Интегрированный урок швейного дела + биологии «Сто одёжек» (8 класс)
Урок в 8 классе специальной (коррекционной) школы № 8 VIII вида г. Кургана
Проводили: учитель швейного дела Гладкова Наталья Владимировна, I категория,
учитель биологии Гостюхина Светлана Олеговна, высшая категория
Интегрированный урок (технология + биология)
"Сто одежек"
Цель урока: закрепить ЗУН по изучению свойств различных видов тканей.
Задачи урока:
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания о видах тканей (швейное дело);
расширить знания о растениях, из которых состоят ткани (биология);
продолжить формирование умения пользоваться микроскопом,
ставить опыты (технология и биология).
Развивающие:
развивать логическое мышление (сравнение, обобщение, выводы);
развивать речевую деятельность, внимание, память , воображение;
корректировать внимание, долговременную память, мелкую моторику, тактильные ощущения.
Воспитательные:
создать условия для воспитания и развития культуры общения;
коммуникативных качеств.
Тип урок: повторение и закрепление изученного материала.
Оборудование: кусочки различных групп тканей, плакат «Классификация текстильных волокон», микроскоп, спички, колбы с водой, мультимедиа.
Словарная работа: карточки-задания;
слова на доске: гигроскопичность, осыпаемость, воздухопроницаемость, сминаемость, прочность; голосеменные, покрытосеменные, стебель, плод, технические культуры.
Организационный момент.
Учитель швейного дела:
“Сегодня у нас с вами необычный урок: совместный урок швейного дела и биологии.
Урок будем вести мы, ваши учителя: учитель биологии - Светлана Олеговна и учитель трудового обучения - Наталья Владимировна.
Разговор наш будет о том, зачем человеку нужна одежда; какой она должна быть; из чего она должна быть сшита или связана, чтобы человеку в ней было комфортно; как одежда влияет на здоровье человека.
Наш урок называется «Сто одёжек». Сколько существует на свете разнообразной одежды, а сколько существует видов тканей, из которой сшита эта одежа!
В этом разобраться нам с вами помогут знания, полученные по предметам швейное дело и биология.
Урок будет проходить в виде соревнования. Для этого мы разделимся на 2 команды: «Смекалкины» и «Угадалкины». Выберем капитанов команд: это Малинникова Света и Показаньва Света. Оценивать ваши успехи будет жюри, состоящее из ……. (представление жюри).
I конкурс «РАЗМИНКА» (письменно)
Учитель биологии:
Вопрос: «Что такое ткань в биологии?»
Ткань в швейно деле – это материал, изготовленный из волокон растений, шерсти животных или искусственным путём, предназначенный для пошива одежды.
Ткань в биологии – это группа одинаковых по строению и функциям клеток, из которых состоит живой организм.
Учитель швейного дела:
А теперь мы поиграем в игру «Угадай словечко» (в это время учитель шв. дела раздаёт листы бумаги и карточки со словами сильным ученикам, а учитель биологии раздаёт карточки с разрезными словами слабым ученикам).
Методика «Исследование способности устанавливать логические связи
и отношения между понятиями»
Драп, джинса, вельвет, ситец - …. ? 1 команде
Мнут, треплют, чешут - …
Осыпаемость, мягкость, драпируемость - ……. ? 2 команде
Саржевое, полотняное, сатиновое - …
____________________________________________________________________________
Учитель биологии:
Лён, хлопчатник, подсолнечник - … ? 1 команде
Тутовый шелкопряд, яблонная плодожорка, капустная белянка - …
Ель, сосна, пихта - …. ? 2 команде
Нефть, природный газ, каменный уголь - …
Молодцы, с заданием справились все. Команда «Смекалкиных» получает по …. балла, а команда «Угадалкиных» - по …… балла.
II конкурс «Домашнее задание» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) (устно)
Вам было дано домашнее задание подготовить рассказ об истории получения различных тканей. Сейчас от каждой команды выступит представитель.
“Человек во все времена носит одежду и притом разную в зависимости от времени года. Летом мы стараемся носить легкую одежду, так как хотим, чтобы наше тело дышало и загорало. Зимой наоборот одеваемся теплее, так как в это время года холодно.
Какие же существуют ткани, как и из чего они получаются ?” ДЕТИ рассказывают о получении тканей.
История-притча о шерсти (Показаньева Света)
Жил-был барашек. Все лето он провел на зеленых лугах. К осени его шубка так отросла, что чуть не до земли стала. Неопрятно! Решили пастухи, у которых жил наш барашек, вызывать стриголя – овечьего парикмахера. Раз, два и готово! Шерсть от барашка уже лежит на столе горой. Шерсть хорошенько помыли, расчесали, упаковали в тюки и отвезли на ткацкую фабрику. На этой фабрике напряли из шерсти нити, а из нитей наткали ткани, покрасили в разные цвета и набили различные красивые рисунки. Затем ткани отвезли на другую фабрику, швейную, где сшили красивые и теплые костюмы и платья.
