12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Татьяна Александровна40
Россия, Ивановская обл., Иваново



Конспект интегрированного урока ( литература и история)

"Образ Е. Пугачева в истории и творчестве А.С. Пушкина". 

Ход урока:

Вступительное слово учителей (4-5 мин)

Презентация. Слайд 1

Учитель литературы

  Сегодня у нас необычный урок. В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Роман Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век.

Учитель истории

 18 век вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества.   В 1762 году произошел переворот, в результате которого был свергнут с престола, а затем тайно убит император Петр 3. На трон взошла его жена – Екатерина 2.

Слайд 2

Сама Екатерина была ярой противницей крепостного права. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась. В историографии принято считать, что именно при Екатерине II положение крестьян было самым тяжелым за всю историю России. Более того, в этот период крестьяне оказались наиболее близки по своему статусу к обычным рабам, а дворянские поместья едва ли чем-то отличались от рабовладельческих плантаций или латифундий. В этой связи не удивительно, что помещики того времени, а также сама императрица, в переписке или устном общении так прямо и называли крестьян «рабами».

Крестьянами открыто торговали всеми возможными способами. Крестьян можно было ставить на кон при игре в карты, отдавать в дар, меняться ими. Никак не воспрещалось разлучение крестьянских семей или наоборот принудительная женитьба крестьян.

Сами же крестьяне, как не трудно догадаться, были поражены практически во всех своих правах. Помещику запрещалось лишь одно – убивать крестьян. И то порой часто помещики замучивали крестьян до смерти и не несли за это никакого наказания.

За 34 года правления Екатерины II можно по пальцам пересчитать случаи, когда помещики несли хоть какую-то ответственность за жестокое обращение с крестьянами. И это были совсем уже из ряда вон выходящие случаи.

Однако, положение крестьян при Екатерине II не сразу стало таким, а ухудшалось постепенно. Так, один из первых «крестьянских» указов императрицы от 1763 г. гласил, что крестьяне сами должны содержать войсковой отряд, присланный на подавление крестьянского бунта.

Спустя два года, в 1765 г., был издан указ, разрешавший помещикам отправлять крестьян на каторгу на любой срок и по своему желанию возвращать их обратно.

Еще через два года, в 1767 г., крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков напрямую императрице.

При Екатерине II крепостное право пришло на те земли Российской империи, где его прежде не было, а также распространилось на вновь присоединенные к России территории.

Сама императрица различным своим фаворитам и прочим помещикам раздала 800 тысяч крестьян.

Таким образом, крепостное право при Екатерине II развивалось и вглубь и вширь, что являло собой ярое несоответствие духу Просвещения, которому императрица на словах так охотно стремилась следовать. Любимым автором Екатерины II был французский философ-просветитель Вольтер. Императрица даже именовала себя его «ученицей». «Именно он, вернее его труды, сформировали мой разум и мои убеждения. Я вам уже говорила не раз, что, будучи моложе, я желала ему нравиться», — писала Екатерина II спустя годы своему постоянному корреспонденту Фридриху Мельхиору Гримму.

Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.

  Ответом на окончательное закрепощение крестьян стали многочисленные бунты. Наиболее массовым и кровавым из них стал бунт под предводительством Емельяна Пугачева.

Учитель литературы

Слайд 3

- Имя Пушкина сопровождает русского человека в течение всей его жизни – прелестной сказкой в детстве, непревзойденной любовной лирикой в юности. В любом возрасте мы неизменно обращаемся к богатейшему творческому наследию автора. Пушкин интересовался личностью Пугачева и как историк, и как литератор.

2. Сообщение заранее подготовленного ученика :

Тема народных волнений, крестьянских бунтов, издавна занимавшая А.С. Пушкина, в 1832-1836 годах становится важнейшей в кругу его творческих интересов. У Пушкина возникает замысел «Капитанской дочки» - романа о пугачевском восстании. В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращаясь к разным людям с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, проверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь проверяя их дряхлеющую память историческою картиною. …Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высшего соизволения», - писал в последствии А.С.Пушкин. Величайшая и грозная эпоха захватывает его. Пушкин откладывает планы и наброски романа и целиком отдается историческим занятиям. Осенью 1833 года он предпринимает поездку по местам, когда-то охваченным пугачевским движением. Он проезжает через Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, работает в местных архивах, останавливается в казачьих станциях, расспрашивает очевидцев. Из разговоров с народом Пушкин вынес важнейшее впечатление: « Уральские казаки /особливо старые люди/ доныне привязаны к памяти Пугачева» , « Грех сказать,- говорила мне 80-летняя казачка,- на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал».- «Расскажи мне,- говорил я Д.Пьянову,- как Пугачев был у тебя посаженным отцом». - « Он для тебя Пугачев, - отвечал мне сердито старик, - а для меня он был великий государь Петр Федорович».

