12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрушкина Ольга Константиновна43
Россия, Владимирская обл., Покров
0

Интегрированный урок литературного чтения и математики . Тема : «Герои сказки. Два мира в сказке А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Сложение и вычитание в пределах 100. Решение задач.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Покров»

 

Методическая разработка

интегрированного урока литературного чтения и математики

Тема : «Герои сказки. Два мира в сказке А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Сложение и вычитание в пределах 100. Решение задач.»

 

Учитель высшей квалификационной категории

Петрушкина Ольга Константиновна .

МБОУ СОШ №1 г.Покров

Петушинского района Владимирской области

Учитель начальных классов
 

г. Покров

2016г.

 

Цели и задачи урока:

  • создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций;
  • продолжать разрабатывать умение анализировать литературное произведение;
  • определить характеры героев через исследование их поступков и действий;
  • совершенствовать навык выразительного чтения.;
  • развития умения решать задачи; умения складывать и вычитать величины.
  • создать условия для воспитания интереса детей к чтению произведений большого объёма, к миру художественной литературы;
  • создать условия для обучения выражению своего отношение к героям, характеризовать их поступки;
  • выявить положительные и отрицательные черты героев произведения, выяснить основные отличия; совершенствовать мыслительные операции;
  • создать условия для формирования нестандартного логического и вариативного мышление; логического мышления на основе сравнительного анализа; воспитания чувства товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.

 

Планируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на урок;

-уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

-уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- уметь провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- развивать познавательный интерес к родному языку;

- создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций;

- продолжать разрабатывать умение анализировать литературное произведение;

- определить характеры героев через исследование их поступков и действий;

- совершенствовать навык выразительного чтения.

- воспитывать у учащихся ценностное отношение к литературному чтению.


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).


 


 


 

 

 

 

2. Актуализация знаний:


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

3. Создание проблемной ситуации с последующим формированием темы и цели


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4. Оперирование знаниями в новых ситуациях.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Физкультминутка


 


 


 

 

 

6.Исследование характеров героев.

 


 


 


 


 


 

.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

7.Минутка релаксации и отдыха.


 


 


 


 

8.Решение заданий творческого уровня.


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Рефлексия деятельности. Домашнее задание.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Эмоциональный настрой.

«...О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки...

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски...

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка…»

С давних времён сказки бережно хранили в людской памяти. Сказку любили. Её любят и сегодня. Как вы думаете – почему?

-Послушайте пословицу: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

-Как вы ее понимаете?

-Чему учит сказка?

Все уроки литературного чтения во 2 классе посвящены сказкам.

В разделе «Там на неведомых дорожках» 5 сказок, в разделе «Сказочные человечки» 8 сказок, в разделе «Сказочные богатыри»

6 сказок. Сколько всего сказок в нашем учебнике?

Запишите решение в тетради по математике.

Каждый урок литературного чтения у нас открытие. Мы узнаём новых героев, рассуждаем, сопереживаем.

Сегодня мы будем: - узнавать, вспоминать, читать, беседовать, сравнивать, наблюдать за чудесами превращения главного героя. И математика нам поможет. В ходе рассуждений будем решать математические задачи, связанные со сказочными персонажами.

- Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, вам нужно отгадать загадку:

«На уроке литературного чтения

Отбросьте все сомнения.

Мы представим очень странного

Человечка деревянного,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный…

Кто же это?

И, конечно же, о нём

Речь сегодня поведём».

- Какую известную книгу нужно прочитать, чтобы всё узнать про Буратино?

- Кто автор этой книги?

- Совершенно верно, Алексей Николаевич Толстой написал книгу «Золотой ключик, или Приключения Буратино».


 


 

Задание по группам:

Дети, испытывающие трудности в обучении – собирают словосочетания мир добра, мир зла

Дети с повышенной мотивацией к обучению работают с карточками (приложение) Задание: Знакомы ли вам имена персонажей сказки? Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом и соедините слова с именами персонажей.

Кот … Алиса

Продавец пиявок … Пьеро

Лиса… Базилио

Грустный влюблённый поэт … Дуремар

Черепаха – хранительница ключика… Мальвина

Владелец кукольного театра … Артемон

Девочка с голубыми волосами… Тортила

Пудель – её верный друг и помощник…Карабас - Барабас


 

Все остальные читают слова на карточках. (приём мелькание) Слова: Буратино, Мальвина, Артемон, Тортила, Дуремар, Алиса, Базилио, Пиноккио, Карабас-Барабас, Пьеро

Ребята, работающие на карточках, должны были пояснить имена персонажей сказки. Давайте их послушаем.

