Технологическая карта урока развития речи по русскому языку «Почему люди перестали писать друг другу письма?»
Место проведения: МАОУ «Прииртышская СОШ»
Класс: 7 (ФГОС ООО)
Тема: «Почему люди перестали писать друг другу письма?»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: формирование навыков создания разного вида писем: письма-послания, электронного письма, СМС-сообщения.
Планируемые результаты:
- выявить жанровые особенности писем: письма-послания, смс-сообщения, электронного письма;
-создавать по алгоритму письма-поздравления различных жанров;
- находить пути решения проблемы грамотности современных школьников;
Методы обучения: наблюдения над языком, поисковый, создание проблемной ситуации
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование: проектор, компьютер, смартфон, ноутбук.
Наглядно-демонстративный материал: презентация по теме урока, рабочие тетради.
Основные термины и понятия: СМС, массмедиа, жанр, смартфон, гаджет, смайл, стикер, электронное письмо, эпистолярный жанр, конгресс.
Структура занятия
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы организации взаимодействия | Контроль результатов учебной деятельности |
Мотивация к учебной деятельности | -Добрый день, участники молодежного форума русского языка! Меня зовут Мария Игоревна, я учитель русского языка и литературы. Как вы понимаете значение этого слова? Для каких целей проводят форумы? | Дети слушают внимательно учителя, знакомятся с ним, отвечают на вопросы учителя, дают понятие термину «форум», определяют его функции (слайд 2). | фронтальная | Лист обратной связи |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений | - Символом нашего форума станет голубь. Как вы думаете, что он олицетворяет? - А теперь посмотрите, что изображено на значках, которые лежат перед вами на партах. Какую связь мы можем определить между ними и символом нашего собрания? -Причиной для проведения форума послужило письменное обращение одного мальчика. | - Учащиеся определяют символическое значение голубя, устанавливают связь между голубем и эмблемами, которые изображены на значках. Приходят к выводу о том, что все эти символы – способы передачи информации. Читают письмо мальчика, который обратился к ним с проблемой (слайд 4). | фронтальная | Чтение письма |
Выявление места и причины затруднения | - Какую проблему поднимает в своем письме мальчик? Что его волнует? О чем пишет? -Обратите внимание, это рассуждение написано в форме обычного письма. Что вы знаете об этом литературном жанре. Откройте пакет документов (рабочую тетрадь), (стр….), выберите для себя самую важную информацию. -Можно ли письмо мальчика отнести к эпистолярному жанру? Почему? - Как часто вы используете данную форму для передачи информации? -Почему в жизни мы стали реже использовать этот жанр? -Что написать сложнее: письмо или СМС? -Ребята, давайте обобщим все вышесказанное. Как бы вы сформулировали тему форума? Запишем тему в ваш документ. | Ребята определяют тематику письма, выявляют проблему, которую поднимает подросток в своем рассуждении. Учащиеся дают определение этому жанру, выделяют основные виды писем (слайд 5). Рассуждают о том, что люди стали намного реже использовать данный жанр для передачи информации. Подводят итоги всего вышесказанного, определяют тему конгресса, записывают ее в рабочие тетради (стр….). (слайд 6). | фронтальная | |
Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | - Сегодня на нашем молодежном форуме будут работать три проектные группы, которые попробуют найти способы решения данного вопроса. Я предлагаю вам надеть на себя значки, которые будут отражать форму разных способов передачи информации. - Предлагаю вам открыть пакет документов (стр….), прочитать тот текст, который соответствует названию вашей группы, заполнить таблицу, опираясь на эту информацию. -Выберите делегата от каждой проектной группы, который расскажет об особенностях каждого жанра. | Учащиеся делятся на три проектные группы, читают текст, заполняют таблицу в рабочих тетрадях на основе прочитанной информации. Подводят итоги своей работы в группе. Выбирают делегата, который рассказывает об особенностях каждого жанра. | групповая | Групповой доклад |
- Сегодня 26 февраля отмечается праздник – день вдохновленного жизнелюба (слайд 7). Сейчас вы уже узнали о жанровых особенностях письма, электронного письма, СМС-послания. Я предлагаю вам выполнить следующее задание, связанное с этой праздником – днем вдохновленного жизнелюба: 1 группа: создать письмо-поздравление с данным праздником, соблюдая структуру письма-поздравления, рабочая тетрадь, страница…); 2 группа: написать СМС-поздравление, соблюдая все жанровые особенности современного медиажанра СМС (структура написания в рабочей тетради, страница ….); 3 группа: написать электронное письмо-поздравление, соблюдая жанровые особенности современного медиажанра (структура написания письма в рабочей тетради, страница….). | Ребята создают разные жанры письма: письмо-поздравление, электронное письмо-поздравление, СМС-поздравление, соблюдая жанровые особенности и структуру вида письма. | групповая | Письма-поздравления |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | -Ребята, прошу отправить свои письма адресатам. | Учащиеся презентуют свои творческие работы-письма, отправляют их адресатам. 1 группа-адресант запечатывает письмо в конверт, отправляет адресату; 2 группа-адресант отправляет официальное письмо-поздравление по электронному адресу адресату; 3 группа-адресант отправляет СМС-поздравление. | групповая | Чтение творческих работ |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Ребята, мы подходим к самому важному и ответственному этапу работы нашего форума. Нам необходимо найти пути решения новой проблемы современности: письменной грамотности молодежи (слайд 8). -Создайте новые креативные группы по цвету значка и предложите свои идеи по устранению проблемы (рабочая тетрадь, страница…). | Ребята организуют новые проектные группы по цвету значков, предлагают свои идеи по решению данной проблемы, работают в тетради. | групповая | Рабочие тетради |
Включение в систему знаний и повторений | Выступление проектных групп | Делегат от каждой проектной группы защищает выступление, отвечает на вопросы. | групповая | Групповой доклад |
Оценивание | -Ребята, у вас на партах лежат листы оценивания. Заполните их, пожалуйста (слайд 9). -На обратной стороне листа написан мой номер телефона, напишите отзыв о нашем конгрессе, понравился вам или нет. | Учащиеся заполняют листы оценивания, анализируют личный вклад в работу группы и общую активность ребят; посылают СМС учителю с отзывами об уроке. | Индивидуальная, групповая | Листы самооценивания |
Рефлексия | -Пришло время подвести итоги работы нашего форума: какое общее решение мы примем по устранению данной проблемы? Домашнее задание (по выбору): Написать письма-предложения по устранению проблемы «Почему люди перестали писать друг другу письма?»: в форме письма-послания; в форме СМС-письма в форме электронного письма -Я буду очень рада, если вы отправите мне свои письма по почте, электронной почте, телефону. Все адреса и номер телефона записаны у вас в рабочих тетрадях. -Спасибо за урок! | Ребята формулируют свои высказывания, приводят примеры, аргументируют свою точку зрения. | индивидуальная | Рабочие тетради |