12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга1331
Россия, Карелия респ., Пудож
10

Урок – КВН «Два мира в сказке Л.Н. Толстого «Приключения Буратино»»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Урок – КВН. Два мира в сказке А.Н. Толстого «Приключения Буратино

Учитель: Соловьева Ольга Анатольевна

Предмет: Литературное чтение

Класс: Начальная школа

Автор УМК: Любой

Тема урока: Два мира в сказке А.Н. Толстого «Приключения Буратино»

Тип урока: Повторение и обобщение полученных знаний.

Форма урока: Урок – КВН

Цели урока: Обобщение знаний учащихся по данной теме. Систематизация умений выражать свое отношение к героям, характеризовать их поступки.

Задачи урока:

образовательные:  Учить выражать свое отношение к героям, определять характеры героев через исследование их поступков и действий; выявить положительные и отрицательные черты героев произведения, выяснить основные отличия.

развивающие: Развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа; развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения.

воспитательные: Воспитывать интерес детей к чтению произведений большого объёма и интерес к миру художественной литературы; воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.

Обучающиеся получат возможность для формирования умений:

Личностные

1.Умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции;

2.Оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией;

3.Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- сформировать представление о двух мирах в сказках А.Н. Толстого;

- познакомить с двумя мирами в сказках;

- совершенствовать умения работы в нахождении текста в произведениях;

- формировать умения работать с учебником.

Метапредметные

Регулятивные:

Умение понимать учебную задачу урока

Умение планировать свою деятельность;

Умение определять и сохранять свою цель ;

Умение контролировать и оценивать свою работу и

полученный результат

Познавательные:

Умение находить и выделять необходимую информацию

Умение анализировать, сравнивать, доказывать и делать выводы;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Умение структурировать свои знания

Умение находить значение отдельных слов в толковом словаре

Коммуникативные:

Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Умение слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая

Педагогические технологии: ИКТ-технология, технология развивающего обучения; технология сотрудничества, игровая технология, проблемная технология

Предварительная работа:

Знакомство с бессмертным произведением А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Рассматривание иллюстраций к сказке, обсуждение характеров героев, их поступков. Знакомство с биографией автора. Прослушивание песен из кинофильма, просмотр мультфильма дома. Придумывание названий командам, приветствий и эмблем.

Оборудование:

Эмблемы на каждого ребёнка, игрушечная посуда (чашки, блюдца, скатерть, нож, вилка, чайник, продукты питания, букет), карточки с именами героев сказки, сигнальные карточки, выставка книг, рисунков.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Содержание

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

 

Дети улыбаются друг другу.

Организует начало урока, мотивацию к учебной деятельности

Приветствие

- Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

- Ваши глазки все проснулись?

- Ваши губки улыбнулись?

- Приступаем к работе.

Личностные УУД:

Самоопределение (чувство необходимости учения), мотивация к обучению и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества

2.Актуализация знаний , подготовка к активной познавательной деятельности

Цель:

Постановка проблемы и сообщение темы урока

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Подводит к теме урока Задает вопросы с целью актуализации знаний.

- С давних времён сказки бережно хранили в людской памяти. Сказку любили. Её любят и сегодня.

-Для чего нужны нам сказки?

-Что в них ищет человек?

(Ответы детей)

- Вы, читайте сказки, дети!

Научитесь их любить!

И тогда на этом свете

Станет легче всем нам жить!

- Мы отправляемся в путешествие по сказке.

Далеко, на теплом море

Появился вдруг мальчишка –

Деревянный, с длинным носом,

Про него создали книжку.

В книжке много приключений

Тот мальчишка испытал,

Золотой волшебный ключик

Он, в конце концов, достал.

Черепахою Тортилой

Был подарен ключик сей,

И еще мальчишка встретил

Добрых, преданных друзей.

Хоть пришлось ему несладко –

Был повержен Карабас.

Как та книжка называлась?