? слабому ученику команды:
Есть всем известная загадка: “По горам и долам ходит шуба да кафтан”. О ком идёт речь, Егор?
История появления хлопка (Микишкина Юля)
Люди три с половиной тысяч лет назад начали выращивать растение хлопчатник в Индии, а затем оно было завезено и в другие страны. А вот в Америку его не пришлось завозить. Местные жители давно уже были знакомы с этим растением. Хлопчатник – это однолетнее кустарниковое растение высотой около 1 метра. Весной кусты покрываются крупными цветами розового цвета. Далее цветы твердеют. В этих отвердевших цветах (коробочках) созревают ватные комочки. На эту вату и обратили внимание древние жители Индии. Из этой ваты стали прясть сначала волокна, а из волокон – нити. А из самих нитей уже ткали всевозможные ткани.
? слабому ученику команды:
Вопрос Андрею: почему говорят, что вата, которую человек использует в медицине, растет в поле?
История возникновения химических тканей (Малинникова Света)
Население земного шара с каждым годом становится все больше и больше. И уже в 19 веке появилась проблема – нехватка натурального сырья для производства тканей. Вот здесь на помощь пришла развивающаяся наука – химия. С помощью химической промышленности была получена целлюлоза из древесины ели, а из нее сделали искусственные волокна. Из искусственных волокон получили первую искусственную ткань – искусственный шелк. Позднее получили синтетические волокна из газа после переработки угля и нефти. Так наука химия решила проблемы человечества.
История получения натурального шелка (Борисова Надя)
Натуральный шелк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов тутового шелкопряда. Коконом называется плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Потом куколка превращается в бабочку. Бабочка на выходе из кокона кладет яички, из которых появляются опять гусеницы. Родиной шелка является Китай, где производством шелка начали заниматься еще с 3 века до нашей эры.
Молодцы, с заданием справились все. Команда «Смекалкиных» получает по …. балла, а команда «Угадалкиных» - по …… балла.
Учитель биологии:
III конкурс «Опытный» (устно).
-
Игра «Волшебный ящик».
Вызывается по одному представителю из команды.
Отгадать по предмету из ящика: какая ткань из него производится: хлопковая коробочка с ватой, кокон шелкопряда, кусочек древесины ели, клочок шерсти овцы.
-
Классификация текстильных волокон
(схема + представители различных групп тканей – на планшете (беседа)).
ФИЗМИНУТКА: РАЗМИНКА РУК.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Свойства волокон»)
3. Опыты на проверку воздухопроницаемости тканей.
А теперь давайте посмотрим структуру тканей хлопка, шелка, шерсти синтетической ткани в увеличенном виде.
Вопрос: за счет чего одни ткани воздухопроницаемы, а другие нет?
Ответ: натуральные ткани имеют промежутки в структуре волокон и между волокнами, химические – не имеют.
Вывод: натуральные ткани – воздухопроницаемы, химические – нет.
4. Опыты на проверку гигроскопичности ткани.
“Проверим свойство гигроскопичности ткани. Опустите хлопчатобумажную и синтетическую ткань в воду. Что вы при этом пронаблюдали?”
Ответ: хлопок впитал воду, а синтетическая ткань – нет (капли воды скатываются и не впитываются в ткань).
5. “А если одежда грязная? Сохраняются ли проверенные выше свойства тканей?
Давайте посмотрим грязную ткань в увеличенном виде.
Вопрос: что вы увидели и, какой можно сделать вывод?
Ответ: у хлопка не стало промежутков между волокнами.
Выводы: грязная одежда не может уже быть гигроскопична, не может пропускать воздух (теряются гигиенические свойства).
Как отличить натуральную ткань от искусственной?
Молодцы, с заданием справились все. Команда «Смекалкиных» получает по …. балла, а команда «Угадалкиных» - по …… балла.
Наше соревнование продолжается и мы переходим к следующему конкурсу «Самостоятельная работа», но наши глаза устали и сначала мы дадим им возможность отдохнуть: сделаем гимнастику для глаз.
ФИЗМИНУТКА: ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
IV конкурс «Самостоятельная работа» (письменно).
Вы вспомнили: какие ткани существуют, из чего их получают, каковы их свойства. Давайте ещё раз назовём свойства тканей:
(На доске – несколько словарных слов: осыпаемость, прочность, сминаемость, воздухопроницаемость, гигроскопичность и т. д.)
А какие из них относятся к свойствам, сохраняющим здоровье человека?
Воздухопроницаемость – способность ткани пропускать воздух (чтобы тело дышало).
Гигроскопичность – способность впитывать влагу тела человека и отдавать в окружающий воздух (впитала и высохла).
Теплозащитность – способность сохранять тепло тела человека.