- Нам с вами надо определить тему нашего сегодняшнего урока. И помогут нам в этом ребята первой группы.

Внимание на собранные на доске слова: МИР ДОБРА МИР ЗЛА

- О чем же сегодня на уроке пойдет речь?

- Какие характеры у героев сказки?

- Во всех сказках существуют 2 мира. Что вы об этом знаете?

- Перед вами две дверцы. Как

вы думаете, какая дверь ведёт в мир добра? Почему?

- Вернемся к персонажам сказки. Попробуйте разделить персонажей на две группы.

Кто же в сказке олицетворяет зло, а кто добро? Давайте попробуем ответить на этот простой, и в то же время сложный вопрос. (Буратино, Мальвина, Пьеро практически сразу получают статус положительных героев; Карабас Барабас, Дуремар, Лис, Кот – к отрицательным).

- Почему вы их так разделили?

Я попробую вас заставить сомневаться в вашем выборе. Кто же в сказке олицетворяет зло, а кто добро? Давайте попробуем ответить на этот простой, и в то же время сложный вопрос.

2. Проблемный вопрос:

- Как вы считаете, Буратино – какой это герой? В какой мир его отправим?

Вспомните, где происходят описываемые в книге события? (В городке на берегу Средиземного моря).

Как Буратино появился на свет?

(Столяру Джузеппе попалось под руку полено, которое пищало человеческим голосом. Он отдал его другу шарманщику Карло, который из этого полена мастерит деревянную куклу и называет её Буратино.)

Столяр Джузеппе снабдил Карло инструментами.

Решите задачи:

№1

У него в столярной мастерской есть 24 молотка, а пил на 3 меньше. Сколько всего инструментов в мастерской?

№2

Чтобы собрать Буратино, Карло потребовалось 16 болтов, 9 обыкновенных гвоздей и 17 обойных гвоздей. Сколько болтов и гвоздей потребовалось для сборки?

Какой подарок получил Буратино от папы Карло?

- Куда попал Буратино вместо школы?

Решите задачи:

№1

На открытие сезона в театр пришло 40 человек по билетам, купленным в кассе, 20 – по пригласительным билетам, а 32 работника театра уже сидели в зале. Сколько было зрителей?

№2

В фойе театра прогуливалось 45 зрителей. Перед самым началом спектакля группа из 20 взрослых и 15 детей прошла в зрительный зал. Сколько человек осталось в фойе?

Давайте немного отдохнем.

Буратино потянулся,

Раз – согнулся, разогнулся!

Два – в ладоши два хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть!

Как произошло знакомство Буратино с артистами кукольного театра Карабаса-Барабаса?

Решите задачу

Для нового спектакля взяли 6 кукол, сделанных раньше, а остальных пришлось делать заново. Сколько кукол пришлось сделать заново, если в спектакле участвуют 13 кукол?

Как Буратино познакомился с Мальвиной?.

Чем угощала Мальвина за завтраком Буратино? Откуда она брала продукты?

Решите задачу

Мыши принесли Мальвине 7 орешков, сухофруктов на 5 больше, а сладких сухариков столько, сколько орешков и сухофруктов вместе. Сколько сухариков принесли Мальвине?

– Всё ли вам нравится в Буратино? (Можно опираться на любые эпизоды сказки. Временами Буратино груб, он не хочет учиться, неряшлив, непослушен. Но в целом он добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный в опасных ситуациях. Именно ему открывают тайну золотого ключика.)

Какой была Мальвина?

Мальвина - девочка с кудрявыми голубыми волосами была самой красивой куклой из кукольного театра Карабаса Барабаса. Она была очень воспитанной, аккуратной во всём. Мальвина старалась помочь Буратино стать знающим и воспитанным человеком. Она была добра ко всему живому, никого никогда не обижала. И девочка была образованной.

Кто назовет ее отрицательные качества?

Мальвина капризная девочка. Она хочет, чтобы все вокруг поступали только как ей хочется, чтобы выполняли все её указания. Мальвина издевалась над влюблённым в неё Пьеро. А послушный Артемон всё время исполнял её приказы. Она всех использовала для своих прихотей.

