12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Мария185
Тобольск

Технологическая карта урока развития речи по русскому языку «Почему люди перестали писать друг другу письма?»

Место проведения: МАОУ «Прииртышская  СОШ»

Класс: 7 (ФГОС ООО)

Тема: «Почему люди перестали писать друг другу письма?»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: формирование навыков создания разного вида писем: письма-послания, электронного письма, СМС-сообщения.

Планируемые результаты:

- выявить жанровые особенности писем: письма-послания, смс-сообщения, электронного письма;

-создавать по алгоритму письма-поздравления различных жанров;

- находить пути решения проблемы грамотности современных школьников;



Методы обучения: наблюдения над языком, поисковый, создание проблемной ситуации

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование: проектор, компьютер, смартфон, ноутбук.

Наглядно-демонстративный материал: презентация по теме урока, рабочие тетради.

Основные термины и понятия: СМС, массмедиа, жанр, смартфон, гаджет, смайл, стикер, электронное письмо, эпистолярный жанр, конгресс.









Структура занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы организации взаимодействия

Контроль результатов учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

-Добрый день, участники молодежного форума русского языка! Меня зовут Мария Игоревна, я учитель русского языка и литературы. Как вы понимаете значение этого слова? Для каких целей проводят форумы?


Дети слушают внимательно учителя, знакомятся с ним, отвечают на вопросы учителя, дают понятие термину «форум», определяют его функции (слайд 2).

фронтальная

Лист обратной связи

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений

- Символом нашего форума станет голубь. Как вы думаете, что он олицетворяет?

- А теперь посмотрите, что изображено на значках, которые лежат перед вами на партах. Какую связь мы можем определить между ними и символом нашего собрания?

-Причиной для проведения форума послужило письменное обращение одного мальчика.

- Учащиеся определяют символическое значение голубя, устанавливают связь между голубем и эмблемами, которые изображены на значках. Приходят к выводу о том, что все эти символы – способы передачи информации.

Читают письмо мальчика, который обратился к ним с проблемой (слайд 4).

фронтальная

Чтение письма

Выявление места и причины затруднения

- Какую проблему поднимает в своем письме мальчик? Что его волнует? О чем пишет?

-Обратите внимание, это рассуждение написано в форме обычного письма. Что вы знаете об этом литературном жанре. Откройте пакет документов (рабочую тетрадь), (стр….), выберите для себя самую важную информацию.

-Можно ли письмо мальчика отнести к эпистолярному жанру? Почему?

- Как часто вы используете данную форму для передачи информации?

-Почему в жизни мы стали реже использовать этот жанр?

-Что написать сложнее: письмо или СМС?

-Ребята, давайте обобщим все вышесказанное. Как бы вы сформулировали тему форума? Запишем тему в ваш документ.

Ребята определяют тематику письма, выявляют проблему, которую поднимает подросток в своем рассуждении.

Учащиеся дают определение этому жанру, выделяют основные виды писем (слайд 5).

Рассуждают о том, что люди стали намного реже использовать данный жанр для передачи информации. Подводят итоги всего вышесказанного, определяют тему конгресса, записывают ее в рабочие тетради (стр….). (слайд 6).


фронтальная


Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

- Сегодня на нашем молодежном форуме будут работать три проектные группы, которые попробуют найти способы решения данного вопроса. Я предлагаю вам надеть на себя значки, которые будут отражать форму разных способов передачи информации.

- Предлагаю вам открыть пакет документов (стр….), прочитать тот текст, который соответствует названию вашей группы, заполнить таблицу, опираясь на эту информацию.

-Выберите делегата от каждой проектной группы, который расскажет об особенностях каждого жанра.

Учащиеся делятся на три проектные группы, читают текст, заполняют таблицу в рабочих тетрадях на основе прочитанной информации. Подводят итоги своей работы в группе. Выбирают делегата, который рассказывает об особенностях каждого жанра.


групповая

Групповой доклад

- Сегодня 26 февраля отмечается праздник – день вдохновленного жизнелюба (слайд 7). Сейчас вы уже узнали о жанровых особенностях письма, электронного письма, СМС-послания. Я предлагаю вам выполнить следующее задание, связанное с этой праздником – днем вдохновленного жизнелюба:

1 группа: создать письмо-поздравление с данным праздником, соблюдая структуру письма-поздравления, рабочая тетрадь, страница…);

2 группа: написать СМС-поздравление, соблюдая все жанровые особенности современного медиажанра СМС (структура написания в рабочей тетради, страница ….);

3 группа: написать электронное письмо-поздравление, соблюдая жанровые особенности современного медиажанра (структура написания письма в рабочей тетради, страница….).

Ребята создают разные жанры письма: письмо-поздравление, электронное письмо-поздравление, СМС-поздравление, соблюдая жанровые особенности и структуру вида письма.

групповая

Письма-поздравления

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

-Ребята, прошу отправить свои письма адресатам.

Учащиеся презентуют свои творческие работы-письма, отправляют их адресатам.

1 группа-адресант запечатывает письмо в конверт, отправляет адресату;

2 группа-адресант отправляет официальное письмо-поздравление по электронному адресу адресату;

3 группа-адресант отправляет СМС-поздравление.

групповая

Чтение творческих работ

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Ребята, мы подходим к самому важному и ответственному этапу работы нашего форума. Нам необходимо найти пути решения новой проблемы современности: письменной грамотности молодежи (слайд 8).

-Создайте новые креативные группы по цвету значка и предложите свои идеи по устранению проблемы (рабочая тетрадь, страница…).

Ребята организуют новые проектные группы по цвету значков, предлагают свои идеи по решению данной проблемы, работают в тетради.

групповая

Рабочие тетради

Включение в систему знаний и повторений

Выступление проектных групп

Делегат от каждой проектной группы защищает выступление, отвечает на вопросы.

групповая

Групповой доклад

Оценивание

-Ребята, у вас на партах лежат листы оценивания. Заполните их, пожалуйста (слайд 9).

-На обратной стороне листа написан мой номер телефона, напишите отзыв о нашем конгрессе, понравился вам или нет.

Учащиеся заполняют листы оценивания, анализируют личный вклад в работу группы и общую активность ребят; посылают СМС учителю с отзывами об уроке.


Индивидуальная, групповая

Листы самооценивания

Рефлексия

-Пришло время подвести итоги работы нашего форума: какое общее решение мы примем по устранению данной проблемы?

Домашнее задание (по выбору):

Написать письма-предложения по устранению проблемы «Почему люди перестали писать друг другу письма?»:

    в форме письма-послания;

    в форме СМС-письма

    в форме электронного письма

-Я буду очень рада, если вы отправите мне свои письма по почте, электронной почте, телефону. Все адреса и номер телефона записаны у вас в рабочих тетрадях.

-Спасибо за урок!

Ребята формулируют свои высказывания, приводят примеры, аргументируют свою точку зрения.

индивидуальная

Рабочие тетради
























Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.