Вы мне скажите сейчас? (Буратино)

Слайд 2

– Кто придумал необычную историю про Буратино?

(Алексей Николаевич Толстой, портрет.) Слайд 3

– Как называется сказка?

(«Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

- Почему история необычайная? (Это сказка.)

- Чем похожи все сказки? (Добро побеждает зло.)

- Какие два мира живут в сказках? ( Мир добра и мир зла.)

- Кто живет в мире добра? А кто - в мире зла?

- В каком мире вы хотите жить?

- В гостях у нас герои сказки, (На доске карточки с именами героев) назовите их. Кто отправится с вами в мир добра?

- Вы назвали Буратино, Мальвину, отважного пуделя Артемона. А как же Дуремар, Карабас-Барабас?

- Вы не хотите иметь друга- директора кукольного театра?

- А кто мне скажет, какова тема сегодняшнего урока?

Тема урока: Герой сказки. Два мира в сказке.

Познавательные УУД:

Осознание целей, умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные УУД:

Целеполагание (понимание и принятие учебной задачи, поставленной учителем)

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли , планирование учебного сотрудничества, участие в коллективном обсуждении проблемы

Личностные:

1)развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

3. Формулировка цели урока и планирование деятельности

Цель:

Постановка целей и задач урока, исходя из проблемы

С помощью учителя формулируют цель урока.

Планируют с помощью учителя свою деятельность

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

В ходе беседы подводит учащихся к цели урока

Организует формулировку цели урока и планирование деятельности детьми

- А хотели бы вы дружить с Буратино? Ведь он непослушный, неряшливый, шалун. ( Проблемный вопрос)

( мнение детей)

- Че мы сегодня будем заниматься на уроке?

(разбирать характеры и поступки героев сказки)

_ Какую цель мы с вами поставим?

(исследовать характер и поступки героев и определить место в мире добра или зла).

- Молодцы!

-Ребята вы помните, почему Буратино сделал дырку в очаге Папы Карло?

( он был нарисованный)

-Скажите, а что находилось за нарисованным очагом?

( тайная дверь).

-А чем можно эту дверь открыть? ( Золотым ключиком)

Правильно, открыть эту можно золотым ключиком. Давайте пройдем все испытания, которые приключились с Буратино в книжке и поможем ему найти этот ключик. А так же определим, к какому миру «добра» или « зла» относится каждый из героев. Помогут нам в этом наши знания и сигнальные карточки. Давайте, договоримся, если герой добрый, и вы хотели бы с ним дружить, вы поднимаете карточку зелёного цвета. А если герой злой и коварный, то карточку с красного цвета. Но каждый свой выбор вы должны объяснить. Разобраться в столь непростом деле нам поможет веселая игра КВН.

Слайд 4

- Кто из вас скажет, что такое КВН?

- Почему мы посвятили это мероприятие этому произведению?

- Чем мы будем сегодня заниматься?

- Что мы сегодня вспомним?

А как известно в КВНе есть жюри. Вот и сегодня оценивать знания наших команд будет жюри ( представление членов жюри).

Пьеро

 

Личностные УУД:

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Познавательные:

Формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

Целепологание(постановка учебных задач)

Коммуникативные УУД:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, выслушивать мнение других

4. Основной этап

Обобщение изученного ранее материала в виде игры КВН.

Исследование характеров героев

Цель:

обеспечить в ходе закрепления повы­шение уровня ос­мысления изучен­ного материала, глубины его пони­мания

Распределение персонажей на мир добра и зла.

Выполняют задания, предложенные учителем,

делают выводы

Организует деятельность обучающихся по обобщению изученного

- У нас есть 2 команды, и я объявляю Приветствие команд.

Команда «Буратино»

Девиз:

Буратино – славный малый.

Знает сказок он немало,

Поведёт он нас вперёд

И к победе приведёт.

Приветствие команде соперников:

Соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба вместе с ней.