Решите задачу

Мальвина полила в саду столько же деревьев, сколько и Пьеро. Когда Мальвина полила еще одно дерево, то оказалось, что они полили 9 деревьев. Сколько деревьев полила Мальвина и сколько Пьеро?

9 – 1 = 8 (д.), 8 : 2 = 4 (д.) – П, 4 + 1 = 5 (д.) – М.

Текст на слайде.

«Далеко, далеко за синим морем,

Стоит золотая стена.

В стене той заветная дверца,

За дверцей – большая страна.

Ключом золотым открывают

Заветную дверцу в стене,

Но, где отыскать этот ключик

Никто не рассказывал мне…»

- Прочтите про себя.

- Прочтите вслух.

- Прочтите выразительно.

Для чего нужен был ключик Карабасу-Барабасу?

Каким был Карабас-Барабас?

Карабас Барабас ради денег издевался над своими куклами, не щадил их и заставлял много работать.

Но если внимательно подумать, какие положительные качества есть у него?

Карабас Барабас предприимчивый человек, который умеет строить бизнес. Карабас Барабас создал свой театр, чтобы не только дать работу артистам – куклам, но и приносить радость людям. Прививать им любовь к искусству.

- если вы вчера помогали дома маме, возьмите себя за ушки;

- если вы вчера хорошо себя вели, коснитесь пальчиком носа;

- если вы вчера много прочитали, зажмурьте глазки;

- если вы вчера сказали кому-то доброе слово, улыбнитесь.

Вопросы с числами:

Сколько монет стоил билет в театр? (4 сольдо)

Сколько золотых дал Карабас-Барабас Буратино? (5 монет)

Сколько золотых попросили Лиса Алиса и кот Базилио у Карабаса за Буратино? (10 монет)

Сколько монет предлогал Карабас-Барабас папе Карло за кукол? (100 монет)

Сколько подбородков было у начальника города? (6)

Сколько стоил обед в харчевне? (1 золотой)

Расположите данные числа в порядке возрастания.

Попрыгайте столько раз, каким окажется число на третьем месте.

- С какой целью искал ключик Буратино?

- Одинаковые ли цели у этих героев?

- Почему же ключик достался Буратино и его друзьям?

Давайте нарисуем в тетради желтой ручкой золотой ключик. Диктант по клеточкам.

4 клетки – вправо, 2 клетки – вверх, 4 клетки – вправо, 5 клеток – вниз,

4 клетки – влево2 клетки – вверх, 4 клетки – влево , 1 клетка – вниз ,

1 клетка – влево ,

1 клетка – вниз ,1 клетка – влево ,3 клетки – вверх

В.:- Что получилось?

(ключик)

Что открыли этим ключиком?

Решите задачу

В новом театре было 68 декораций: 17 деревянных, 29 живописные, остальные драпированные. Сколько было в театре драпированных декораций?

- Ключиком всегда что-то открывают. Что для себя открыл Буратино? А вы?

- Удалось ли нашим героям обрести счастье? Как вы думаете - почему?

- Ребята, сейчас, когда мы закончили работать над сказкой, какие чувства вы испытываете?

- Кого вы считаете отрицательными героями сказки?

- Докажите на примерах их скверных поступков их отрицательные черты характера.

- Оживите картинку на с.149.

- Определите самое подходящее качество характера каждому из героев

Карабас-Барабас - жестокость

Дуремар – глупость

Лиса Алиса – хитрость

Кот Базилио – жадность

- Найдите и прочитайте стишки, которые сочинил Пьеро про этих героев.

- Как относится автор к этим героям? Жалеет их? Почему?

- Куда мы отправим этих героев?


 

Давайте отыщем в характерах героев сказки положительные и отрицательные черты.

Буратино:

Первый вариант - Доброта, открытость, настоящий друг;

Альтернативный вариант - Непослушание, грубость, нежелание учиться.

