Интегрированный урок «Заимствованные слова» 8 класс
Тема: Интегрированный урок «Заимствованные слова». 8 класс
Цели урока:
-расширить сведения, углубить знания по теме: «Заимствованные слова»
Задачи урока:
Предметная «Образовательная»:
– создать условия для формирования у учащихся умение правильно определять и способствовать закреплению теоретического материала для сопоставления русского и английского языка, применять правила на практике, работая со справочной литературой, сравнивать полученные результаты, выполнять самоконтроль и взаимоконтроль;
Метапредметная «Развивающая»:
– способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка, иностранных языков, лингвистики как науки;
- сформировать умение обобщать, проводить рассуждения по аналогии;
- развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, смекалку;
- развивать культуру устной, диалогической, письменной речи
Личностная «Воспитательная»:
- развивать интерес к рассматриваемой на уроке проблеме и активность, направленную на решение учебных задач и ситуаций.
- показать связь предмета с реальной действительностью;
-воспитать целеустремленность, самостоятельность, осознанное отношение к учебе.
Оборудование:
- Словари (толковые, заимствований),
- Раздаточный материал. (конверты с карточками, фломастеры, маркеры, клей)
- Доска маркерная
СТ – Светлана Тимофеевна
ТВ – Татьяна Владимировна
Ход урока:
1. Организационный этап.
СТ- Добрый день!
ТВ- Goodday!
СТ- Садитесь, пожалуйста.
ТВ - Sitdownplease.
СТ- На уроке присутствуют наши коллеги.
ТВ- We are so glad to see colleague
СТ – У каждого из нас есть хобби.
ТВ- What is your hobby?
СТ–Мое хобби: цветы, музыка и книги. А ваше?
ТВ- As for me, I like basketball, handball and I like to listen to music.
(ролик) – 1 мин
2. Постановка темы и цели задач урока. Мотивация деятельности учащихся.
СТ -На каком языке прозвучали слова в диалоге?
ТВ - Name this words, please.
(на русском и английском)
СТ– Вы услышали английские слова, которые встречаются в русском.
И в самом деле, некоторые слова созвучны – basketball – баскетбол, tennis – теннис, music – музыка.
А как называется это явление? (заимствование)
Эпиграф:
Все народы меняются словами и занимают их друг у друга.
( В.Г. Белинский)
(слайд)
СТ- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
ТВ- And tell me please in English, how do you understand this statement?
– Давайте подумаем, о чем пойдет речь на уроке, сформулируйте тему урока
(ученики отвечают)
- Да, тема урока «Заимствованные слова» – LoanwordsinEnglish.
СТ – А сейчас попробуем определить цели урока
(слайд)
СТ- Сопоставить …(русский и английский языки)
- Узнать … (какую роль играют заимствованные слова в русском языке)
- Развивать …(речь)
- Формировать … (представление о взаимодействии языков)
ТВ- Match … (English and Russian languages)
- Develop… (Speaking skills)
- Form … (Interactionoflanguages)
СТ - Хорошо, тему и цель урока определили, а как мы достигнем этих целей? Я думаю, нам поможет китайская мудрость:
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».
Tell me and I will forget,
Show me and I will remember,
Let me do myself and I will learn.
(слайд + на английском)
- Значит, как вы будете работать?
(самостоятельно)
- И соответственно оценивать себя вы будете тоже сами.
- Что вы будете делать?
(Ответы учеников:
- работа с текстом
- правильное произношение, написание слов
- переводить
- обогатить словарный запас )
3. Актуализация знаний
СТ- Сколько языков вы знаете? Почему так много языков на земле? (Ответы учеников)
Слово учителя СТ
(показать в это время видео или слайды)
- В мире насчитывается около 3 тысяч языков. Все они очень различны во всех отношениях. Но если начать их сравнивать, то легко убедиться, что одни стоят особняком, а другие схожи. Прослеживая их историю, мы обнаружим, что они родственники и, видимо, развились от одного общего предка.
В 16 веке учёными создана классификация языков, которой пользуются и сейчас.
(Как вы думаете, почему появляются заимствованные слова? Народы не могут жить обособленно: они общаются, ездят друг к другу в гости, торгуют, обмениваются литературой, предметами быта и вместе с этим заимствуют слова. Так появляются в русском языке заимствованные слова)
Наша задача: установить, был ли всеобщий праязык, и говоривший на нём единый народ- является прародитель, но увы! Этого установить не удалось.
