12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шевченко Наталья Петровна17
0

Урок развития речи по русскому языку по теме: «Письмо» (5 класс)

Автор разработки: Шевченко Н.П., учитель русского языка и литературы.

Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе. Тема: «Письмо».

(Интегрированный урок русского языка, риторики и литературы)

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра (письмо), разными видами личных писем, алгоритмом создания текста разговорного стиля (письма).

Задачи урока:

1) обучение составлению личных писем разных видов;

2) развитие письменной речи учащихся;

3)воспитание культуры письменного общения, вежливости и аккуратности, уважительного отношения к адресату.

Оформление доски: сделанный из ватмана большой почтовый конверт, почтовый ящик, почтовая сумка с корреспонденцией, выставка писем и поздравительных открыток из семейных архивов родителей школьников; кроссворд, эпиграф к уроку: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены». (Н. Кузовлёва) Для словарной работы: адресант, адресат, конверт, эпистолярный жанр, почтальон.

На партах разложены почтовые конверты, почтовые марки, листы бумаги, поздравительные открытки. На доске записан материал к уроку: адресат – получатель почтового отправления; адресант – тот, кто отправляет по почте письмо, посылку, телеграмму; эпистолярный жанр – это текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения каких-либо сведений.

Сценарий урока.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте ваши рабочие тетради. (Раздается стук в дверь кабинета.) Интересно, кто это опоздал на урок? Войдите. (Вбегает почтальон Печкин, у него в руке почтовый конверт).

- Здравствуйте, Наталья Петровна. Привет, ребята! Я очень расстроен и не знаю, что делать. Дело в том, что к нам в Простоквашинское почтовое отделение пришло письмо, на котором написано: «На деревню дедушке Константину Макарычу». Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста, найти автора этого письма.

- Здравствуйте, дорогой Печкин. Не волнуйтесь, я и ребята постараемся помочь вам, а пока просим Вас быть гостем на нашем уроке, тема которого, как вы уже догадались, «Письмо». (Печкин благодарит и устраивается за свободной партой).

- А теперь, запишем число и тему занятия в рабочую тетрадь. Сегодня на уроке вы, ребята, узнаете много нового и интересного, расширите свой кругозор интересными сведениями из истории создания почтового ящика и конверта. Кто знает об этом и может поделиться с классом интересной информацией?

(Почтальон Печкин поднимает руку.)

- Пожалуйста, уважаемый Печкин, ответьте на мой вопрос. Нам с ребятами очень интересно узнать, как и когда появились эти вещи? Кто их ввел в обиход?

- О! Это очень интересно! Вот послушайте, как все начиналось. Почтовый ящик придумали моряки в 16 веке. Направляясь в плаванье из Европы в Индию, они оставляли послания в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали письма и доставляли в Европу. Почтовый ящик меньших размеров появился в Австрии в 17 веке и висел на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В нашей стране самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его образец находится в Центральном музее связи имени Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Но, дорогие друзья, его конструкция оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было вскрыть, поэтому не удивительно, что злоумышленники часто похищали почтовые ящики вместе с письмами. Затем появился очень тяжелый почтовый ящик, сделанный из чугуна, затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. А в 1910 году конструктор Шабаров разработал ящик с донной дверцей, которая открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до наших дней.

- Спасибо, дорогой Печкин. Все, что вы рассказали, нам было очень интересно. Теперь мы знаем историю создания почтового ящика. Но нам предстоит узнать о том, как был придуман почтовый конверт. Разрешите вам представить гостей, прибывших из туманного Альбиона. (Входит Шерлок Холмс с саквояжем и доктор Ватсон с тростью).

- Мы провели свое расследование и нашли изобретателя конверта. Метод дедукции помог нам выйти на некоего владельца магазина в Англии, господина Бревера, которому однажды пришла в голову блестящая идея: изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем (это было в 1820г). Бревер, продумал форму и размеры и изготовил небольшую партию таких мешочков. Он вручил их своим покупателям. Вы себе представить не можете, какой громадный успех имели эти мешочки, они-то и получили название «конверт». Со дня изобретения первого почтового конверта прошло уже более 200 лет. За это время менялись и формат, и оформление, качество бумаги, но суть изобретения осталась прежней – нести вести людям, живущим далеко друг от друга. А теперь мы с Ватсоном вынуждены откланяться, нам назначена аудиенция в министерстве иностранных дел вашей страны. Нас ждет новое интересное дело, и надо торопиться. Всего доброго, друзья.

