12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ляшова Татьяна Петровна122
Россия, Тюменская обл., Уват
Материал размещён в группе «МАСТЕР-КЛАСС»
5

Интегрированный урок математика/технология, 4 класс, УМК "Школа России"


Раздел предметной области:

Тема:

Математика.

Работа с информацией: сбор и представление

информации в разных формах (таблица, столбчатая диаграмма). Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы

Диаграммы.

Технология.

Практика работы на компьютере: информация, её отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Работа с простыми информационными объектами

(текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, сдание, сохранение, удаление. Освоение программ Word, Power Point.

Информационный центр.

Проект «Дружный класс» (презентация класса).


Цель

создать условия для осмысления нового математического понятия «диаграмма»

Задачи


образовательная:

познакомить с разными видами диаграмм; формировать умение строить по данным, читать столбчатые диаграммы;

закреплять вычислительные навыки, применяя знание таблицы умножения и де­ления;

учить использовать приобретённые знания в практической деятельности

развивающая:

развивать умение находить пути решения поднимаемой проблемы;

способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством наблюдения и сопоставления

воспитательная:

создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность, содействовать развитию навыков совместной работы

Планируемые результаты

Предметные: научатся:

читать диаграммы;

выполнять мыслительные операции анализа и синтеза;

делать выводы

Метапредметные:

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

высказывать и обосновывать своё мнение;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

проявлять активность во взаимодействии;

адекватно оценивать результаты своей деятельности

Личностные:

определять мотивацию учебной деятельности;

формировать адекватную самооценку

Формируемые УУД

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление, стремление использовать математические умения в повседневной жизни.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать математическими умениями.

Коммуникативные: уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, обосновывать этапы решения учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач; закладывать основы математических знаний.

Ресурсы:



М.И.Моро, М.А.Бантова. Учебник «Математика. 4 класс» часть 1– М.: Просвещение, Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Учебник «Технология. 4 класс» М.: Просвещение, сервис онлайн-доска Padlet, мобильные телефоны, сервис Googl форма.

Организация пространства

Фронтальная, парная (групповая) работа

Оборудование

цветные «значки», «маячки», ручки, вопросы для анкеты, презентация, проектор, карточки с диаграммами и рисунками (по кол-ву пар), карточки с таблицей «ДО и ПОСЛЕ» (на каждого учащегося), телефоны, карточки с задачами ВПР и ЕГЭ (А4) для каждой группы.









Технологическая карта урока


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационно- мотивационный

Цель:

эмоциональная, подготовка к усвоению изучаемого материала


Включение в активную мыслительную деятельность с первых минут занятия.

1. Деление на группы.

- Прежде чем начать урок, разделимся на группы. Выберите «значок» того цвета, который вам нравится из предложенных, и займите места у «маячков» такого же цвета.

На столе коробочки со «значками» 4-х цветов: синий, красный, желтый, зеленый.

2. ТИМ-ЧИР

- Используя цветовую гамму (команда – ее цвет), прочтем девиз сегодняшнего мастер-класса по очереди. На сегодняшнем уроке математики мы предлагаем вам:

Думать - коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

И открытия нас ждут обязательно!

- А какие открытия можно совершить на уроке математики?

- Сегодня, сделав математические открытия, мы сразу же попробуем их применить на практике.






Настраиваются на предстоящую работу в классе.




Читают и произносят слова в парах (группах)


Прикрепляют полоски со словами на доску



Включаются в беседу, отвечают на вопросы



.

Умение оформлять свои мысли в устной форме

Умение слушать и понимать речь других


II. Актуализация знаний МАТЕМАТИКА





Организует актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

- Итак, вам предстоит совершить первое открытие. Разгадайте слово и определите тему уроков. Слайд+

126 : 7 = (А) 360 : 10 = (Г)

103 • 7 = (М) 29 • 5 = (Д)

84 : 3 = (Р) 482 : 2 = (И)

145

241

18

36

28

18

721

721

18

Д

И

А

Г

Р

А

М

М

А

- Это тема нашего урока.