Все языки учёные делят на 7 семей:
1.Дравидская
2.Китайско-тибетская
3.Алтайская
4.Уральская
5.Семито-хамитская
6.Кавказская
7.Индоевропейская
- И немецкий язык, и английский, и русский относятся к индоевропейской семье. Они самые влиятельные в мире, на них говорит людей больше, чем на языках любой другой семьи. Это почти все языки Европы, Ирана, Индии, Америки, Австралии.
- Каждая семья, в свою очередь, делится на ряд групп и подгрупп. Немецкий и английский языки относятся к германской группе, западной подгруппе, а русский - к балто-славянской группе, славянской подгруппе, восточной ветви (сюда же относятся украинский и белорусский языки.
- У них у всех был общий праславянский язык.
- Придумал генеалогическое дерево индоевропейских языков удивительный человек, немецкий языковед Август Шлейхер.
ТВ - Вы прослушали текст. Какой вывод можно сделать?
(Ученики:
В мире насчитывается около 3000 языков. Все они различны во всех отношениях. Но если начать их сравнивать, то можно убедиться, что одни стоят совсем особняком, а другие схожи. Прослеживая их историю, мы обнаружим, что они родственники, и, видимо, развились от одного общего предка.)
СТ - И английский, и русский относятся к какой семье?
(Ученики: индоевропейской семье.)
4. Первичное усвоение новых знаний
СТ- Приведём примеры, доказывающие, что русский, и английский языки являются родственными.
ТВ- Для работы предлагаются таблички со словами русского языка. Ваша задача - найти соответствие на английском
(СТ раздает карточки)
Water- вода
house- дом
sing- петь
year- петь
silver- серебро
son- сын
nose- нос
new- новый
stand- стоять
добавить …. (ТА Агапова)
Ученики составляют цепочки
ТВ - Сделаем вывод, в чём состоит сходство? (В фонетике, в графике).
5.Первичная проверка знаний.
СТ - В каждом языке есть заимствованные слова. Проверим ваше умение правильно их писать.
ТВ - And we shall write them in English and in Russian.
Двое пишут на доске, остальные на листочках за партами)
Словарный диктант:
аксессуар, бефстроганов, бриллиант, джентльмен, коттедж, экскурсия, беллетристика, террариум, пьедестал,
Dictation (4 words): knockdown, browser, screenshot, manager.
Проверка, оценивание.
ТВ - Какой вывод мы сделаем?
(Ученики: Знание языков поможет правильно писать эти слова).
6. Работа со словарями.
СТ– А теперь работа в группа – русской и английской. Результатом работы каждой группы станет – словарик.
ТВ - Now we work with 2 groups.You will be the Russian group and you English group.
-Английская группа. В полученном конверте вы найдете слова из английского языка. При помощи фломастеров, клея, цветной бумаги оформите их в красочный словарь. Расположите слова в алфавитном порядке и подпишите русские аналоги – заимствованные слова. Составьте и запишите три предложения с любыми словами из списка.
(bestseller management inauguration pamphlet provider mixer internet blockbuster scanner player printer face control exclusive)
СТ - Русская группа. Вам достается похожий конверт, но слова в них русские, заимствованные из английского языка. 1) Расположите слова алфавитном порядоке
2) При помощи толкового словаря найдите значение этих слов и спишите.
3) Проявите творчество в оформление словарика
4) Составьте и запишите три предложения с любыми словами из списка.
1.Адекватный – лат. слово (приравненный, совпадающий). Например, правда и истина –адекватные понятия)
2. Квинтэссенция – (лат. слово)основа, самая сущность. Многозначное слово. то есть: суть рассказа, концентрированный или самый чистый экстракт сока, вещества)
3. Ностальгия – (греч. Сл.) тоска по родине была очень сильной, воспоминание о прошлом
4. СЁрфинг – (м.р. анг.) Слово –катание на волне. вид водного спорта – скольжение по гребню волны на специальной доске
5.Экспромт –лат.слово –быстрый скорый (быстрый остроумный ответ или что-то созданное без подготовки)
ТВ – Время выполнения задания – 5 минут. Одному из каждой группы предстоит защитить свой словарик.
