Урок истории в 8 классе «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»

0
0
Материал опубликован 13 February 2017

Открытый урок истории учителя истории и обществознания

МОКУ СОШ пгт Лальск Пластининой Натальи Аркадьевны

дата проведения 21 апреля 2016г.

7 класс

по теме «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева».

Цели:

Обучающая:  сформировать представление о крестьянской войне 1773-1775 гг, её причинах, особенностях и последствиях через исследование учебного текста и документального материала.

Воспитывающая:  способствовать формированию культуры межличностного общения через умение слушать друг друга, анализировать ответы, задавать вопросы, группе.

Развивающая: развивать способности учащихся к аналитическому и логическому мышлению; формировать умение работать с информационными источниками: историческим документом, текстом учебника, картой, презентацией.

Тип урока:  урок изучения нового материала с элементами практической и исследовательской работы

Оборудование: презентация, тексты манифестов Е.Пугачева.

Класс разделен на 3 группы

Ход урока:

1. Организационный момент: 1 слайд презентации

У: Приветствие учителя.

Здравствуйте. Меня зовут Наталья Аркадьевна, сегодня я проведу у вас урок истории. Надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет плодотворным.

Наблюдение учителя о готовности учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию.

У: На прошлом уроке вы изучали внутреннюю политику Екатерины 2. Как ее называют?

Что такое просвещенный абсолютизм? ( политика, основанная на идеях французских мыслителей Вольтера, Монтескье, Дидро,…)

Почему Екатерина II его придерживалась? (считала, что на троне должен быть просвещенный «филосов на троне», который разработает идеальную систему законов).

У: Какие мероприятия в этом духе провела Екатерина II?

(- просвещение народа, распространение научных знаний;

- учреждение дворянского Вольного экономического общества;

- введение права на открытие предприятий без разрешения правительства;

- разрешение создания вольных типографий)

У: Почему годы правления Екатерины II называют «золотым веком русского дворянства»?

( - провела секуляризацию земель и передала их помещикам;

- пожаловала государственных крестьян дворянам;

- отменила указ о «горной свободе» - теперь дворяне объявлялись собственниками не только земли, но и недр,…)

У: Политикой Екатерины II были недовольны крестьяне. Вспомните, почему они были недовольны?

Ученик: Потому что находились полностью во власти помещиков. А помещики могли делать с крестьянами все что хотели (сослать, убить, наказать).

У: Верно, положение крестьян становилось все хуже и все это подготовило почву для восстания. Запишите тему сегодняшнего урока: «Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева», которая проходила в 1773-1775гг. Запомните эту дату.

2 слайд презентации

3. Основная часть.

Учитель:  Обратите внимание на доску, над чем сегодня на уроке мы будем работать: выясним причины войны, познакомимся с Е.Пугачевым, основными этапами войны, как расправились с восставшими и значением этого события.

3.1. Причины крестьянской войны

Учитель: 

3 слайд презентации

Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрения причин. В этом нам поможет учебник. Итак, задание для всех следующее откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 1 с. 178. Прочитайте в течение 2 минут, и назовите причины крестьянской войны.

1. усиление власти и произвола помещиков над крестьянами

докажите этот произвол:

- бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу (указ 1765г.), право продавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств (т. е. сокращение крестьянских наделов).

2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах

- тяжелые условия труда (12-15ч. рабочий день), оторваны от семей, сильная эксплуатация.

3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки)

4. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.

Учитель: Давайте проверим (карточки№1 – ПР№1) 4 слайд презентации

У: Возьмите карточки №1 и вложите в тетрадь.

Учитель: Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий? (социальные слои…)

Ответы класса: Участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество. 5 слайд презентации

3.2. Е.И.Пугачев.

Учитель: Ну, а предводителем этой крестьянской войны ясно из темы урока: И. Е. Пугачев.(6 слайд презентации – портрет И. Пугачева)

Давайте познакомимся с этим человеком поближе и прослушаем запись.

Учитель: Каким был человеком Емельян Пугачев? (смелым, энергичным, мужественным, и к тому же хитрым).

Учитель: вопросы классу. Скажите, за кого выдавал себя этот человек? (Петр3)

Почему Пугачев выдавал себя именно за императора Петра 3?

Кто такой Петр Федорович?

7 слайд презентации – портрет Петра 3, Екатерины 2

Ответы детей: Петр3 правил недолго, многие надеялись, что при нем улучшится их социальное положение. Петр Федорович – муж Екатерины 2, после дворцового переворота 1762г. отрекся от престола и таинственно погиб.