п/п |
Ткани |
Воздухо-проницаемость |
Гигроскопичность |
Теплозащитность |
1 |
Хлопок |
+ |
+ |
- |
2 |
Натуральный шёлк |
+ |
+ |
- |
3 |
Шерсть |
+ |
+ |
+ |
4 |
Синтетика |
- |
- |
- |
5 |
Лён |
+ |
+ |
- |
(инструкция по заполнению таблицы)
Итак, капитаны команд докладывают результаты, сделанные по таблице.
п/п |
Ткани |
Воздухо-проницаемость |
Гигроскопичность |
Теплозащитность |
Закрепление (беседа).
А теперь , пока жюри подсчитывает баллы и выбирает победителей, давайте сделаем выводы по нашему уроку.
1. Из каких тканей должна быть одежда? Назовите эти ткани.
Ответ: из натуральных тканей: хлопок, лен, шерсть, шёлк.
2. Для чего одежда должна хорошо впитывать влагу?
Ответ: чтобы была вентиляция организма и кожи, чтобы организм человека не
переохлаждался.
3.Для чего важно такое свойство ткани как теплозащитность?
Ответ: чтобы в холодное время года организм человека не переохлаждался и не заболевал.
4. Что мы должны помнить о внешнем виде нашей одежды?
Ответ: за одеждой нужно следить: регулярно стирать или сдавать в химчистку; регулярно менять
бельё.
А теперь оцените своё настроение после нашего урока (смайлики).
Слово жюри, награждение победителей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! НАШ УРОК ОКОНЧЕН!
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Цель урока: закрепить ЗУН по изучению свойств различных видов тканей.
Задачи урока:
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания о видах тканей (швейное дело);
расширить знания о растениях, из которых состоят ткани (биология);
продолжить формирование умения пользоваться микроскопом,
ставить опыты (технология и биология).
Развивающие:
развивать логическое мышление (сравнение, обобщение, выводы);
развивать речевую деятельность, внимание, память, воображение;
корректировать внимание, долговременную память, мелкую моторику, тактильные ощущения.
Воспитательные:
создать условия для воспитания и развития культуры общения;
коммуникативных качеств.
Тип урок: повторение и закрепление изученного материала (комбинированный). Проводился совместно с учителем биологии.
Была проведена словарная работа (методики «Установление логических связей», «Исключение понятий»), осуществлялся дифференцированный подход от сильных учеников к слабым.
Оформление урока: была оформлена доска, стенд с видами тканей, плакат «Классификация текстильных волокон», подготовлены карточки для самостоятельной работы обучающихся, использовались микроскопы, образцы тканей (даже меха барана, о котором шла речь на уроке).
Коррекционная работа: урок был начат с раппорта дежурного; были проведены гимнастика для разминки рук, для глаз, что необходимо в коррекционной работе; проведена дифференцированная словарная работа. Наглядно были проведены разнообразные опыты с обучающимися, использовалось мультимедийное оборудование, что вызвало непосредственный интерес и хорошее запоминание учебного материала.
Урок проходил в виде конкурса. Проводили его два учителя: швейного дела и биологии.
Каждый отвечал за свой раздел.
Формы работы: групповая, индивидуальная
2 урока по 40 минут дозировка времени была распределена так:
1 урок:
- конкурсы «Разминка», «Домашнее задание», где были проведены актуализация знаний и повторение.
2 урок:
-конкурсы «Опытный», «Самостоятельная работа». Во время этих конкурсов проводились опыты, которые закрепляли полученные знания на предыдущих уроках по изучению раздела «Материаловедение», были подведены итоги работы, сделан анализ работы.
В ходе урока прослеживалась связь со здоровьесбережением: была проведена небольшая беседа о гигиеническом состоянии одежды, о свойствах одежды, которые влияют на здоровье человека.
Этапы урока имели логическую последовательность. Время было распределено целесообразно.
Рабочее место учеников было организовано рационально: инструменты, принадлежности, тетради для записей. Процессу мышления и закрепления ЗУН учащихся способствовали наглядные демонстрационные пособия, компьютерная поддержка на всех этапах урока.
ВЫВОД: Урок прошёл на отличном эмоциональном уровне, детям было интересно, они активно участвовали в обсуждениях и беседах, с желанием проводили опыты. Считаем, что наш урок удался. Цели, задачи, которые были поставлены на уроке, достигнуты. План урока выполнен полностью.
Таблица "Свойства тканей"
DOCX / 1.73 Мб
Словарные слова
DOCX / 26.42 Кб
Заставка презентации
PPT / 1009.5 Кб
Презентация "История появления льняных тканей"
PPT / 9.76 Мб
История появления тканей из натурального шёлка
PPTX / 2.75 Мб
История появления хлопчатобумажных тканей
PPTX / 5.89 Мб
История появления тканей из химических волокон
PPTX / 3.88 Мб
История появления тканей из шерстяных волокон
PPTX / 6.07 Мб
Презентация "Ткань под микроскопом"
PPTX / 2.57 Мб