Команда «Золотой ключик»

Сомнений нет –

Мы победим,

Ведь ключик золотой

Открыть не только может дверь

К победе путь прямой.

Открывает чудо дверцу

Ключик золотой.

Мы откроем доступ к сердцу,

Победим с лихвой!

Слайд 5

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимо информации

Коммуникативные УУД:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, выслушивать ответы других

А) Выстраивание последовательности событий

Цель:

Формировать умение работать в группе Фиксация знаний

 

 

Б) Актерское мастерство ( работа в парах)

Цель:

Формировать умение работать в паре, проверить знание произведения и актерские способности учащихся

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: снятие усталости

В) Групповая работа над содержанием сказки

Цель: Фиксация знаний содержания сказки

Г) Работа над мультфильмом

( индивидуальная и фронтальная работа)

Цель: Фиксация знаний мультипликационного фильма

Д) Работа над кинофильмом

( фронтальная работа)

Цель: Фиксация знаний песен из кинофильма

Исследование характеров героев.

Поиск и выделение необходимой информации.

Составление характеристик героев.

Осмысливают учебный материал.

Проводят соответствие

По ходу ответов учащихся контролируют: правильность, полноту ответов одноклассников


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Исследование характеров героев.

Поиск и выделение необходимой информации.

Осмысливают учебный материал, выбрать пару для выполнения задания.

Проводят соответствие

Инсценируют один из эпизодов сказки

Показывают свое театральное мастерство.

По ходу сценок учащиеся контролируют: правильность, полноту содержания.

Выполняют гимнастику для снятия усталость


 


 

Осмысливают учебный материал.

Проводят соответствие

По ходу ответов учащихся контролируют: правильность, полноту их ответов.


 


 


 

Исследование характеров героев.

Поиск и выделение необходимой информации.

Осмысливают учебный материал

Проводят соответствие

По ходу ответов учащихся контролируют: правильность, полноту их ответов.

Исследование характеров героев.

Поиск и выделение необходимой информации.

Осмысливают учебный материал

Проводят соответствие

По ходу ответов учащихся контролируют: правильность, полноту их ответов

Организует опрос в виде разминки, следит за выполнением заданий в группах

 

Организует выполнение задания в паре

Контролирует правильность ответов учащихся

Организует выполнение гимнастики для снятия усталости

Организует опрос, следит за выполнением заданий в группах

Организует просмотр фрагмента из мультфильма и опрос, следит за выполнением задания

Организует прослушивание мелодий из кинофильма и опрос, следит за выполнением задания

1 конкурс нашего КВНа « Кто это».

Слайд 6

Каждой команде предстоит выбрать по 3 вопроса и дать правильный ответ. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл. Не забудьте друзья, после каждого ответа вы должны показать сигнальную карточку и объяснить, почему вы считаете данного героя добрым или злым? Вам всё ясно? Тогда в путь.

Слайд 7

«В широкой шляпе ходил c прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб».

Слайд 8

«Покачался, покачался на тоненьких ножках,

шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери,

через порог и на улицу»

Слайд 9

«Существо немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Крри-кри», глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками».

Слайд 10

«Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок».

Слайд 11

«Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил».

Слайд 12

«На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет».

Слайд 13

(Дети поднимают сигнальные карточки и дают объяснение своему выбору, одноклассники контролируют правильность ответов характеристик, данных учеником).

- Следующий конкурс называется « Кто они такие»

Слайд 14

У каждой команды на столе по два набора карточек (по 5 штук). Ваша задача правильно сложить по 2 карточки, чтобы было понятно кто они такие. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл

1 команда

Кот- Базилио

Карабас Барабас – доктор кукольных наук

Карло – шарманщик

Дуремар- продавец пиявок

Артемон – благородный пудель

2 команда

Лиса – Алиса

Мальвина – девочка с голубыми глазами

Свярчок – говорящий

Тортила - черепаха

Джузеппе - столяр

(Дети поднимают сигнальные карточки и дают объяснение своему выбору, одноклассники контролируют правильность ответов характеристик, данных учеником).