Итогом всех этих изысканий явилась «История Пугачева» /1834 /, или как приказал назвать ее император, «История Пугачевского бунта» - научный труд, «образцовое произведение и со стороны исторической и со стороны слога»,/В.Г.Белинский./

Теперь Пушкин- историк мог уступить место Пушкину-художнику: он возвращается к «Капитанской дочке» и в 1836 году оканчивает роман. Таким образом, Пушкин сначала узнал Пугачева, то есть изучил его как историк, а потом вообразил как поэт. Недаром Пушкин определил «Капитанскую дочку» как «историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».

Основная часть.

Учитель литературы

Верно, Пушкин был первым исследователем личности Емельяна Пугачева и написал в 1834 году «Историю Пугачева», а в 1836 году повесть «Капитанская дочка», посвященную событиям конца 18 века. Литературный герой, который в качестве прототипа имеет реальную историческую личность, всегда остается литературным героем, и автор использует свое право на художественный вымысел. Поэтому историческая личность Емельян Пугачев и литературный герой не всегда один и тот же человек.

Учитель истории

- Сегодня мы попытаемся разграничить историческую действительность и художественный вымысел.

Учитель истории: Происходившие изменения в жизни России все отчетливее и неизбежнее приводили к началу крестьянской войны.

Слайд 4,5

Выясним, какие это изменения? Определим причины крестьянской войны

В 1762 году согласно императорскому указу дворянство было освобождено от военной и государственной службы, до того считавшейся обязательной. Теперь помещики в любое время могли уволиться со службы и уйти в отставку. По этому указу в угоду помещикам крепостные крестьяне были изведены до положения рабов. Им представлялось право ссылать крестьян в Сибирь, отправлять их на каторжные работы. Крестьянам категорически запрещалось жаловаться на своих господ. Помещики торговали крестьянами /№6/, детей разлучали с родителями, мужей с женами. Крестьян не только подавали, но и меняли на борзых собак, породистых скакунов, проигрывали в карты, дарили. Безмерны были истязания, которым подвергали крестьян помещики. Дворянка Дарья Салтыкова / «Салтычиха»/ замучила до смерти десятки крестьян, самыми жестокими, изуверскими пытками и издевательствами /№7/. Произвол помещиков достиг крайних пределов. Каплей, переполнившей чашу терпения народа, явилась крестьянская война, возглавленная донским казаком Емельяном Пугачевым.

Слайды 6,7

Емельян Пугачев/1742-1775/ был родом из простых казаков с Дона. Юношей он помогал отцу обрабатывать пашню. Затем участвовал в семилетней войне с Пруссией, а также в русско-турецкой войне, где приобрел богатый боевой опыт. Особенно он знал артиллерийское дело. Смелый, инициативный, умный, Пугачев повсюду в России сталкивался с народным горем нуждой, произволом помещиков. Он говорил: «не мог я вытерпеть притеснений народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения». 

Учитель литературы

- А какими же источниками можно пользоваться, чтобы дать характеристику историческому персонажу? Как выглядел он?

Слайд 8-  - «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачёва». 1774, Неизвестный художник

(ребята должны назвать архивные материалы, живопись, архитектуру)

Слайд 9.

Сообщение заранее подготовленного ученика.

Этот знаменитый портрет Емельяна Пугачева хранится в собрании Исторического музея. У него очень интересная и даже загадочная история. Когда пугачёвцы захватили Илецкий городок, сейчас это село Илек Оренбургской области, то в присутственном месте обнаружили портрет императрицы Екатерины. Пробили его пиками, порубили саблями. А потом кому-то пришло в голову: есть местный живописец, вот пусть поверх напишет нашего царя-батюшку. Крестьянская война только начиналась, и восставшим нужен был такой портрет как своего рода агитационный материал: Пугачёв -подлинный царь Пётр Третий.

Портрет написан маслом на холсте. Иконописные приёмы письма указывают, что автором портрета был иконописец-самоучка из староверов. Смотрите, вверху портрета, на его левой стороне, поставлена дата: «Сентября 21 1773 г.», а на обратной стороне сделана надпись: «Емельян Пугачёв родом из Казацкой станицы нашей православной веры и принадлежит той веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 г. сентября 21 дня».