- До свидания, уважаемые Холмс и Ватсон, благодарим вас за результаты вашего расследования, желаем вам удачи и благополучного возвращения в Англию. (Уходят.)

- Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но теперь все чаще отправляют их по электронной почте. Скажите, ребята, а вы любите получать и отправлять письма?

(Предполагаемый ответ: да, ведь в них сообщается много новостей, даются ценные советы, можно поделиться самым сокровенным, сопроводить письмо можно сюрпризом, фотографиями, приятным подарком.)

- Кто из вас, ребята, помнит письма, написанные литературными героями? Назовите авторов и названия произведений, в которых упоминались письма?

(Предполагаемый ответ: А.С. Пушкин «Дубровский», Д.И. Фонвизин «Недоросль», Э.Успенский «Каникулы в Простоквашино», Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», А.П. Чехов «Ванька», К.Г. Паустовский «Телеграмма».)

- А как вы думаете, зачем писатели включают письма героев в произведения?

(Предполагаемый ответ: Письма помогают автору раскрыть характеры персонажей, их внутренний мир, показать обстановку, в которой живут герои.)

- К сегодняшнему уроку группа учащихся подготовила для урока тексты писем литературных героев. Послушайте письма и установите их адресата и адресанта. Дополните свой ответ характеристикой персонажа, следуя тексту письма.

(Три ученика читают фрагменты писем из повести Пушкина «Дубровский», из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», из книги Э.Успенского «Каникулы в Простоквашино». Ученики дают характеристику авторам (получателям) писем.)

- Давайте прочитаем эпиграф к нашему занятию. Как вы понимаете смысл эпиграфа? Почему в наш век им нет цены?

(Предполагаемый ответ: получать письма – это большая радость, особенно, если эти письма, искренние, добрые. Некоторые из них хранятся в семейных архивах долгое время. Это могут быть письма с фронта (фронтовые треугольнички), с войны от родных, которым довелось защищать Родину, выполнять воинский долг в горячих точках. Это могут быть письма, написанные ещё в детстве и хранящие память о нем. Время от времени эти письма перечитывают, так как они дороги людям и хранят память о прошлом.)

- Скажите, а что нужно знать, чтобы письмо дошло до адресата, т.е. получателя?

(Предполагаемый ответ: точный адрес, индекс, правила заполнения конверта, на конверте должна быть наклеена почтовая марка.)

-Конечно, ведь без почтовой марки, письмо вернется назад, а время будет потеряно. Ребята, а какие виды писем вы знаете? Уточните свой ответ, пользуясь схемой, которая находится у вас на партах. (На партах находится раздаточный материал: письма: деловые и личные (письмо-поздравление, письмо-просьба, письмо-благодарность; письмо-рассказ).

(Предполагаемый ответ: письма бывают личные и деловые. В деловых содержится официальная информация, деловая переписка ведется между учреждениями или отдельными лицами и учреждениями. Этим письмам свойственна сдержанность, официальность, точность передаваемых сведений. Личные письма мы пишем близким людям, в них свободно и непринуждённо выражаем не только свои мысли, но и эмоции, чувства, переживания. Нам известны такие виды писем: письмо-поздравление, письмо- просьба, письмо-рассказ, благодарственное письмо.). Давайте уточним, к какому жанру относится письмо. Прочитайте определение эпистолярного жанра, записанное на доске.

- Мне бы хотелось проверить, знаете ли вы значения слов, связанных с созданием письма. Я приглашаю 1 человека к доске для работы с кроссвордом. Остальные заполняют кроссворд в раздаточном материале.