- Ребята, куда попал Буратино, отправившись в первый день в школу? (в театр кукол). Правильно. Вот и сейчас каждая из команд должна выбрать пару учеников, которая лучше всех знает содержание сказки.

Вам необходимо выбрать один из прочитанных эпизодов сказки-повести и показать небольшую сценку. И так следующий конкурс называется

«В мире театра» Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Слайд 15

 

А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть. Проведем Физкультминутку

- Ребята вы помните, за что Буратино был наказан и отправлен в темный чулан? И наш следующий конкурс называется «Волшебный сундучок».

Слайд 16

В чулане Буратино увидел сундук. Заглянул он туда и нашел там много разных вещей. Но чьи они? Попробуем узнать. Ваша задача не только узнать, чья это вещь, но сказать для чего она нужно герою, какие поступки совершал герой с помощью этой вещи, а может и без неё, хорошие или плохие. В этом вам помогу наши сигнальные карточки.

Слайд 17

Молодцы! Сказку вы прочитали и дали полные и верные ответы! А сейчас пришло время узнать, как хорошо вы знаете содержание мультфильма, который вам надо было посмотреть дома в качестве домашнего задания.

-Я предлагаю командам выбрать по одному участнику.

Конкурс « Мультфильм»

Слайд 18

- Сейчас вы просмотрите фрагменты из мультфильма. Ваша задача ответить на вопрос после просмотра. С помощью сигнальной карточки определить, какой поступок совершил герой далее, дать характеристику этого поступка. Если участник вашей команды не сможет верно, ответить на поставленный вопрос, вы можете ему помочь, но количество баллов уменьшится.

За правильный ответ -3 балла

За ответ данный помощником-1б

Фрагмент 1

1 команда: Что поменял Буратино на билет в театр?

Фрагмент 2

2 команда: Кого увидела Мальвина, выглянув в окно?

- Молодцы! Вы показали хорошие знания сказки. Но сейчас мне хотелось бы узнать, как хорошо вы знаете песни из кинофильма. Эти мелодии мы с вами слушали во время чтения произведения. Я предлагаю вам провести заключительный конкурс.

Конкурс «Угадай мелодию»

Слайд 19

Вы должны определить, чья песня сейчас прозвучит? Та команда, которая первой даст ответ получит по 1 баллу.

песня Барабаса

песня Тортиллы

песня Кукол

песня Паука и Буратино

Личностныые УУД:

Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм (нравственно-эстетическое оценивание)

Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, нравственное, этическое ориентирование, развитие чувства сопереживания, отзывчивости

Регулятивные УУД :

Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение оценивать(сравнивать с эталоном) результаты деятельность, анализировать собственную работу

Контролируют правильность своих ответов и других обучающихся

Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию, делать выводы. Анализировать осознанный выбор

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации,

умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, выполнять роли контролера и исполнителя взаимодействие, сотрудничество

 

Регулятивные УУД :

Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение оценивать(сравнивать с эталоном) результаты деятельность, анализировать собственную работу

Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, выполнять роли контролера и исполнителя взаимодействие, сотрудничество.

Регулятивные УУД:

Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельность, анализировать собственную работу

Контролируют правильность своих ответов и других обучающихся

Познавательные УУД: уметь делать выводы. Анализировать осознанный выбор

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации,

умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, выполнять роли контролера и исполнителя взаимодействие, сотрудничество

 

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностныые УУД:

Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм (нравственно-эстетическое оценивание)

Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, нравственное, этическое ориентирование, развитие чувства сопереживания, отзывчивости

Регулятивные УУД :

Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение оценивать результаты деятельность, анализировать собственную работу

Контролируют правильность своих ответов и других

Личностныые УУД:

Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, нравственное, этическое ориентирование, развитие чувства сопереживания, отзывчивости

Регулятивные УУД :

Умение оценивать результаты деятельность, анализировать собственную работу

Контролировать правильность своих ответов и других обучающихся

Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию, делать выводы. Анализировать осознанный выбор

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли, слушать, понимать речь других, договариваться.

