Интегрированный урок по биологии, истории и физике «Сходства и различия древнейших людей с современным человеком»

3
0
Материал опубликован 19 November 2017 в группе

                Интегрированный урок по биологии, истории и физике

  «Сходства и различия древнейших людей и современного человека»

Образовательная цель: сравнить объем мозга древнейших людей и современного человека.

Задачи:

-Изучить предшественников человека разумного;

-Сформировать понятие о сходстве и различии во внешнем строении черепа современного человека со своими предками;

-Повторить решение задач на нахождение объема.

Оборудование: рисунки древних людей, измерительная лента, мультимедийная презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

Что общего у человека с другими представителями класса Млекопитающие, отряд Приматы?

Назовите положение человека в системе животного мира.

Каковы отличительные признаки вида Homo Sapiens?

После ответов учащихся демонстрация правильных ответов с ЭОР издательства «Дрофа»

III. Изучение нового материала

Учитель физики: называет тему урока «Историческое прошлое людей или кто умнее?», акцентирует внимание учащихся на вопросе, стоящем в теме урока, на который они попытаются ответить в конце урока. Рассказывает – ход урока: форма работы - групповая.

Весь урок - идет демонстрация ЭОР- на данную тему

Учитель истории:

        

Изменение климата: похолодание, отступление тропических лесов, появление саванной растительности. Приспособление приматов к новым условиям. Появление предшественников людей — австралопитеков. (Все данные из рассказа учителя биологии и истории учащиеся заносят в таблицу)

Предки человека

Историческая эпоха

Биологические особенности

Объем головного мозга

австралопитек

     

питекантроп

     

неандерталец

     

кроманьонец

     

Учитель биологии:

            Морфологические особенности черепа приматов. Значение глазных валиков, к которым спереди прикрепляется надчерепная мышца, удерживающая голову обезьян в горизонтальном положении. (Рассказ учителя.)

Поскольку у обезьян и предшественников людей челюсти выступали вперед, центр тяжести головы находился впереди от места прикрепления черепа к позвоночнику и для его удержания требовалась мощная затылочная мышца, которая является частью надчерепной мышцы. Последняя, как было сказано, прикрепляется к глазным валикам, затем переходит в сухожильный шлем и заканчивается мощной затылочной мышцей. У некоторых обезьян и предков людей, питавшихся грубой растительной пищей, посередине черепа в передне-заднем направлении был гребень, к которому прикреплялись височные мышцы, участвующие в жевании. Он сохранился у современных горилл.

Учитель истории

          Древнейшие люди: питекантроп. Строение их черепа. Роль подбородочного выступа, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи. (Рассказ учителя с использованием моделей черепов древних и современных людей.)

Образ жизни древнейших людей. Объединение их в группы. Совместная деятельность и использование орудий. Роль общения в социализации древнейших людей. (Рассказ учителя с использованием рисунков.)

Древние люди. Направление естественного отбора, способствующего выживанию людей, действующих сообща, использующих все более совершенные орудия и оберегающих стариков, как хранителей традиций племени, передающих свои знания молодежи. Появление неандертальцев. Их расселение на другие территории из-за быстрого истощения природных ресурсов в местах их проживания в результате присваивающей экономики в виде охоты и собирательства. Столкновение с соседними племенами.

Учитель биологии

         Кроманьонец — первый современный человек. Анатомо-физиологическая характеристика: увеличение головного мозга, появление асимметрии больших полушарий головного мозга, формирование подбородочного выступа, указывающего на развитие речи. Совершенствование орудий труда и социальной среды, изобретение способа добывать огонь, а не только хранить. Переход к более или менее оседлому образу жизни.

Учитель физики

            Головной мозг человека состоит из многих частей, и у каждой части свои функции: превращение звуков в речь, обработка информации о цвете, распознавание лиц или различение тех или иных объектов. Но это не застывший набор компонентов: мозг каждого из нас уникален, он постоянно изменяется и тонко чувствует окружающую среду. Активностью мозга управляют токи, химические вещества (за одну сек происходит 100 тыс химических реакций) и загадочные колебания. Не исключено даже, что на активность мозга влияют квантовые эффекты, искажающие ход времени. Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов , чем все телефоны мира вместе взятые . С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 млр клеток и число это до самой смерти не увеличивается, а только сокращается, сокращается с возрастом и объем мозга. После 25 лет число клеток сокращается на 100 тыс в день. Все системы мозга связаны в единую динамичную надсистему, параллельно делающую миллионы разных дел. А сейчас выполним практическую работу (у детей на столах раздаточный материал по физике)

Практическая работа.

Вычисление объема черепной коробки.

Цель работы. По эмпирическим формулам нужно вычислить объём черепной коробки у юноши или девушки, сравнить полученные данные.

(Эмпирической формулой называется математическое уравнение, полученное опытным путём, методом проб и ошибок или как приближённая формула из экспериментальных данных. Эмпирические формулы широко распространены в прикладных исследованиях,)


 


 

                    

 

Ход работы.

В каждой группе выбирают ученика( юношу или девушку, у которых с помощью см ленты:

1. измеряют длину L (от лба до бугра на затылке длину);

2.измеряют ширину W (от края одного уха до края другого);

3.измеряют высоту H (от середины ушной раковины до макушки);

4. по соответствующей формуле вычисляют объем.

Линейные размеры в куб см, результат в кубических сантиметрах. Задачи оформляем на листах, оценка – по физике.

5.Результаты вычислений сравнивают с табличными данными .

6. Делают вывод .

IV.Закрепление полученных знаний:

1.Заполнение таблицы 2:

Группа

Объем черепной коробки 1 человека из группы

1 группа

 

2 группа

 

3 группа

 

4 группа

 

2. Таблица 3 (При заполнении таблицы 2 учащиеся опираются на таблицу 3 «Объем мозга современных юношей и девушек»)

Предки человека

Размер мозга

австралопитеки

500-600 см куб

Древнейшие люди

1100 см куб

Неандерталец

1700 см куб

кроманьонец

1800 см. куб

Современный человек (взрослый)

Девушки

Юноши

 

1200-1800 см. куб

1200-1400 см куб

1250-1450 см куб

3.Демонстрация видеоролика «Историческое прошлое людей»

Вывод: делают учащиеся совместно с учителями. «Самый большой объем мозга человека разумного, еще раз повторяют отличие человека от животных и человека разумного»

Рефлексия:

Учащимся предлагается ответить за вопросы анкеты о прошедшем интегрированным уроке

Литературные и электронные источники:

1.Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
2. Manjunath, K. Y. Estimation of Cranial Volume - an Overview of Methodologies. J. Anat. Soc. India, 51:85-91, 2002
http://medind.nic.in/jae/t02/i1/jaet02i1p85.pdf
3. Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия, 1964.

4. ЭОР издательства «Дрофа», Историческое прошлое людей, 8 класс

5. Электронный журнал «Наука», статья «Размер мозга и интеллект»2014 год

­­


интегрированный урок по биологии, истории и физике
PPTX / 4.29 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.