Учитель: Послушайте интересный факт, что давало возможность выдавать Пугачеву себя за императора. Дело в том, что у Емельяна на теле были какие-то отметины, одна из них, например, по форме напоминала двуглавого орла, т. е. герб России. Отметины остались, вероятно, в результате болезни. Пугачев же выдавал их за царские знаки». В народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки.

Учитель: Какие случаи самозванчества в России вы помните?

Ответ: Лжедмитрий 1,2

У: Когда это было?

Учитель: Итак, ребята, давайте рассмотрим основные этапы, события крестьянской войны.

3.3. Основные этапы крестьянской войны

Учитель: Посмотрите на доску, всего было 3 этапа войны.

8 слайд презентации Показ и рассказ учителем по карте этапов войны.

1 этап. Сентябрь 1773 г. — март 1774 г. Восстание началось 17 сентября речью Е.Пугачева перед казаками, в которой он открыл «тайну своего имени». Уже на следующий день численность его сторонников, насчитывающих вначале 80 человек, увеличилась вдвое и увеличивалась с каждым днем. Захватив ряд крепостей, восставшие подошли к Оренбургу, их уже было 30 тысяч, осадили его. Осада длилась шесть месяцев, но успеха не принесла. ( Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Царские войска были высланы на подавление восстания, сражение произошло под Татищевой крепостью. Потерпели поражение от царских войск.

2 этап. Апрель — июнь 1774 г.

Потерпев поражение, сняв осаду с Оренбурга, восставшие ушли на Урал. На Урале были мануфактуры, оружие и много недовольных среди работных людей. Здесь поредевшую армию пополнили работные люди уральских заводов. Они привезли даже пушки. Южные уезды Вятского края тоже участвовали в этом восстании: работники Воткинского и Ижевского заводов, где тоже было оружие. Пополнив войско и вооружив его, Пугачев отправился к Казани. Удалось занять окраины города, а кремль с остатками царского гарнизона занять так и не удалось – на помощь им шли царские войска во главе с Михельсоном.

3 этап. Июнь — сентябрь 1774 г. Ничего не оставалось, как отступать на юг. Восставшие подошли к г. Царицыну. Е. Пугачев разослал манифест, в котором призывал крестьян «ловить, казнить и вешать» дворян - помещиков, поступать с ними  «равным образом так, как они... чинили с вами, крестьянами». В Поволжье начались массовые избиения помещиков. Но удачу под Царициным это не принесло, и Пугачев с небольшим отрядом переправляется на левый берег Волги. 12 сентября 1774г. был схвачен и выдан Михельсону казачьей верхушкой. Окончательно восстание удалось подавить лишь через год.

(карточки№2- ПР- №2)

У: Возьмите карточки №2 и вложите в тетрадь.

3.4. Практическая работа в группах. Манифесты.

У: Емельян Пугачев будучи «Петром3» издавал манифесты к своим подданным.

9 слайд презентации

Манифест - (от позднелат. manifestum - призыв)  особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению.

У: Задание в группах: на партах розданы тексты манифестов Е.Пугачева, в группе нужно провести исследование, в этом вам помогут вопросы после документа. Представить свое исследование через 3 минуты представителем от группы. (ПР.№3)

слайд презентации

Манифест от 17 сентября 1773г.; от декабря 1773г.; от 31 июля 1774г.

Представление исследований учащимися.

У: Что обещал Пугачев своим подданным? (земли, воды,…)

- Как он называл их? (рабами)

- Как подписывался в манифестах?

Учитель: Почему крестьянская война потер­пела поражение?

(Нужно обратить внимание на то, что большинство восставших не имело воен­ного опыта, а против них действовала регулярная армия. Кроме того, отряды Пугачева были плохо вооружены. У вос­ставших не было четкого понимания своих целей и конструк­тивной программы. Разбойный характер и жестокость вос­ставших вызывали возмущение в различных слоях общества.)

3.5. Казнь Пугачева.

У: Откройте учебник на С.181, зачитаем о расправе с восставшими. 11 слайд презентации

У: Почему расправа с восставшими была такой жестокой?

4. Подведение итогов. Выводы.

4.1. Значение крестьянской войны: 12  слайд презентации

У: Давайте посмотрим на слайд:

- это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю.

- впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством – от которого исходило главное зло (по мнению восставших)

- первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств (карточка№3 – ПР№4)

У: Возьмите карточки №3 и вложите в тетрадь.

Екатерина 2 стремилась стереть названия «бунташных станиц»: Зимовейская станица переименована в Потемкинскую, р. Яик переименована в р. Урал (яицкие казаки стали называться уральскими).

4.2. Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война???

- самое крупное народное выступление в России, охватившее большие территории

- в восстании участвовали представители разных слоев населения

Учитель: Вывод:

1. Крестьянская война не изменила к лучшему положение крестьян, народов Поволжья, казачества (лишь на некоторых горных заводах Урала было увеличена з/п и улучшились условия труда).

