Интегрированный урок-презентация по физике «Строение атома» (8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Интегрированный урок-презентация( физика- химия)
«Строение атома»
в 8 классе
Цели урока:
- образовательные: определить строение атома и состав ядра, научить определять количество протонов, электронов, нейтронов;
- воспитательные: воспитать бережное отношение к компьютеру, воспитывать познавательный интерес к предмету;
- развивающие: развивать ЗУН при работе с таблицей Д.И. Менделеева, развивать внимание и память, мышление.
Задачи:
1. объяснить механизм электризации тел.
2. научить использовать периодическую систему Д.И. Менделеева для определения количества протонов, нейтронов, электронов.
Оборудование:
компьютер, экран, эбонитовая палочка, кусочек шерсти, периодическая система Д.И.Менделеева,
Ход урока
I. Организационный момент. Изучение нового материала.
Здравствуйте, ребята, садитесь!
Урок хотелось бы начать с обращения к творчеству И.А. Бунина.
(Слайд 1)
- Как ты таинственна, гроза,
Как я люблю твое молчанье
Твое внезапное блистанье,
Твои безумные глаза!
А вот еще слова:
- Свод радуги – творца благоговенье,
Он сочетает воздух, влагу, свет-
Все без чего для мира жизни нет!
Летняя гроза, узоры инея на стекле, сияющая в небе радуга – все это настолько близко и знакомо. Но думали вы о том, что такая наука, как физика, тоже заинтересовалась радугой, образованием инея, грозой. Только она придумала для них особое название, какое? (Физическое явление)
А что лежит в основе любого физического явления?(Физическое тело)
А из чего состоят тела?(Из молекул)
А молекулы?(Из атомов)
(Слайд 2, 3)
Каково же строение атома ? Вот вопрос, который мы поставим и попробуем ответить на него в ходе сегодняшнего урока. Явлений, происходящих в природе, очень много. На их изучение потребовалось бы огромное количество времени, поэтому , чтобы их было легче изучить, их объединили по определенным признакам. Какие явления мы с вами сейчас изучаем?(Электрические явления)
(Демонстрация электризации эбонитовой палочки при трении о кусочек меха)
Эбонитовая палочка была незаряжена, листочки бумаги тоже -так откуда же теперь, после того, как мы потерли их друг о друга появились заряды? Может их следует поискать внутри атома. Этот вопрос заинтересовал многих ученых и модель атома была представлена.
(Слайд 4)
Что она нам напоминает по строению?(Расположение планет вокруг Солнца).
Да, эта модель так и называется – планетарная модель, а предложил ее английский физик Эрнест Резерфорд. В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг него вращаются отрицательно заряженные электроны.
(Слайд 5)
Атомное ядро в свою очередь имеет тоже сложное строение, оно имеет протонно-нейтронную модель. Оно состоит из протонов, которые имеют положительный заряд и нейтронов, не имеющих заряда. Число протонов обозначается буквой Z, число нейтронов буквой N. Сумма протонов и нейтронов составляет массовое число атома А = Z+N.
Теперь, давайте вернемся к нашему опыту по электризации и давайте попробуем объяснить его, используя полученные знания.(При электризации заряды не создаются, а только переходят с одного тела на другое; каждое из соприкасающихся тел приобретает при этом заряды противоположных знаков; независимо от того, как было заряжено тело(положительно или отрицательно), с одного тела на другое перемещаются только электроны).
II.Закрепление материала
1) Все новое -хорошо забытое старое.
Физика –это не единственная наука, изучающая природу. Строение атома вы уже изучали на уроках химии. Давайте вспомним и закрепим, что вы знаете о строении атома, поиграв в игру.
(Слайд 6)
Давайте поиграем?
(Используя периодическую таблицу Д.И.Менделеева, ответим на вопросы:
1.Назовите элемент в котором 6 электронов?(углерод)
2. Назовите элемент в котором 20 протонов?(кальций)
3. Назовите элемент в котором общее число протонов и нейтронов равно 24?(магний)
4.Сколько частиц в ядре атома хлора?(35)
5.Сколько электронов в атоме цинка?(65)
2) Наука – полководец, а практика – солдаты.
Леонардо да Винчи.
Выполнение тестового задания.
После выполнения тестового задания, учащиеся обмениваются работами и проверяют друг у друга.
Выставление оценок по тестовым заданиям.
III. Домашнее задание.
(Слайд 7)
Сконструировать ядро любого атома.
Параграф 52,53;задание 49(1,2,4).