(Вопросы кроссворда: 1. Письменный текст, предназначенный для отправки на расстояние. (письмо) 2. Бумажный мешочек, сохраняющий конфиденциальность послания. (конверт) 3.Пункт назначения письма. (адрес) 4. Цифровое условное обозначение населённого пункта. (индекс) 5. Человек, доставляющий письма адресату. (почтальон) 6. Домик для временного хранения писем. (ящик) 7. Тот, кто оправляет письмо (адресант) 8. Почтовая … (марка) 9. Мультипликационный герой, живущий в Простоквашино, доставляющий почту Матроскину, Шарику, Дяде Фёдору. (Печкин) 10. Конструктор почтового ящика с донной дверцей. (Шабаров) 11. Тот, кому адресовано почтовое отправление. (адресат)

- На доске записаны слова, относящиеся к теме нашего занятия, вам надо вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы. Один учение работает у доски. Остальные - выполняют задание в тетради.

(Предполагаемый ответ к заданию: письмо (проверяемая безударная гласная в корне слова), конверт, индекс (непроверяемая безударная гласная в корне слова), почтальон (сочетание чт без мягкого знака, проверяемая гласная в корне слова), адрес (непроверяемая гласная в корне слова), встретились два собственных имени существительных, которые пишутся с заглавной буквы)

- Ребята, мы забыли с вами три волшебных слова, без которых не обойдётся ни одно послание. Какие это слова? Добавьте их в список слов, с которыми вы сейчас работали, выделите орфограммы.

(Предполагаемый ответ: здравствуйте, пожалуйста, до свидания).

- Написать письмо совсем не просто, для этого надо знать определенные правила его написания. К тому же письмо – это искусство общения, и ему необходимо учиться. Порой бывает сложно рассказать в письме о новостях, выразить благодарность, написать поздравление. Давайте вместе попробуем составить алгоритм написания письма и требования к тексту.

(Предполагаемый ответ: Алгоритм: приветствие (введение обращения) – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата – изложение информации, важной для адресата – выражение уважение к адресату – формула прощания – дату, подпись. Требования: аккуратность, приветливость, доброжелательность - речевая, орфографическая и пунктуационная грамотность, наличие этикетных слов.)

- Переходим к практической части нашего урока. Вы самостоятельно напишете письма разных видов: 1 ряд – письмо-рассказ; 2 ряд – письмо-поздравление, 3 ряд письмо –просьбу. При выполнении работы пользуйтесь составленным вами алгоритмом написания письма и словами-подсказками. (Приложение №1) Найдите на партах раздаточный материал.

(Ученики пишут письма, затем зачитывают их.)

- Будем учиться заполнять конверт. (Приглашается желающий к объемному конверту для заполнения адреса получателя и отправителя. Остальные ученики заполняют свои конверты, наклеивают марки.)

- Настало время открыть вам секрет: письмо, которое пришло к нам по ошибке, написал герой рассказа А.П. Чехова Ваня Жуков. Вот он, встречайте. (Входит в класс ровесник ребят из параллельного класса). Расскажите Ване, что ему нужно знать, чтобы его письмо дошло до дедушки. (Два ученика рассказывают о правилах заполнения конверта, месте расположения почтовой марки, отдают Ване его письмо. Ваня благодарит ребят за помощь.)

- К сожалению, Ване пора возвращаться на страницы рассказа. Почтальон Печкин любезно согласился доставить ваши письма, дорогие ребята, по назначению. Передайте ему ваши конверты и попрощайтесь с нашим гостем.

(Дети передают письма, Печкин уходит.)

Наш урок подошел к концу. Давайте запишем домашнее задание.

Написать письмо-рассказ любимому литературному персонажу. До свидания, ребята. Жду интересных писем к следующему уроку.

Приложение №1. Задание для 1 ряда.

Напишите вашему ровеснику письмо-рассказ о подготовке к Осеннему балу. Слова-подсказки:

Хочется поделиться с тобой…

Мне очень нужен твой совет…

Хочу с тобой встретиться…

Напиши мне о…

С нетерпением жду твоего письма…

Твой друг…

Задание для 2 ряда. Написать письмо-поздравление классному руководителю. Слова-подсказки:

Уважаемая…

Поздравляю Вас…

Позвольте пожелать Вам…

Надеюсь, что…

Ваш ученик…

Задание для 3 ряда. Написать письмо-просьбу, в котором вы просите бабушку и дедушку приехать к вам в гости на Новый год. Слова-подсказки:

У меня к вам большая просьба…

Очень прошу вас…

Не забудьте…

Жду с нетерпением…

Ваш(а) внук(внучка)…

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.