(выполняют задание, консультируем)
Ответы учеников. Оценивание.
Рефлексия. Подведение итогов.
СТ- Итак, что вы делали на уроке? Оцените свою работу при помощи данной схемы …
(слайд)
1.На уроке я работал…- На уроке я работал самостоятельно и мне помогали товарищи
2. Своей работой на уроке я…Своей работой на уроке я продемонстрировал свои знания
3. Урок показался мне…- Урок показался мне интересным
ТВ -
4. За урок я…- За урок я научился произносить новые слова на русском языке и на английском.
5. Мое настроение…-Мое настроение улучшилось
6. Материал урока для меня был… Материал урока был для меня познавательным
Рефлексия «Цепочка пожеланий»
ТВ- Предлагаем по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы.
Оценивание. Оценки:
-за активность
-За умения правильно излагать свои мысли
-За творческий подход
- за сообразительность и положительный настрой
Заключение: Наш мини-урок подошел к концу. Конечно, Заимствование это хорошо, они обогащают наш язык, но как говорил великий наш русский писатель Л.Н.Толстой: «Не нужно от заимствованных слов открещиваться, но главное не надо ими злоупотреблять»
СТ - Спасибо за работу. До свидания!
Домашнее задание. Найдите в словаре, используя Интернет, значение слов:
Боливар,
бульвар,
брегет
ланч
МБОУ «О(С)ОШ» | Сценарий урока | |||||||||||
ОУ: | МБОУ «О(С)ОШ» | |||||||||||
учитель: | Байтрак С.Т. Агапова Т.В., | |||||||||||
предмет: | Английский язык, русский язык | класс: 8 | дата: 22.04.2019 | |||||||||
программа: | Английский язык О.В. Афанасьева, И.В. Михеева; Русский язык Л.А.Тростенцова, Т.А Ладыженская | |||||||||||
тема урока: | Интегрированный урок: Заимствованные слова на основе системно-деятельностного подхода. | |||||||||||
цели урока: | предметная: | - – создать условия для формирования у учащихся умение правильно определять и способствовать закреплению теоретического материала для сопоставления русского и английского языка, применять правила на практике, работая со справочной литературой, сравнивать полученные результаты, выполнять самоконтроль и взаимоконтроль; | ||||||||||
метапредметная: | - способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка, иностранных языков, лингвистики как науки; - сформировать умение обобщать, проводить рассуждения по аналогии; - развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, смекалку; - развивать культуру устной, диалогической, письменной речи. | |||||||||||
личностная: | -развивать интерес к рассматриваемой на уроке проблеме и активность, направленную на решение учебных задач и ситуаций. - показать связь предмета с реальной действительностью; -воспитать целеустремленность, самостоятельность, осознанное отношение к учебе. | |||||||||||
формируемые универсальные учебные действия: | познавательные: | Умение получать новую информацию через проектную деятельность, освоение культурных норм творческой деятельности. | ||||||||||
регулятивные: | Постановка цели в форме предвосхищения результата | |||||||||||
коммуникативные: | Умение выстраивать речь устную и письменную с учетом понимания зыков | |||||||||||
личностные: | Умение оценивать информацию и действия относительно собственных представлений. | |||||||||||
межпредметные понятия | Порядок слов в русском и английском предложениях, правила написания слов на английском и русском языке, истоки происхождения английского и русского языков | |||||||||||
оборудование: | Словари иностранных слов, Таблички со словами, Раздаточный материал. | |||||||||||
образовательная технология | Технология критического мышления и смыслового чтения | |||||||||||
методы и приемы: | Словесные методы (объяснение, беседа, самостоятельная работа); практические методы (выполнение упражнений, творческих работ) | |||||||||||
компоненты ИКТ: | презентация | |||||||||||
тип урока: | Изучение нового материала | |||||||||||
структура урока и регламент: | № | название этапа (элемента) урока | мин. | |||||||||
1. | Организационный этап. Индуктор. | 5 | ||||||||||
2. | Постановка темы и цели задач урока. Мотивация деятельности учащихся. | 5 | ||||||||||
