Интегрированный урок - игра «Физика + Химия».
Учитель: Новикова Любовь Васильевна, МАОУ «Покчинская основная общеобразовательная школа им. И.И. Широкшина», Чердынский район, Пермский край.
Учащиеся: 8-9классов.
Цели:
-повышение интереса учащихся к изучению предметов физики и химии;
-развитие логического мышления, быстроты реакции, сообразительности, навыков коллективной деятельности, самостоятельности, расширение кругозора, сотрудничеству разновозрастных групп;
Задачи:
-выяснить какое представление имеют учащиеся о физических и химических явлениях, умеют ли различать их;
-выявить умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием;
-определить, как усвоены обозначения физических и химических величин, единицы измерения и основные формулы;
- проверить умение использовать физические и химические формулы при решении задач.
Оборудование:
-компьютер;
-мультимедиа;
-сигнальные карточки;
-карточки с обозначениями физических и химических величин и единицами их измерения;
-карточки с заданиями;
-физические и химические приборы.
В игре участвуют две сборные команды из учащихся 8 и 9 классов. Каждая команда заранее выбирает капитана, название команды, эмблему и приветствие, готовят подарки.
Этапы урока-игры.
1.Организационный момент.
- вводное слово;
-представление команд и жюри.
2.Разминка. Знание физических и химических явлений.
Учитель называет различные явления (задание отображается на экране). Учащиеся показывают красную карточку, если считают, что данное явление относится к физическим явлениям, либо синюю, если считают, что данное явление относится к химическим явлениям. Все ответы команд фиксируются жюри.
(испарение воды, горение угля, измельчение мела, прокисание молока, сгорание дерева, плавление олова, гашение соды уксусом, засахаривание варенья, свечение лампочки, ржавление железа, таяние льда, гниение соломы, кипение воды, почернение серебряной монеты, выпадение осадков, растворение сахара, соление овощей, разрушение дерева серной кислотой, притяжение булавки к магниту, замерзание воды, получение кефира, образование зеленого налета на медных изделиях, получение сметаны).
3. Знаешь ли ты?
Учитель показывает карточки (я брала 20 карточек: по 5 с физическими и химическими величинами, по 5 с единицами измерения величин). На карточке изображена либо физическая, либо химическая величина, либо единица измерения физической, химической величины. Команды отвечают поочередно. Проговаривают, что за величина (физическая, химическая, называют единицу ее измерения), либо единица измерения физической, химической величины. Если команда ответила неверно, ответ дает команда - соперница. Все ответы команд фиксируются жюри.
Например:
- на карточке U, ответ учащихся: величина физическая - напряжение, единицы измерения - Вольт.
- на карточке 22,4 л/моль, ответ учащихся: химическая постоянная, число Авогадро.
- на карточке м/с, ответ учащихся: единица измерения скорости, физическая величина.
4. Решить кроссворд.
Каждая команда получает карточку с кроссвордом. Учитель показывает физические и химические приборы. Команды вписывают название прибора в строку кроссворда. Если все приборы вписаны верно, то в выделенном вертикальном столбце должно получиться ключевое слово-лаборатория (за каждый правильный ответ-1 балл). Взаимопроверка через мультимедиа, после чего работы сдаются жюри.
приборы: цилиндр - свеча - колба- реостат - амперметр - стакан- штатив – пробиркодержатель – спиртовка – динамометр- пламя.
ц |
и |
л |
и |
н |
д |
р |
||||||||||
с |
в |
е |
ч |
а |
||||||||||||
к |
о |
л |
б |
а |
||||||||||||
р |
е |
о |
с |
т |
а |
т |
||||||||||
а |
м |
п |
е |
р |
м |
е |
т |
р |
||||||||
с |
т |
а |
к |
а |
н |
|||||||||||
ш |
т |
а |
т |
и |
в |
|||||||||||
п |
р |
о |
б |
и |
р |
к |
о |
д |
е |
р |
ж |
а |
т |
е |
л |
ь |
с |
п |
и |
р |
т |
о |
в |
к |
а |
||||||||
д |
и |
н |
а |
м |
о |
м |
е |
т |
р |
|||||||
п |
л |
а |
м |
я |
5.Физики-химики теоретики.
Команды получают по две карточки. Одна карточка с заданием по физике, другая карточка с заданием по химии. Задания для команд одинаковые. На выполнение заданий дается определенное время. После выполнения, задания сдаются на проверку жюри (в зависимости от правильности и полноты ответа, учащиеся могут получить от 1 до 3 баллов).После сдачи работ на проверку жюри, учитель поясняет каждое задание, дает правильный ответ.
Карточка. Физики-теоретики.
Два одинаковых сосуда из полиэтилена заполнили водой, температура которой ноль градусов Цельсия. Один сосуд поместили в воду, другой в измельченный лед, имеющих, как и окружающий воздух, температуру ноль градусов Цельсия. Замерзнет ли вода в каком - нибудь из этих сосудов. Ответ обоснуйте.
В цепь включены два проводника сопротивлением 5(Ом) и 10(Ом) сначала последовательно, затем параллельно. Составить схему цепи для каждого случая. Будет ли одинаковым общее сопротивление проводников в каждом случае (ответ поясните решением).
Одним из видов легкой атлетики являются прыжки в высоту с шестом. Зачем спортсмен должен сильно разбегаться перед прыжком, чтобы преодолеть высоту, на которой находится планка.
Карточка. Химики-теоретики.
Данные вещества разделить на 3 группы: а) оксиды; б) кислоты; в) соли.
NaCl, CO2, Al2O3, HNO3, Cu(OH)2, HCl, O2, H3PO4, SiO2, Fe2O3, H2SO4, NaOH, K2CO3, Fe, Na2SO4.
6. Физики-химики экспериментаторы.
Команды получают по две карточки. Одна карточка с заданием по физике, другая карточка с заданием по химии. Задания для команд одинаковые. На выполнение заданий дается определенное время. Команда, справившаяся с заданием, поясняет выполнение задания учителю (физики, химии). За выполнение заданий команда может получить от 1 до 5 баллов. Если задание выполнено полностью правильно, учитель выставляет 5 баллов. Команда, которая быстрее выполнила задание, дополнительно получает 1 балл. Все приборы, необходимые для проведения эксперимента, находятся на демонстрационном столе.
Карточка. Физики - экспериментаторы.
Определить плотность тела неправильной формы.
Карточка. Химики – экспериментаторы.
В трех пробирках под номерами 1,2,3 находятся растворы кислоты, основания, чистая вода. С помощью лакмуса определите, в какой пробирке находится раствор основания. Ответ обоснуйте.
7. Подведение итогов. Обмен подарками. Рефлексия.
Ps:
- для жюри подготовлены копии ответов;
-каждая команда оценивает свою работу, выставляет отметки наиболее отличившимся членам команды.
-время проведения мероприятия не больше двух уроков.
-мероприятие можно проводить и во время предметных недель.
Спицына Любовь Ивановна