Мальвина:

Первый вариант - Воспитанность, аккуратность, отзывчивость

Альтернативный вариант – Капризность

Карабас Барабас:

Первый вариант - Злость, жестокость, нажива

Альтернативный вариант – Предприимчивость, любовь к искусству

Дуремар:

Первый вариант - Обман, жадность

Альтернативный вариант – Врачевание, помощь людям

Лиса Алиса:

Первый вариант - Хитрость, жадность, лень

Альтернативный вариант – Обаятельность, артистичность

Кот Базилио:

Первый вариант - Глупость, жадность

Альтернативный вариант – Доброта, компромиссность

Итак, в повести-сказке много героев. Трудно сказать, кто из них положительный, а кто отрицательный – все они проявляют себя по-разному. Но мы точно можем разделить их на два мира: мир добра и мир зла.

Приоткроем дверь в Страну Дураков и отправим туда отрицательных

героев.


 

Вокруг какого персонажа сказки борятся эти миры? (Вокруг Золотого ключика.)
А какой мир всегда побеждает в сказке? (Мир Добра.)
А кто же все-таки главный герой? (Буратино.)

Всем ли вам нравится Буратино?

Кого он напоминает?

Хотелось бы вам иметь такого друга? Почему?

Вот почему Буратино – любимый герой сказок людей многих поколений.

Как вы думаете (посоветуйтесь в группах), почему эту сказку, которой уже более семидесяти лет, с удовольствием читают и взрослые, и дети?

Чему она учит детей?

А взрослых?

Чему вы научились, прочитав эту сказку?

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

Домашнее задание: стр. 138 – 143.

Нарисуй портрет

любого из героев

сказки

А. Н. Толстого.

Составьте самостоятельно составные задачи по повести А.Толстого и предложите на следующем урок одноклассникам для решения.

Подготовка к работе.


 


 


 


 


 


 

Отвечают на вопросы.


 


 


 

 

 

 

 

1 ученик

решает

у доски


 


 


 


 


 


 


 


 

Называют героя – Буратино.


 


 


 


 


 

Называют произведение -«Золотой ключик, или Приключения Буратино. (Алексей Николаевич Толстой)

 


 


 


 


 

Прочитанные слова выставляются на доску: Буратино, Мальвина, Артемон, Тортила, Дуремар, Алиса, Базилио, Пиноккио, Карабас-Барабас, Пьеро

Дети определят тему урока.


 

Обучающиеся самостоятельно работают в группах, затем один ученик читает задание, и ребята из группы отвечают

Учащиеся называют героев и указывают, кто из них положительный, кто отрицательный.


 


 


 


 


 

Обучающиеся работают по учебнику, отвечают на поставленные вопросы.


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись схемы и решения задачи на доске.


 


 

 

Запись схемы и решения задачи на доске

.


 

Запись схемы и решения задачи на доске.

Запись схемы и решения задачи на доске.

Выполняют движения.


 


 


 


 


 

Запись схемы и решения задачи на доске.


 


 


 

 

 

 

 

Запись схемы и решения задачи на доске.


 


 

Дети вслух читают отрывок, по ходу выясняют значение непонятных слов.


 

Отвечают на поставленные вопросы.


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение на доске


 


 


 


 


 


 


 


 

Дети отвечают на вопросы, рассуждают.


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись чисел на доске и в тетрадях.


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

Дети рассуждают, высказывают предположения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Решение на доске


 


 

Дети рассуждают, высказывают предположения.


 


 

Дети выразительно зачитывают отрывки.


 


 


 

Дети находят и зачитывают отрывок.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 


 


 

Личностные:

учебная мотивация


 


 


 


 


 

Предметные:

общеучебные, речевые высказывания,

умение слушать и слышать.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Метапредметные (коммуникативные УУД): уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Метапредметные (коммуникативные УУД):

оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

Метапредметные (регулятивные УУД): уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на урок.


 

Предметные: развивать познавательный интерес к литературному чтению – родному языку.

Метапредметные (коммуникативные УУД):

оформлять свои мысли в устной форме.


 


 


 


 


 


 

Метапредметные (коммуникативные УУД): уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни.


 


 


 

Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.


 

Метапредметные: (познавательные УУД): уметь ориентироваться в своей системе знаний; (регулятивные УУД)

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

(коммуникативные УУД): договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, сотрудничество в поиске и выборе информации; слушать и слышать других.


 


 

Предметные:

уметь применять знания в жизненных ситуациях.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Личностные:

участие в оценке и обсуждении полученного результата; толерантность к чужим ошибкам и другому мнению.

Метапредметные (познавательные УУД): уметь провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные: уметь применять знания в жизни.


 

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

 

5. Эстетическое воспитание.


 


 


 


 


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.