3. | Актуализация знаний. Изучение нового материала. | 10 | ||||||||||
4. | Этап первичной проверки понимания изученного. | 5 | ||||||||||
5. | Этап применения знаний и способов действия. | 5 | ||||||||||
6. | Этап обобщения и систематизации знаний. | 5 | ||||||||||
7. | Оценочная деятельность | 2 | ||||||||||
8. | Рефлексия. Подведение итогов. | 3 | ||||||||||
9. | Этап информации о домашнем задании. | |||||||||||
информационные источники: | Л.А.Тростенцова, Т.А Ладыженская Русский язык: Краткий курс. 7-8 классы. – М.: Просвещение, 2017 Педагогика нового времени. Т.П. Лакоценина, Е.Е Алимова, Л.М. Оганезова. Современный урок (альтернативные уроки). – Издательство «Учитель», 2018 3.Симакова Е.С. Сборник основных правил фонетики и лексики русского языка.—М.: АСТ: Астрель,2009 4.Школьный словарь иностранных слов.— М.: ВАКО, 2010. |
Ход урока | ||
элемент урока и его содержание: | деятельность | |
учителя | учащихся | |
1. Организационный этап. Индуктор. | С.Т. - Добрый день! ТВ - Good day! СТ - садитесь, ТВ - sit down please. СТ - На уроке присутствуют наши коллеги ТВ - We are so glad to see colleague СТ У каждого есть хоьбби - what is your hobby? СТ - Хобби: теннис, волейбол и футбол. А ваше? ТВ - As for me, I like basketball, handball and I like to listen to music | - Добрый день! - Good day! |
2. Постановка темы и цели задач урока. Мотивация деятельности учащихся. | С.Т. Какие языки прозвучали в диалоге? ТВ. Name this words, please. С.Т. А как называется это явление в русском языке? Эпиграф: Все народы меняются словами и занимают их друг у друга. ( В.Г. Белинский) (слайд) С.Т.. Как вы понимаете смысл этого высказывания? Т.В. And tell me please in English, how do you understand this statement? Т.В. – Давайте подумаем, о чем пойдет речь на уроке, сформулируйте тему урока Т.В. – Да, тема урока «Заимствованные слова» Т.В. – Loanwords in English. С.Т.. – А сейчас попробуем определить цели урока - слайд - Сопоставить … - Повторить … - Развивать … - Формировать … - Match … - Develop… - Form … ТВ Хорошо, тему и цель урока определили, а как мы достигнем этих целей? Нам поможет китайская мудрость: Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь - Значит, как вы будете работать? – Сами! - И соответственно оценивать себя вы будете тоже сами. - Что вы будете делать? | -Данное явление называется заимствование - Loanwords in English. - Русский и английский языки - Какую роль играют заимствованные слова в русском языке - Речь - Представление о взаимодействии языков - English and Russian languages - Interaction of languages - работа с текстом - правильное произношение, написание слов - переводить - обогатить словарный запас |
3.Актуализация знаний | С.Т.. - Сколько языков вы знаете? Почему так много языков на земле? Слово учителя С.Т. (показать в это время видео или слайды) В мире насчитывается около 3 тысяч языков. Все они очень различны во всех отношениях. Но если начать их сравнивать, то легко убедиться, что одни стоят особняком, а другие схожи. Прослеживая их историю, мы обнаружим, что они родственники и, видимо, развились от одного общего предка. В 16 веке учёными создана классификация языков, которой пользуются и сейчас. Установить, был ли всеобщий праязык, и говоривший на нём единый народ- прародитель, увы! Не удалось. Все языки учёные делят на 7 семей: 1.Дравидская 2.Китайско-тибетская 3.Алтайская 4.Уральская 5.Семито-хамитская 6.Кавказская 7.Индоевропейская И немецкий язык, и английский, и русский относятся к индоевропейской семье. Они самые влиятельные в мире, на них говорит людей больше, чем на языках любой другой семьи. Это почти все языки Европы, Ирана, Индии, Америки, Австралии. Каждая семья, в свою очередь, делится на ряд групп и подгрупп. Немецкий и английский языки относятся к германской группе, западной подгруппе, а русский - к балто-славянской группе, славянской подгруппе, восточной ветви (сюда же относятся украинский и белорусский языки. У них у всех был общий православный язык). Придумал генеалогическое дерево индоевропейских языков удивительный человек, немецкий языковед Август Шлейхер. ТА. Вы прослушали текст. Какой вывод можно сделать? С.