Находят значение выражений, применяя знания таблицы умножения и деления, расставляют ответы на полосках и составляют слово ДИАГРАММА, формулируют тему.

Уметь определять тему и цель урока с помощью учителя

Уметь работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Уметь слушать  мнения своего товарища

Принимать информацию в различной форме.


и фиксация

новой учебной задачи.


Создает проблемную ситуацию для подведения к формулированию темы и цели урока.

СЛАЙД

- Давайте определимся, что …..

ДО

ВОПРОСЫ

ПОСЛЕ


Я знаю значение слова «диаграмма».



Существует один вид диаграмм.



У меня был опыт работы с диаграммой.



Диаграмму строить легко.



Уметь строить и читать диаграммы это не обязательно.



- В конце урока мы вернемся к таблице и выясним, поменялось ли у кого-то из вас мнение, и если поменялось, то почему.






Работают по таблице «ДО и ПОСЛЕ». Определяют границы собственного знания и незнания (колонка «ДО»)




Обсуждают план выхода из создавшейся ситуации.

Развивать логическое мышление.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения.

Формировать собственное мнение и позицию.





IV. Открытие нового знания

Цель: знакомство с новыми понятиями

Организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.

- А что же такое диаграмма?



СЛАЙД: Диагра́мма — графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

- Кто уже встречался в своей жизни с диаграммами?

- Замечательно. Значит, вы сейчас легко справитесь со следующим заданием и поможете остальным членам группы сделать открытие. Ваша задача выбрать и отметить «галочкой» диаграмму.

СЛАЙД

Аt1613738300aa.jpg

Бt1613738300ab.jpg

Вt1613738300ac.jpg

Гt1613738300ad.png

Дt1613738300ae.jpg

Еt1613738300af.jpg

1. Самостоятельная работа в группе.

2. Проверка

Метод «вертушка».

- Кто не согласен с мнением товарищей?

- Используя определение, докажите, что это диаграммы.

- Что можем узнать по данной диаграмме?

Проверка с образца СЛАЙД

- Какая группа получила одобрение от товарищей – выполнила все правильно?

3. Виды диаграмм

- Итак, мы определились, что на рисунках А,В,Е диаграммы. Какую информацию можно получить о диаграммах?

- Может кто-то знает какие-нибудь виды диаграмм?

- Итак, существуют не только эти виды диаграмм. Их гораздо больше. Вы сегодня в этом убедитесь.



Отвечают на вопрос, или используя Интернет (телефон), находят значение слова «диаграмма».






Приводят примеры, основанные на жизненном опыте.






Дети учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве.


По сигналу передают листок по кругу группам, которые проверяют и оценивают работу друг друга -

ставят «+» (цвет группы).

Листок возвращается в группу.

Высказывают и обосновывают свое мнение.


Подводят итог и оценивают работу друг друга.


Анализируют и делают вывод о том, какие виды диаграмм представлены: столбчатые (гистограммы), кольцевые, круговые

Умение извлекать необходимую информацию из текстов; устанавливать причинно-следственные связи;

развивать логическое мышление.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; адекватно воспринимать оценку своей работы.

Приходить к решению в спорных вопросах; уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий;

-умение формулировать свои мысли в устной форме.

Формировать собственное мнение и позицию; проявлять интерес к изучаемому предмету.


V. Релаксация

- Представьте, что вы превратились в кукол, которые выполняют те движения, которые нужны кукловодам – так называют актеров кукольного театра.
Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Ваше тело стало твердым, как у Буратино.
Напрягите плечи, руки, пальцы. Представьте, что они деревянные. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так. Ваше тело словно деревянное.
Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти. А теперь по моей команде: расслабьтесь и размякните. Мышцы ваши расслабляются. Напряжение уходит. Стряхните напряжение.