Работа в группах.

На экран интерактивной доски выведены репродукции картин. Каждой группе выданы распечатанные репродукции в формате А4. Каждая команда должна написать по 3 прилагательных, описывающих Пугачева на каждой картине, и объяснить, почему именно такие слова. 3-5 мин

Совместная работа групп. Составление словесного портрета Пугачева.

Итог .

Учитель литературы

Один из современников Пугачева так говорил о его внешности: «Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и суховатое, нос с горбом… левый глаз щурит и часто им моргает. Волосы на голове черные, борода черная же, но с небольшою сединою. Платье имеет: шубу плисовую, малиновую, да и шаровары такие ж; шапку казачью». Другой отмечал: «Лицо имеет он смуглое, но чистое, глаза острые и взор страховитый; борода и волосы на голове черные; рост его средний или менье; в плечах хотя и широк, но в пояснице очень тонок».

Сравним эти описания с деталями портрета Пугачева в главах 7,8,11:

Работа с текстом повести «Капитанская дочка»

«Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза»; «Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого»; «Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся с такой непритворной веселостью, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему»; «Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики…Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась».

Интересен тот факт, что вопреки существовавшим в то время официальным представлением о Пугачеве как изверге и злодее, Пушкин показывает нам человека, уже при первом знакомстве внушающем симпатию не только главному герою, но и читателям.

 Учитель истории:

Пугачев принял имя Петра 3 и привлек на свою сторону группу казаков. Это случилось в сентябре 1773 года. Отряд Пугачева быстро увеличивался. Под знамена восстания отовсюду стекались крестьяне, казаки, работные люди заводов. Приходили большие группы башкир, татар, калмыков. Царская администрация не сразу поняла опасность положения. А у Пугачева оказались уже тысячи людей, его войско одну за другой брало крепости на границы со степью. Их гарнизоны часто сами переходили в стан пугачевцев. Район восстания быстро расширялся. Тогда-то власти забили тревогу. Против Пугачева двинулись регулярные войска.

Тем временем Пугачев подступил к Оренбургу и начал его осаду. Однако шестимесячные усилия осаждающих не принесли успеха. Высланные на подавление восстания воинские части дважды претерпели сокрушительное поражение. Враги удивлялись тому мужеству, с которым сражались пугачевцы против регулярных войск. Ведь к немногих повстанцев было огнестрельное оружие. Большинство имели самодельные пики, крестьяне приходили к Пугачеву с топорами, вилами, косами, дубьем. Работные люди и приписные крестьяне уральских заводов отправляли в стан Пугачева пушки, ядра и другое вооружение. В Оренбургском крае, на Урале, в Башкирии разгоралось пламя крестьянской войны. Там действовали большие отряды сподвижников Е.И.Пугачева, И.Н.Зарубина - Чики, И.Н.Белобородова.

Весной 1774 года повстанцы понесли тяжелые поражения от царских войск. Пугачев из Оренбургского края ушел на Урал. Здесь к нему примкнули новые отряды восставших. Его армия опять стала грозной силой. Многие заводы с их населением присягнули Пугачеву. Еще шире развернулось движение в Башкирии, где во главе восставших сражались Князь Арсланов и юный Салават Юлаев, бесстрашный воин и талантливый поэт. Пугачеву сдались крепость Магнитная, он занял Ижевский и Воткинский заводы. Население Удмуртии активно включались в восстание.

Учитель литературы:

Анализ содержания повести. Фронтальный опрос.

Быстрое распространение восстания, захват многих крепостей, создание большого войска, насчитывающего десятки тысяч человек, победы над правительственными войсками, хорошо вооруженными и действующими под руководством опытных офицеров,- все это свидетельствует о незаурядных военно-организаторских способностях Пугачева. Он выступает перед читателями «Капитанской дочки» как одаренный полководец, внушающий страх правительству и царице.

Дворянские историки и писатели, ослепленные классовой неновистью, не способны были к объективному, реалистическому изображению своего классового врага. Они отказывали Пугачеву в праве называться человеком. По Бронскому, редакционному дворянскому историку, «Емелька Пугачев» бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне закона природы рожденным. Пушкин как великий народный писатель сумел стать выше классовых дворянских интересов при изображении великого народного движения и его вождей. Пугачев в его изображении выступает как человек великодушный, гуманный, заботящийся о справедливости. Великодушие и гуманизм вождя восстания обнаруживается, прежде всего, в его борьбе за интересы народных масс, за их освобождение.

