Интегрированный урок математика/технология «Диаграммы» (4 класс, УМК «Школа России»)
| Раздел предметной области: | Тема: |
Математика. | Работа с информацией: сбор и представление информации в разных формах (таблица, столбчатая диаграмма). Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы | Диаграммы. |
Технология. | Практика работы на компьютере: информация, её отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, сдание, сохранение, удаление. Освоение программ Word, Power Point. | Информационный центр. Проект «Дружный класс» (презентация класса). |
Цель | создать условия для осмысления нового математического понятия «диаграмма» |
Задачи | образовательная: • познакомить с разными видами диаграмм; формировать умение строить по данным, читать столбчатые диаграммы; • закреплять вычислительные навыки, применяя знание таблицы умножения и деления; • учить использовать приобретённые знания в практической деятельности развивающая: • развивать умение находить пути решения поднимаемой проблемы; • способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством наблюдения и сопоставления воспитательная: • создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность, содействовать развитию навыков совместной работы |
Планируемые результаты | Предметные: научатся: • читать диаграммы; • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза; • делать выводы Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • высказывать и обосновывать своё мнение; • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; • проявлять активность во взаимодействии; • адекватно оценивать результаты своей деятельности Личностные: • определять мотивацию учебной деятельности; • формировать адекватную самооценку |
Формируемые УУД | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление, стремление использовать математические умения в повседневной жизни. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать математическими умениями. Коммуникативные: уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, обосновывать этапы решения учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач; закладывать основы математических знаний. |
Ресурсы: | М.И.Моро, М.А.Бантова. Учебник «Математика. 4 класс» часть 1– М.: Просвещение, Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Учебник «Технология. 4 класс» М.: Просвещение, сервис онлайн-доска Padlet, мобильные телефоны, сервис Googl форма. |
Организация пространства | Фронтальная, парная (групповая) работа |
Оборудование | цветные «значки», «маячки», ручки, вопросы для анкеты, презентация, проектор, карточки с диаграммами и рисунками (по кол-ву пар), карточки с таблицей «ДО и ПОСЛЕ» (на каждого учащегося), телефоны, карточки с задачами ВПР и ЕГЭ (А4) для каждой группы. |
Технологическая карта урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||||||||||||||||||
I. Организационно- мотивационный Цель: эмоциональная, подготовка к усвоению изучаемого материала | Включение в активную мыслительную деятельность с первых минут занятия. 1. Деление на группы. - Прежде чем начать урок, разделимся на группы. Выберите «значок» того цвета, который вам нравится из предложенных, и займите места у «маячков» такого же цвета. На столе коробочки со «значками» 4-х цветов: синий, красный, желтый, зеленый. 2. ТИМ-ЧИР - Используя цветовую гамму (команда – ее цвет), прочтем девиз сегодняшнего мастер-класса по очереди. На сегодняшнем уроке математики мы предлагаем вам: Думать - коллективно! Решать – оперативно! Отвечать – доказательно! И открытия нас ждут обязательно! - А какие открытия можно совершить на уроке математики? - Сегодня, сделав математические открытия, мы сразу же попробуем их применить на практике. | Настраиваются на предстоящую работу в классе. Читают и произносят слова в парах (группах) Прикрепляют полоски со словами на доску Включаются в беседу, отвечают на вопросы . | Умение оформлять свои мысли в устной форме Умение слушать и понимать речь других | ||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний МАТЕМАТИКА
| Организует актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. - Итак, вам предстоит совершить первое открытие. Разгадайте слово и определите тему уроков. Слайд+ 126 : 7 = (А) 360 : 10 = (Г) 103 • 7 = (М) 29 • 5 = (Д) 84 : 3 = (Р) 482 : 2 = (И)
| Находят значение выражений, применяя знания таблицы умножения и деления, расставляют ответы на полосках и составляют слово ДИАГРАММА, формулируют тему. | Уметь определять тему и цель урока с помощью учителя Уметь работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Уметь слушать мнения своего товарища Принимать информацию в различной форме. | ||||||||||||||||||
и фиксация новой учебной задачи. | Создает проблемную ситуацию для подведения к формулированию темы и цели урока. СЛАЙД - Давайте определимся, что …..