Выполняют соответствующие движения.







VI. Первичное закрепление

ТЕХНОЛОГИЯ

Цель: закрепление новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

- Какую информацию можно извлечь из диаграмм?

- Совершенно верно

СЛАЙД

- Мы предлагаем применить полученные знания и составить презентацию вашей группы, которая сделает небольшие открытия и для нас. Для этого соберем некоторую информацию.

1. Анкетирование

1. Какой любимый предмет?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Назови главное качество настоящего друга.

4. Твоё хобби.

2. Работа на компьютерах

Задание: создать с помощью компьютера слайд с диаграммой по АЛГОРИТМУ (СЛАЙД), на которой будет предоставлена информация по ответам на вопрос

3. Отправить через сервис Padlet

Индивидуальная помощь учителя группам

4. Презентация слайда классу

- Вот мы узнали вас лучше. Очень приятно!

Включаются в беседу, отвечают на вопросы.






Получают листок (по цвету) с вопросом, опрашивают одноклассников, заносят ответы на лист, возвращаются в группу.

Осваивают новый способ. Каждая пара (группа) осуществляет выбор действия при решении поставленной задачи.

Рассаживаются за компьютеры с «маячком» того цвета, который выбрали для себя в начале урока: составляют диаграмму по собранной информации (ответ на вопрос)

Группа выполняет свое задание, выбирает того, кто будет выступать и представлять результат классу.

Умение извлекать необходимую информацию из текстов.

Понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы; уметь находить пути решения различных учебных задач. Уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий. Формировать собственное мнение и позицию; проявлять интерес к изучаемому предмету

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организация самостоятельного выполнения задания

задачи на листах А4

- СВ конце учебного года вам будет предложено выполнить Всероссийскую Проверочную Работу, а в старших классах – ЕГЭ, где нужно показать умение извлекать информацию из диаграммы. Я предлагаю вам проверить свои силы и выполнить некоторые из них.

1. Решение в парах (группах) задачи.



t1613738300ag.jpg

t1613738300ah.png

t1613738300ai.jpg

t1613738300aj.png

2. Представление классу.

- Кто может сказать, что получать информацию по диаграмме УМЕЕТ?

- Замечательно. Погладьте себя по голове - похвалите.

3. Работа по таблице «ДО» и «ПОСЛЕ»

- Итак, вернемся к таблице, которую заполняли в начале урока. Прочтите еще раз утверждения и в колонке «ПОСЛЕ» проставьте знаки.

- Изменилось ли у кого мнение? В чем?











Группа самостоятельно выполняет задание нового типа, учитывает разные мнения и стремится к координации разных позиций в сотрудничестве, выбирает того, кто будет представлять результат классу.


Включаются в беседу, отвечают на вопросы.




Работают по таблице «ДО и ПОСЛЕ» (столбик «ПОСЛЕ»).

Оценивают практическое использование полученных знаний.



IX. Рефлексия учебной деятельности

Цель: оценка результатов деятельности.



сервис: онлайн-доска Padlet

- Какие открытия вы совершили на уроке?

- Как материал сегодняшнего урока может пригодиться вам в жизни?

- Давайте составим диаграмму ваших впечатлений от мастер-класса

1. Урок полезен. Всё понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться.


Анализируют свою деятельность. Формулируют вывод по уроку.

Прогнозируют дальнейшие учебные действия.



. Уважительно относиться к учителю, одноклассникам.

VIII. Домашнее задание


Творческое задание: провести опрос в своей семье на любую тему  и построить диаграмму.




Опубликовано в группе «МАСТЕР-КЛАСС»


Комментарии (2)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 20.02.21 в 08:24 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу, Татьяна Петровна!!!
Ляшова Татьяна Петровна, 22.02.21 в 07:32 0Ответить Пожаловаться
Наталья Владимировна, спасибо за оценку. Рада, если буду полезна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.