Урок физики для 8 класса «Тепловые двигатели»

9
0
Материал опубликован 1 November 2016

Тема «Тепловые двигатели». 8 класс.

Цель: определить виды и характеристики тепловых машин, а так же рассмотреть особенности их работы на основе закона сохранения и превращения энергии.

Задачи.

Образовательные:

1. работая над созданием кластера, обсуждая информацию в классе выяснить, какие виды тепловых машин существуют, какое практическое значение для жизни человека имеют;

2. используя демонстрационный эксперимент, работу с текстом учебника и личный опыт учащихся, определить принципы и особенности работы тепловых машин, их характеристики.

Развивающие:

1.развивать у обучающихся навыки эффективного мышления: умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать изучаемые факты и процессы, делать выводы из наблюдений и экспериментов, умения логически излагать свои мысли.

2.развивать навыки работы с таблицами и схемами.

3.развивать эмоционально-волевую сферу учащихся, создавая на уроке ситуации эмоциональной включенности и используя яркие примеры.

Воспитательные:

1. продолжить формирование таких качеств как уважение, самостоятельность и терпение.

2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции».

УДД:

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные. Умеют или развивают способность с помощью вопросов, а так же проведения эксперимента добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология проблемного обучения и КСО.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, цветной мел, презентация, пробирка с водой, пробка, спиртовка, спички, справочные таблицы, модели тепловых машин.

Формы: групповая, общеклассная, индивидуальная.

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

2.

Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению целей урока и актуализации знаний.

Предлагает отгадать ребус, обсудить и назвать тему урока, определить цель. Игра «Верю - не верю», демонстрационный эксперимент.

Высказывают свое мнение. Определяют тему урока и цель.

Игра «Верю - не верю».

Личностные, познавательные, регулятивные

10 мин.

Операционно – исполнительный компонент

3.

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному определению характеристик и особенностей тепловых машин.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

Выполняют предложенные учителем задания. Кластер, работа с текстом учебника, с таблицами справочника, обсуждение сообщений. Рассматривают модели тепловых машин

Личностные, познавательные, регулятивные

30 мин.

Рефлексивно – оценочный компонент

4.

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает ответить на вопросы анкеты. Мои действия – «Взгляд назад»

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

3 мин.

5.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.


 

Ход урока.

Задание для учеников. Расшифруйте ребус.


 


 

Ответ: «Увеличил силу человека». Эти слова написаны на памятнике великому английскому изобретателю Джеймсу Уатту (19 января 1736 - 25 августа 1819 года). Родился в городе Гриноке в Шотландии. Благодаря нему появилась первая паровая машина.

Сформулируйте тему урока, какие задачи нам предстоит решить? Обсуждение.

Вы правы. Сегодня нам предстоит выяснить, что называют тепловым двигателем, какие виды тепловых двигателей существуют, какой КПД у этих машин. А также выясним, как влияют машины на человека и окружающую среду. Чтобы понять новый материал необходимо вспомнить некоторые изученные ранее понятия и законы. Сделаем это вместе и быстро. Сыграем в игру «Верю – не верю». Если в предложении нет ошибки, вы поднимаете две руки прямо, если есть ошибка, показываете скрещенные руки.

Игра «Верю - не верю».

1. Энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называют внутренней энергией. (Верю)

2. Внутренняя энергия обозначается буквой Q и измеряется в Джоулях. (Не верю)

3. Внутреннюю энергию тела можно изменить только путем теплопередачи. (Не верю)

4.Чтобы найти количество теплоты, выделяющуюся при полном сгорании топлива, нужно удельную теплоту сгорания этого топлива умножить на его массу. (Верю)

5. Энергия может появляться и исчезать бесследно. (Не верю)

6. Энергия может переходить из одного вида в другой, сохраняя свое полное значение. (Верю)

7. Работа обозначается буквой А и измеряется в Джоулях. (Верю)

Итак, используя внутреннюю энергию, мы можем совершить полезную работу. Убедимся на опыте. Демонстрационный эксперимент: вылет пробки из пробирки под действием пара. Обсуждение. Какие превращения энергии происходят в данном процессе?

Энергия топлива превращается во внутреннюю энергию пара, совершается работа, пробка двигается, расходуется кинетическая энергия.

Q U A

По такому принципу работала пушка Архимеда (287 – 212 года до н.э.) – 3 век до нашей эры.

Работа с текстом учебника. Выясните, какие виды тепловых двигателей существуют. Посмотрите модели тепловых машин. Что такое тепловой двигатель. КПД тепловых машин. Составьте кластер. 

 

Почему не вся энергия топлива расходуется на совершение полезной работы? Давно изобретателей манит идея создания «Перпетуум-мобиле» - вечного двигателя.

Работа с таблицей из справочника «КПД тепловых машин». Наука и техника стремятся, повысит КПД машин и механизмов. Сообщение по теме.

Рисунок «Воспоминания о прошлом» выполнила ученица 8-в класса.

При использовании тепловых машин остро встает вопрос загрязнения окружающей среды. «Если природа молчит, это не значит, что она не страдает от человеческих рук»

(М. Арсанис)

Работа с таблицей из справочника «Схема воздействия транспорта на окружающую среду». Сообщение по теме.

Человек – часть природы, и ее разрушение грозит ему множеством бед. У земли много проблем, и одна из них - тепловые машины.

Мои действия – «Взгляд назад»

Делал правильно. Что?

 

Делал неправильно. Что? Почему?

 

Двигался наугад. Когда? Почему?

 

Легко было сделать. Что? Почему?

 

Мои выводы

 


 


 


 

Комментарии
Комментариев пока нет.