- В конце урока мы вернемся к таблице и выясним, поменялось ли у кого-то из вас мнение, и если поменялось, то почему. | Работают по таблице «ДО и ПОСЛЕ». Определяют границы собственного знания и незнания (колонка «ДО») Обсуждают план выхода из создавшейся ситуации. | Развивать логическое мышление. Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения. Формировать собственное мнение и позицию. | ||||||||||||||||||
IV. Открытие нового знания Цель: знакомство с новыми понятиями | Организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников. - А что же такое диаграмма? СЛАЙД: Диагра́мма — графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. - Кто уже встречался в своей жизни с диаграммами? - Замечательно. Значит, вы сейчас легко справитесь со следующим заданием и поможете остальным членам группы сделать открытие. Ваша задача выбрать и отметить «галочкой» диаграмму. СЛАЙД
1. Самостоятельная работа в группе. 2. Проверка Метод «вертушка». - Кто не согласен с мнением товарищей? - Используя определение, докажите, что это диаграммы. - Что можем узнать по данной диаграмме? Проверка с образца СЛАЙД - Какая группа получила одобрение от товарищей – выполнила все правильно? 3. Виды диаграмм - Итак, мы определились, что на рисунках А,В,Е диаграммы. Какую информацию можно получить о диаграммах? - Может кто-то знает какие-нибудь виды диаграмм? - Итак, существуют не только эти виды диаграмм. Их гораздо больше. Вы сегодня в этом убедитесь. | Отвечают на вопрос, или используя Интернет (телефон), находят значение слова «диаграмма». Приводят примеры, основанные на жизненном опыте. Дети учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве. По сигналу передают листок по кругу группам, которые проверяют и оценивают работу друг друга - ставят «+» (цвет группы). Листок возвращается в группу. Высказывают и обосновывают свое мнение. Подводят итог и оценивают работу друг друга. Анализируют и делают вывод о том, какие виды диаграмм представлены: столбчатые (гистограммы), кольцевые, круговые | Умение извлекать необходимую информацию из текстов; устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление. Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; адекватно воспринимать оценку своей работы. Приходить к решению в спорных вопросах; уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий; -умение формулировать свои мысли в устной форме. Формировать собственное мнение и позицию; проявлять интерес к изучаемому предмету. | ||||||||||||||||||
V. Релаксация | - Представьте, что вы превратились в кукол, которые выполняют те движения, которые нужны кукловодам – так называют актеров кукольного театра. | Выполняют соответствующие движения. | | ||||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление ТЕХНОЛОГИЯ Цель: закрепление новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | - Какую информацию можно извлечь из диаграмм? - Совершенно верно СЛАЙД - Мы предлагаем применить полученные знания и составить презентацию вашей группы, которая сделает небольшие открытия и для нас. Для этого соберем некоторую информацию. 1. Анкетирование 1. Какой любимый предмет? 2. Зачем нужно ходить в школу? 3. Назови главное качество настоящего друга. 4. Твоё хобби. 2. Работа на компьютерах Задание: создать с помощью компьютера слайд с диаграммой по АЛГОРИТМУ (СЛАЙД), на которой будет предоставлена информация по ответам на вопрос 3. Отправить через сервис Padlet Индивидуальная помощь учителя группам 4. Презентация слайда классу - Вот мы узнали вас лучше. Очень приятно! | Включаются в беседу, отвечают на вопросы. Получают листок (по цвету) с вопросом, опрашивают одноклассников, заносят ответы на лист, возвращаются в группу. Осваивают новый способ. Каждая пара (группа) осуществляет выбор действия при решении поставленной задачи. Рассаживаются за компьютеры с «маячком» того цвета, который выбрали для себя в начале урока: составляют диаграмму по собранной информации (ответ на вопрос) Группа выполняет свое задание, выбирает того, кто будет выступать и представлять результат классу. | Умение извлекать необходимую информацию из текстов. Понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы; уметь находить пути решения различных учебных задач. Уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий. Формировать собственное мнение и позицию; проявлять интерес к изучаемому предмету | ||||||||||||||||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: организация самостоятельного выполнения задания задачи на листах А4 | - СВ конце учебного года вам будет предложено выполнить Всероссийскую Проверочную Работу, а в старших классах – ЕГЭ, где нужно показать умение извлекать информацию из диаграммы. Я предлагаю вам проверить свои силы и выполнить некоторые из них. 1. Решение в парах (группах) задачи.
2. Представление классу. - Кто может сказать, что получать информацию по диаграмме УМЕЕТ? - Замечательно. Погладьте себя по голове - похвалите. 3. Работа по таблице «ДО» и «ПОСЛЕ» - Итак, вернемся к таблице, которую заполняли в начале урока. Прочтите еще раз утверждения и в колонке «ПОСЛЕ» проставьте знаки. - Изменилось ли у кого мнение? В чем? | Группа самостоятельно выполняет задание нового типа, учитывает разные мнения и стремится к координации разных позиций в сотрудничестве, выбирает того, кто будет представлять результат классу. Включаются в беседу, отвечают на вопросы. Работают по таблице «ДО и ПОСЛЕ» (столбик «ПОСЛЕ»). Оценивают практическое использование полученных знаний. | | ||||||||||||||||||
IX. Рефлексия учебной деятельности Цель: оценка результатов деятельности. сервис: онлайн-доска Padlet | - Какие открытия вы совершили на уроке? - Как материал сегодняшнего урока может пригодиться вам в жизни? - Давайте составим диаграмму ваших впечатлений от мастер-класса 1. Урок полезен. Всё понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3. Ещё придётся потрудиться. 4. Да, трудно всё-таки учиться. | Анализируют свою деятельность. Формулируют вывод по уроку. Прогнозируют дальнейшие учебные действия. | . Уважительно относиться к учителю, одноклассникам. | ||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание | Творческое задание: провести опрос в своей семье на любую тему и построить диаграмму. | | |
Пролубщикова Наталья Владимировна
Ляшова Татьяна Петровна