2. Но она потрясла империю Екатерины 2, заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса (призрак «пугачевщины» стал преследовать помещиков и представителей власти.

3. Восстание Пугачева – серьезнейший симптом нестабильности социальной системы Российской империи. Соответственно, страна нуждалась в реформах, способных умиротворить население.

4.3. Выставление отметок.

Д/З Параграф 25,выучить материал в тетрадях. 13 слайд презентации

4.4. Рефлексия.

Лесенка успеха.

Сегодня знакомясь с восстанием Пугачева, мы проходили определенные этапы(можно назвать), обратите внимание - они похожи на лестницу. Возьмите изображение человечка и, выходя из класса, поместите своего человечка на нужную ступеньку. Если вам все понятно из перечисленного, то вы останавливаетесь на самой высокой ступеньке, если не все и что-то на уроке было непонятно, то остановитесь на той ступепьке, где поняли.

Приложение№1

Карточка №1

Причины войны

1) усиление власти и произвола помещиков над крестьянами;

2) тяжёлое положение работных людей на мануфактурах;

3) унижение достоинства представителей нерусских народов;

4) ликвидация казачьего самоуправления.

Приложение№2

Карточка №2

Этапы крестьянской войны:

1 этап. Сентябрь 1773 г. — март 1774 г.

2 этап. Апрель — июнь 1774 г.

3 этап. Июнь — сентябрь 1774 г.

Приложение №3

Манифест Пугачева Е.И. 

 ЯИЦКОМУ ВОЙСКУ
О ПОЖАЛОВАНИИ ЕГО РЕКОЮ, ЗЕМЛЕЮ, ДЕНЕЖНЫМ
ЖАЛОВАНЬЕМ И ХЛЕБНЫМ ПРОВИАНТОМ, 1773 г., СЕНТЯБРЯ 17


 

Самодержавного амператора, нашего великаго государя Петра Федоровича всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая.

Во имянном моем указе изображено яицкому войску: Как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вошы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей вашых. Будите мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и татары. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе(до)равичу, виновныя были, и я, государь Петр Федаравич, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с веръшын и до усья, и землею, и травами, и денижъным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтьтам.

Я, велики государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь.

Пугачевщина. Т. 1. М.-Л.. 1926. С. 25.

Вопросы к документу:

К чему призывает Е.Пугачев яицких казаков?

Чем награждает их «государь»?

Манифест Пугачева Е.И. 

 ВСЕМ ПОДДАННЫМ, 1773 г., ДЕКАБРЬ

Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании возвеличит меня, близ­ко узнав, искренней душой, языком, делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными лов­лями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные — го­лову рубить, имение взять. Стойте против них, голову рубите, если есть имущество, привезите царю: обоз, лошади и разное оружие доставьте царю, другие пожитки раздайте армейским людям. В одно время они вас объ­едали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите, но если не подчиняются. Кто повинуется, тот не противник — того не трогайте. Кто признает меня, кто нашел прямой путь ко мне,— пусть несет воинскую службу. Противников же казнить буду. Не оставайтесь в неведении, пожалуйста. Чтобы верили: сам я, Петр Федорович,

подписался тако: Я самый Петр Третий.

Пугачевщина. Т. I. М.-Л;, 1926. С. 38

Вопросы к документу:

Что обещал Пугачев своим сторонникам?

Какие меры он предлагал в отношении дворянства?

Всех ли дворян он рассматривал как противников?

Манифест Пугачева Е.И.

ПОМЕЩИЧЬИМ
КРЕСТЬЯНАМ О ПОЖАЛОВАНИИ ИХ ВОЛЬНОСТИЮ,
ЗЕМЛЯМИ И ОСВОБОЖДЕНИЕМ ОТ ПОДУШНОЙ ПОДАТИ,
1774 г., ИЮЛЯ 31

Божиею милостию мы, Петр трети, император и самодержец всероссийский:и протчая, протчая, и протчая. Обевляется во всенародное известие. Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне, и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, волностию и свободою и вечно козаками не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, озерами без покупки и без аброку и свобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощениев. И желаем вам спасения душ и спокойнои в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев-дворян странствие и немалый бедствии. А как ныне имя наше власти  всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих помест(иях) и водчинах оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступить равным образом так, как они не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. Я, велики государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь.

Пугачевщина. Т. I. М.-Л;, 1926. С. 40-41 11.9.

Вопросы к документу:

Кем он считает своих верноподданных?

Чем награждает их?

Как предлагает расправиться с непокорными дворянами?


 


 

Приложение №4


 

Карточка №3

Значение:

это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю.

впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством

первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.