Личностныые УУД:

Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи.

Регулятивные УУД :

Умение оценивать результаты деятельность, анализировать собственную работу

Контролировать правильность своих ответов и других учащихся

Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию, делать выводы. Анализировать осознанный выбор

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли, слушать, понимать речь других, договариваться

5. Подведение итогов, самооценка, взаимооценка работы

Цель: соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших задач.

Высказывают свои впечатления от урока, оценивают работу групп, делают выводы.
 

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями, подводит к выводу, акцентирует внимание на конечных результатах деятельности на уроке
 

- Наш КВН подходит к концу мы с вами нашли Золотой ключик (достаёт). Я предлагаю нашему жюри подвести итоги.

А пока жюри совещается, давайте мы подведем итог нашего урока. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли её? Давайте ещё раз вспомним, о каких двух мирах рассказал нам автор. Каких героев вы отнесете к миру « добра»? А к миру «зла»? Скажите, почему в сказке победили добрые герои? Какие поступки они совершали? Почему злые герои остались ни с чем? Какое наказание они получили? Какой вывод вы сделали, прочитав эту сказку?

А сейчас оцените работу своей группы на уроке и работу других групп. Прокомментируйте свои оценки.

На слайде критерии оценки:

Слайд 20

«5» - Группа работала спокойно,

слажено, чётко. Работу свою защищали прекрасно.

«4» - Группа работала хорошо, дружно.

-А сейчас предоставим слово нашему жюри, которое уже подвило итоги и готово вынеси свой вердикт.

( оценки жюри)

Познавательные УУД:

Построение логической цепи рассуждений ; подведение под понятие, выведение следствий

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь выражать свои мысли

6. Рефлексия учебной деятельности

Цель: Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки литературного чтения

- Ключиком всегда что-то открывают.

Что для себя открыл Буратино? А вы?

- Удалось ли нашим героям обрести счастье? Как вы думаете - почему?

- Ребята, сейчас, когда мы закончили работать над сказкой, какие чувства вы испытываете?

Я хочу каждому из вас раздать свой ключик. Если вам было легко и интересно на уроке раскрасьте его жёлтым цветом. Если были трудности – коричневым.(2-3мин)

Спасибо за урок!

Регулятивные УУД: контроль , оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные УУД:

самоопределение

8. Домашнее задание

Цель: Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Проводит разбор домашнего задания

- Как вы думаете, какое будет домашнее задание? (Предположения детей)

- Откройте дневники и запишите Д.З. написать небольшое сочинение « Мои впечатления от урока».

Слайд 21

-Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Регулятивные УУД:

Контроль, оценка. Планирование

Познавательные УУД:

Сравнение, анализ

Приложение 1- презентация

Приложение 2 – разрезные карточки

Приложение 3 – фрагменты мультфильма (1,2)

Приложение 4 – аудиозаписи песен

Ссылки

http://luntiki.ru/blog/zagadki/3367.html - стихотворение


Приложение 4 – аудиозаписи песен 1
MP3 / 1.81 Мб

Приложение 4 – аудиозаписи песен 2
MP3 / 1.08 Мб

Приложение 4 – аудиозаписи песен 3
MP3 / 1.78 Мб

Приложение 4 – аудиозаписи песен 4
MP3 / 3.11 Мб

Приложение 3 – фрагменты мультфильма 1
MP4 / 2.73 Мб

Приложение 3 – фрагменты мультфильма 2
MP4 / 6.17 Мб

Приложение 2 – разрезные карточки
DOCX / 14.06 Кб

Приложение 1- презентация
PPT / 20.87 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Алина Яковлевна Корогод, 04.11.17 в 14:03 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.