-Какие высокие моральные качества Пугачева проявляются и в его отношении к отдельным людям? (ответ учащихся: Он помиловал Гринева, несмотря на нежелание последнего признать в нем государя. При отправлении Гринева в Оренбург посылает ему с казаком тулуп и полтину денег. Когда же Гринев отказывается служить у Пугачева, последний все же не преследует непокорного офицера.)

-Приведите еще примеры из теста повести высоких моральных качеств Пугачева

(Возмущение несправедливостью Швабрина, поездка в Белогорскую крепость для освобождения Маши, умение вовремя остановит своих соратников от проявления ненужной жестокости и другие поступки вождя народного восстания опровергают клеветнические измышления дворянских писателей о Пугачеве как изверге и в то же время свидетельствуют о симпатии Пушкина к вождю крестьянской революции.)

- Зачитайте слова Пугачева о себе

( «Я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братия…» - заявляет Пугачев Гриневу.)

Учитель истории:

С Урала армия Пугачева, теснимая царскими войсками, направилась к Волге. В июле 1774 года городская беднота и крепостные слуги господ с нетерпением ожидали его прихода. Правительственные войска поспешили под Казань. Здесь Пугачеву нанесли жестокое поражение. К лету 1774 года относятся самые замечательные указы Пугачева. Они были адресованы крестьянам и возвещали об освобождении их от крепостной воли. Дворяне объявлялись вне закона и т.д. . Эти приказы имели сильное воздействие, в них была сконцентрирована вся ненависть народная к своим поработителям.

Двигаться на Москву Пугачев не стал, он повел свое войско на юг. Следом шли правительственные войска. Близь Черного Яра на волге произошло кровопролитное сражение. Войско Пугачева было разбито. Сам он в результате заговора зажиточных казаков был схвачен царскими войсками.

Закованного в кандалы Емельяна Пугачев посадили в железную клетку и привезли в Москву.

Слайд 10,11 - Емельян Пугачев.

С первых дней ареста и до самой смерти Емельян Пугачев вел себя спокойно – не было в его поведении ни истерик, ни агрессии. Во время следствия его подвергали пыткам, а протокол допросов занимал сотни страниц. Из Яицка в Симбирск, а затем в Москву его конвоировали в деревянной клетке, закованного в кандалы. В столицу мятежника сопровождал сам Суворов.

Учитель литературы:

Заранее подготовленный ученик. Выразительное чтение сказки об орле и вороне.

-Вопрос к ученикам .Как понял Гринев калмыцкую сказку?

( по-своему: «Жить убийством и разбоем значит, по мне клевать мертвечину».)

-Какой смысл Пугачев вкладывает в нее? (другой. Он предпочитает недолгую, но свободную жизнь жизни продолжительной, но рабской ) .

Слайд 27

Учитель литературы : Сказка об орле и вороне, рассказанная Пугачевым в ответ на предложение Гринева прибегнуть к милосердию государыни, говорит о героическом характере крестьянского восстания. В аллегорических образах орла и ворона даны два типа, два человеческих характера. Один тип /образ ворона/ мириться с существующим порядком вещей, живет как все, думая лишь о сохранении своей жизни. Этот тип мещанина, обывателя, чуждого всему новому, необычному. Другой тип /образ орла/ является выразителем героического характера. Он не может мириться с существующим состоянием неволи, рабства. Все его помыслы направлены на борьбу за лучшие, свободные формы жизни.

Слайд 12 - «Суд Пугачева» В.Перова, 13 - Виктор Маторин «Казнь Пугачева»

Учитель истории:

Конечно, этот эпизод Пушкиным полностью придуман. Однако фантазия художника не исказила исторической правды. Много десятилетий спустя после смерти Пушкина были опубликованы протоколы допросов Пугачева. И неожиданно там оказались слова Пугачева, близкие по духу к калмыцкой сказке. Протоколист записывал:

«Что ж до намерения его /Пугачева/ идти на Москву и далее, то других видов не имел, как-то: если пройдет в Петербург – там умереть славно, имея всегда в мыслях, что царем быть не мог, а когда не удается того сделать, то умереть на сражении: «Ведь все равно я смерть заслужил, так похвальней быть со славою убиту…»

В течение двух месяцев пребывания Пугачева в Москве, вплоть до дня казни, которая произошла 10 января 1775 года, арестанта, словно диковинное животное, каждый день выставляли на обозрение народа. Увидеть его можно было при входе в Монетный двор. Демонстрировали арестанта в узкой клетке с металлическими прутьями. Ее размеры позволяли Пугачеву только стоять или чуть опереться на колено. Сам он для надежности был прикован к стенке железным обручем, а руки и ноги его тесно сжимали кандалы. Все остальное время Пугачев находился в подвале здания Монетного двора.

