Интегрированный урок математики в 4 классе
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ
Урок для учащихся 4 класса , обучающихся по программе АООП НОО Вариант 9.1
Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 100 (повторение).Животный мир водоёмов.
Интеграция с предметом: окружающий мир
Цели урока:
- способствовать формированию у учащихся умения выполнять сложение и вычитание в пределах 100 (все случаи)
- формировать представления об обитателях водоёмов;
- способствовать развитию и коррекции внимания, мышления, речи учащихся путём выполнения практических упражнений.
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие:
-Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно, работаем старательно.
-Рассмотрите картинки на доске, я буду читать загадку, а вы угадывать о каком животном идёт речь.
В воде озорница,
Играет, резвится,
Блестит чешуей:
Поплыли со мной! (Рыба)
В море видим мы фонтан.
Кто его устроил там?
Почему фонтан плывёт?
Что за чудо-пароход? (Кит).
Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза)
Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки,
Песни громко распевают.
И комариков глотают. (Лягушки)
- Вы верно отгадали загадки. А что объединяет всех этих животных? Где они живут? (В воде, море, реке, т.е. в водоёмах.) Сегодня на уроке жители водоёмов помогут нам повторить сложение и вычитание чисел до 100.
II. Актуализация знаний:
«Назови число».
Дети достают карточку в форме рыбы, на которой написано двузначное число .(45, 32, 57, 86, 78, 90, 40).
«Измерь рыбу»
Дети, пользуясь линейкой, измеряют длину рыбы-карточки и записывают свои результаты на доске.(15, 30, 42, 27, 18 …)
-Назовите наибольшее из чисел.
-Назовите наименьшее из чисел.
-Назовите число, в котором 2 десятка и 7 единиц
-Назовите число, в котором 1 десяток и 8 единиц.
-Есть ли среди чисел круглые десятки.
- Кто из вас вытащил самую длинную рыбу?
- Вода занимает больше места на земле, чем суша. Кто только не живёт в морях, океанах, реках, озёрах. Слушайте внимательно и пишите в тетради числа, которые услышите..
Дедушка поймал щуку длиной 62 см.
Рядом с кораблем проплыли 10 дельфинов.
В нашей реке обитает 23 вида рыб.
Бобры на реке построили 16 хаток.
37 морских звёзд увидел аквалангист.
III. Работа по теме урока.
-Ребята, посмотрите на картинку. Это тюлень. Обитатель холодных морей. От холода тюленей защищает толстый слой жира, они большие животные, медлительные и неуклюжие на суше, но ловкие пловцы в воде. Решим задачи про тюленей.
1).Один тюлень поймал 30 рыб, а второй на 7 рыб больше. Сколько рыб поймал второй тюлень? ( Ученик решает у доски).
2) Сколько всего рыб поймали оба тюленя (задача для ребят, решивших первую задачу самостоятельно и быстро).
-Ребята посмотрите на картинку, это обитатель рек – бобр. Бобры умеют строить на реках и ручьях домики для себя (хатки). Войти в хатку можно только под водой. А теперь поможем построить хатку разным семьям бобров. Решите примеры, узнайте, сколько деревьев нужно для хатки.(первый столбик для учащихся , решающих с помощью ,второй столбик примеров для учащихся решающих самостоятельно)
36 + 3 36 + 6
23 + 5 25 + 7
42 + 6 42 + 8
51 + 4 51 + 9
IV. Физ.минутка.
Глаза видят всё вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
V. Продолжение работы по теме урока
- В реках, озерах, морях обитает много видов рыб. Названия некоторых из них вы прочитаете, решив примеры :
Каждый ученик получает свое задание, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей:
Задание и ключ на карточке
ц | е | т | л | б | м | а | к | р | с | ь | щ | у | о | н |
7 | 2 | 8 | 30 | 6 | 9 | 20 | 10 | 1 | 17 | 5 | 14 | 12 | 3 | 11 |
42 – 30 = (у) 45 – 13 = (у) 80 – 70 = (к)
40 – 30 = (к) 55 – 44 = (н) 56 – 44 = (у)
100 – 80 = (а) 41 – 39 = (е) 54 – 13 = (н)
15 – 8 = (ц) 45 – 40 = (ь)
4. 60 – 50 = (к) 5. 70 – 60 = (к)
30 – 10 = (а) 83 – 63 = (а)
40 – 39 = (р) 15 – 6 = (м)
90 – 70 = (а) 36 - 30 = (б)
20 – 3 = (с) 50- 30 = (а)
35 – 30 = (ь) 96 – 66 = (л)
77 – 57 = (а)
Каждый учащийся, выполнивший задание, пишет название рыбы на доске.
- Ребята, в природе очень много видов рыб. Названия некоторых из них вы написали. Щука, карась водятся в реках и озерах с пресной (несолёной) водой. Щука - хищник. Тунец и камбала – рыбы морские. А вот окунь может быть и речной, и морской. Это разные виды рыб (показ картинок ).
VI. Домашнее задание.
Задание в Рабочей тетради (ТПО)
VII. Итоги урока
-Назовите любое двузначное число?
-Чтобы решить пример на сложение, какой арифметический знак пишем?
-При вычитании в примерах пишем знак …
-Назовите любое животное, которое обитает в воде…
Список использованной литературы
1.Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Интегрированные уроки математики. – Москва : Вако - 2008. - с.82-90.
2.Кульневич С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- Воронеж: ТЦ «Учитель» - 2014.- с.16-26
3.Потапова Е.Н. Интегрированные уроки в начальной школе.- Москва: Новая школа.- 2002. – с.112.
4.Современный урок в коррекционном классе/авт. - сост.Т.И. Нелипенко.- Волгоград : Учитель – 2015 – с.86-90