместном принятии решения;


 

Данный урок относится к комбинированному типу уроков.

Урок проводится в инновационной форме.

Теоретическое обоснование

Работа по теме урока была построена по технологии развития критического мышления с применением информационно-коммуникативных технологий. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд); использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата, отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью (Д. Халперн).

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Исходя из этого критическое мышление, по мнению авторов, может развивать следующие качества ученика:

1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);

2. гибкость (восприятие идей других);

3. настойчивость (достижение цели);

4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

5. осознание (отслеживание хода рассуждений);

6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение многих подходов, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

В данном уроке применяется инновационная стратегия - чтение с остановками.

Чтение с остановками – это эффективная стратегия, которая применяется при чтении различных типов текстов. Её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего внимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста.

Эту стратегию лучше использовать для повествовательного текста или текста-рассуждения. Скорее всего, вопросы к тексту будут «открытыми», требующими рассуждения, формулирования своей точки зрения: почему? зачем? каким образом?

По результатам исследования Международной ассоциации чтения, проведенного в 2006-2007 гг., эта стратегия была признана учителями многих стран одной из самых эффективных в работе со слабочитающими учащимися.

Информационно-коммуникативная технология представлена в виде мультимедийной презентации.

Методическое обоснование

Урок, построенный по данной технологии, содержит три фазы, каждая из которых имеет свои задачи:

Технологические этапы

1 фаза

Вызов

Задачи:

Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

2 фаза

Реализация смысла

Задачи:

Помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми

3 фаза

Рефлексия

Задачи:

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал и самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

 

Источник текста: Бунин И.Собр. соч. – М.,1994. – Т.4.

Используемые приемы: мультимедийная презентация, чтение с остановками, обращение к личному опыту, устное словесное рисование, прогнозирование, синквейн.


 

Список литературы:

1.Геникс Е. А., Трифонова Е. А. «Учитель и ученик: возможность диалога и понимания». М.: БОНФИ, 2002.

Загашев И.О. Умение задавать вопросы // Перемена. – 2001. - №4.

Заир – Бек С.И. Раз0витие критического мышления на уроке. – М.:Просвещение,2004


 


 


 

Ход урока

I Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы

II Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души.

( рассказ ученика о писателе с презентацией)

- Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания следующего отрывка.

Тема нашего урока: «Смерть ради жизни»

III Вызов. На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

- О войне.

- О смерти.

- Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»?

- Смерть помогла кому-то выжить.

-А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.

-Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»)

-Как вы думаете, о чем это произведение?

Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить – прав ли я? Данный прием акцентирует внимание на такой детали, как название, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может многое сообщить о предлагаемом для чтения рассказе

-Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа?

Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни»

IV Осмысление содержания. На этой стадии предлагается текст, разбитый на смысловые отрывки. Учащиеся читают первую часть, затем следует анализ данного отрывка с использованием вопросов разного вида.

Чтение учителем до первой остановки. (до слов …ужас дойти!)

1-я остановка

-С какими героями вы познакомились?

+Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.

Словарная работа.

- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

Открываем файл.

Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

-В какое время года происходит действие рассказа?

+Вьюжной зимой.

- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.

+ Пятый день несло непроглядной вьюгой.

- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?

+ Эпитет – «непроглядная вьюга»

- Что просит больной ребёнок?

+ Больной ребёнок просит красные лапти.

- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?

+ У крестьянских детей.

- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?

+ Нефёд был слугой.

- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)

+ Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный…

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

+ Добрые. Она называет его Нефёдушкой.

- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?

+ Ответы детей.

- Об этом узнаем из следующего отрывка. ( читает учащийся до слов …степном море)

2-я остановка.

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?

+ Да.

- Что взял с собой Нефёд? Для чего?

+ Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

+ Догадывался.

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?

+ Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.

- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

+ Ответы детей.

- Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Читает Сазонов Алексей (до слов…стук в окно)

- Переживали ли домашние о Нефёде?

+ Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней.

Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.

- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно. Зачитайте из текста.

+ Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?

+ Он предвещает что- то плохое.

- Так, что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.

V Физкультминутка.

А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.

Читает учащийся

3- я остановка

- Почему автор назвал этот стук зловещим?

+ Так как привезли мертвое тело Нефёда.

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?

+ Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

+ Думаю. Что он выздоровеет

- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?

+Да. Ради жизни мальчика.

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

+ Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

+ Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.

Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию.

Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие.

Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

VI Рефлексия. На этой стадии предлагается синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, а также как средства творческого самовыражения учащихся

Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Кому трудно, я даю вам слова- подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда .(схема синквейна на экране)

Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух

VII Итог урока.

- Что понравилось сегодня на уроке?

- Оценки.

VIII Домашнее задание. Оно предлагается с учетом дифференцированного подхода. Учащиеся сами рассчитывают свои силы.

Д/з по выбору:

  • Составить цитатную характеристику Нефёда;

    Написать свой конец рассказа;

    Написать мини-сочинение на тему «В жизни всегда есть место подвигам»;

    Написать эссе по впечатлениям от рассказа.

 


 

Приложение 1

Синквейны, написанные учащимися

Нефед

Смелый, самоотверженный

Помогает, решает, понимает

Пожертвовал собой ради других

Герой


 

Смерть

Страшная, непредсказуемая, беспощадная

Помогать, спасать, умолять

Просить помощи у близких

Зло


 

Нефёд

Домовитый, трудолюбивый

Хлопочет, помогает, заботится

Без него в доме не обойтись

Спаситель


 

Лапти

Красивые, любимые

Веселят, вселяют надежду, радуют

Лапти - надежда на выздоровление

Спасение


 

Вьюга

Злая, морозная

Метет, морозит, злится

Сильно заметает дороги

Зло


 

Барыня

Неспокойная, красивая

Надеется, ухаживает, беспокоится

Надеется на выздоровление

Надежда


 

Лапти

Красные, желанные

Думают, мечтают, хотят

Они помогут мальчику выздороветь

Исцеляющие


 

Вьюга

Суровая, холодная

Метет, пугает, волнует

Сердито бьет в окно

Страх


 


 

Нефед

Смелый, храбрый

Рискует, решает, волнуется

Пожертвовал собой ради других

Спаситель


 

Нефед

Трудолюбивый, мужественный, храбрый

Решает, помогает, спасает

Рискует своей жизнью ради других

Спаситель


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2

Он умел в рассказах и очерках на русские темы тонко подмечать неповторимое…

В. И. Кулешов


 


 


 


 


 


 


 


 

Бунин – художник обладал изумительной силой изобразительности. Он считал, что литература должна действовать на эмоции непосредственно силой художественных образов.


 

В. И. Кулешов


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 3

Иван Бунин.

Лапти

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

- Лапти? Что за лапти такие?

- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!


 

Еще подумал.

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.


 

Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

 

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.