Пугачев выдержал жестокие пытки и допросы. Холодным ветреным днем 10 января 1775 года его и других предводителей восстания казнили на Болотной площади. О своем приговоре Пугачев узнал за 11 дней до смерти: 30 декабря его привезли в Тронный зал Кремля и, поставив на колени, заставили выслушать решение суда. С точки зрения современного человека оно было жестоким, если не сказать «садистским», но в те времена удивления не вызвало. Сначала преступника следовало четвертовать, затем отрубить ему голову, после этого отрубленные конечности провернуть на колесе, а голову посадить на кол. Но и это еще не все. В завершении всего расчлененное тело Пугачева и его одежду суд постановил сжечь.

Крестьянская война 1773-1775 года, несмотря на небывалый размах и упорство потерпело поражение, как и все предыдущие восстания.

Рассмотрим схему причин поражения /см. схему/

Слайд 14

Несмотря на поражение крестьянской войны, ее историческое значение было велико. Она нанесла удар по крепостнической системе, содействовала развитию в России новым капиталистическим отношениям. Из поколения в поколение передавались рассказы, песни, легенды о Пугачеве. Не одно имя человека из далекой эпохи не овеяно народной любовью, не воспето в прекрасных песнях, не окружено славой как имя Емельяна Пугачева. В каждом ударе сердца Пугачева отдавались жалобы и стоны сотен тысяч запоротых, обиженных, обездоленных соотечественников, чьими страданиями была удобрена и чьими слезами обильно смочена русская земля. Поэтому Пушкин считал Емельяна Пугачева единственным поэтическим лицом русской истории.

Учитель литературы:

Повесть Пушкина «Капитанская дочка»; несмотря на то, что основное действие ее развертывается на небольшом пространстве и в сравнительно короткое время, воссоздает сложную картину жизни России в 18 веке.

Перед нами проходят исторические лица: Пугачева, Хлопуша, Белобородова, Екатерины 2. Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачева.

Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются с эпизодами, созданными творческим воображением писателя. Без этих вымышленных героев и событий мы не могли бы не только ярко представить себе Пугачева – наши знания о жизни в 18 веке были бы существенно обеднены. Художественный вымысел помог поэту оживить картины далекого прошлого.

Огромной заслугой Пушкина было создание образа Емельяна Пугачева. Вождь кровопролитной и длительной войны впервые был изображен не злодеем и извергом, а красивым могучим человеком, вызывавшим не просто сочувствие, а «пиитический восторг». Пушкинский Пугачев воплощает в себе многие черты русского национального характера: мятежную жажду воли, широкую удаль, живой несмышленый ум.

3.   Умение применить знания на практике  

      Раздел «Выводы и причинно-следственные связи»

Слайд 28

Задание ученикам. Работа в группах. Подвести выводы. 

1.     Про Пугачева 

2.     Про взаимосвязь многих исторических фактов

Учитель истории

Возможные варианты выводов:

- Пушкин, симпатизируя Пугачеву в «Капитанской дочке», скрыто симпатизирует декабристам.

- Пушкин, на страницах «Капитанской дочки», скрыто говорит действующему императору Николаю I о необходимости отмены крепостного права.

Советы:

Разные исторические источники по-разному характеризуют деятельность Пугачева.

Нельзя отдельное событие выдергивать из контекста.

Для формирования собственной объективной точки зрения необходимо изучить как можно больше разных источников.

Для грамотного анализа исторического источника необходимо знать его происхождение (авторство), датировку, условия создания.

Если нет возможности ознакомления с широким кругом источников, необходимо рассматривать наиболее репрезентативные из них.

Художественный или литературный, изобразительный и кинематографический материал запоминается гораздо лучше, чем письменный.
Можно и нужно привлекать источники из разных областей знаний.



 Постановка домашнего задания.

Задание: письменный ответ на тему «Каким я представляю себе Емельяна Пугачева».

План:

В чем проявляется незаурядный ум, личное мужество и военно-организаторские способности Пугачева?

Какие поступки Пугачева рисуют его как человека великодушного, гуманного, справедливого?

Как относиться к нему народ?

Благодаря каким личным качествам Пугачев стал главою восстания?

В каких чертах дан портрет Пугачева? Какие внутренние качества раскрываются в этих чертах?

Как относиться к Пугачеву Пушкин? Мое отношение к историческому и литературному персонажу?

               





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.