Т. и английский, и русский относятся к какой семье? | - Мы знаем английский и русский языки. Мы считаем, что в мире много языков и в каждой стране существует свой государственный язык Конечно, на земле самым распространенным языком является английский язык. -Это была первая попытка объяснить, почему так много языков на земле. В мире насчитывается около 3000 языков. Все они различны во всех отношениях. Но если начать их сравнивать, то можно убедиться, что одни стоят совсем особняком, а другие схожи. Прослеживая их историю, мы обнаружим, что они родственники, и, видимо, развились от одного общего предка. -Индоевропейской семье |
4.Этап первичной проверки понимания изученного. | С.Т. Приведём примеры, доказывающие, что русский, и английский языки являются родственными. Т.В. Для работы предлагаются таблички со словами. Найти соответствие на разных языках. Т.В. Сделаем вывод, в чём состоит сходство? | Ученики составляют цепочки water- вода house- дом sing- петь year- год silver- серебро son- сын nose- нос new- новый stand- стоять -В фонетике, в графике |
5. Этап применения знаний и способов действия. | С.Т. - В каждом языке есть заимствованные слова. Проверим ваше умение правильно их писать. Т.В - And we shall write them in English and in Russian. Двое пишут на доске одновременно и русские слова и английские, а остальные на листочках (за партами) Словарный диктант: аксессуар, бефстроганов, бриллиант, джентльмен, коттедж, Проверка, оценивание. Т.В - Какой вывод мы сделаем? | Словарный диктант: аксессуар, бефстроганов, бриллиант, джентльмен, коттедж, . -Знание языков поможет правильно писать эти слова |
6. Этап обобщения и систематизации знаний. Работа в группах 7. Оценочная деятельность | С.Т. –Создание мини-проекта с исползованием словарей. Результат: создание словаря. ТВ - Now we work with 2 groups. You will be the Russian group and you English group. - Английская группа. В полученном конверте вы найдете слова из английского языка. При помощи фломастеров, клея, цветной бумаги оформите их в красочный словарь. Расположите слова в алфавитном порядке и подпишите русские аналоги – заимствованные слова. Составьте и запишите три предложения с любыми словами из списка. С.Т. - Русская группа. Вам достается похожий конверт, но слова в них русские, заимствованные из английского языка. При помощи толкового словаря найдите их значение, спишите. Проявите творчество в оформление словарика, не забудьте про алфавитный порядок. Составьте и запишите три предложения с любыми словами из списка. Т.В. – Время выполнения задания – 5 минут. Одному из каждой группы предстоит защитить свой словарик. (выполняют задание, консультируем) Ответы учеников. Оценивание. | bestseller management inauguration pamphlet provider mixer internet blockbuster scanner player printer face control exclusive Экспромт, ностальгия, адекватный, серфинг, квинтэссенция |
8. Рефлексия. Подведение итогов. | С.Т. - Итак, что вы делали на уроке? Оцените свою работу при помощи данной схемы …
(слайд) 1.На уроке я работал… 2. Своей работой на уроке я… 3. Урок показался мне… 4. За урок я…. 5. Мое настроение… 6. Материал урока для меня был… | - На уроке я работал самостоятельно и мне помогали товарищи - Своей работой на уроке я продемонстрировал свои знания - Урок показался мне интересным - За урок я научился произносить новые слова на русском языке и на английском. -Мое настроение улучшилось -Материал урока был для меня поучительным |
9.Этап информации о домашнем задании. | 1.Найти в словаре или в Интернете значение слов: Ланч- | |
Заключительная часть урока. | С.Т.- Наш урок завершен. Заимствование это хорошо, оно обогащает наш язык, делает его ярче, свободнее. Но как сказал известный русский писатель Л.Н.Толстой: «Не нужно от заимствованных слов открещиваться, главное не надо ими злоупотреблять, а использовать их по назначению». За хорошую работу в группах мы дарим вам Смайлики, где вы оцените и нашу работу. С.Т. - Спасибо за работу. До свидания! | Если остались какие-то вопросы – поставьте - ? знак. Ели вам понравился урок- ! знак |