Конспект урока по физике «Строение атома и атомного ядра»
Пояснительная записка к презентации
Викулова Наталья Александровна
Преподаватель физики и математики
БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж»
г. Череповца Вологодской области
КОНСПЕКТ УРОКА
План урока:
Строение атома и атомного ядра
DOC / 82 Кб
Тема « Строение атома и атомного ядра»Тема урока: Подготовка к контрольной работе по теме «Строение атома и атомного ядра».
Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений.
Цель урока:
- обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома и атомного ядра»;
- подготовка студентов к тематическому оцениванию знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
- обеспечить прочное усвоение темы;
- повторить и проанализировать формулы для расчета дефекта масс, энергии выхода ядерной реакции, правила смещения, законы сохранения заряда и массового числа, закон радиоактивного распада;
- проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по данной теме.
Развивающие: способствовать:
- обучению студентов умению переносить знания, полученные на уроках физики, в область решения вопросов, связанных с другими предметами: математика, биология, химия, астрономия, литература;
- применению теоретических знаний для решения практических задач;
- развитию способности к оценочным действиям.
Воспитательные: создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу и предмету в целом, для реальной самооценки студентов.
Тип урока: урок подготовки к контрольной работе.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемный (решение задач), частично-поисковый.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы контроля: письменный, устный.
Межпредметные связи: литература, математика, биология, химия, астрономия
Методическое и дидактическое сопровождение урока:
- Презентация в Microsoft Power Point (Приложение 1);
- Компьютер, экран, мультимедиапроектор;
- Справочные таблицы: «Относительная атомная масса некоторых изотопов, а.е.м», «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»;
- Раздаточный дидактический материал (тестовые задания, карточки с задачами, карточка-опора) для студентов.
Литература:
Для студентов:
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, Физика 10 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений: базовый и профильный уровни. Москва «Просвещение»-2010 г. (Классический курс)
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин, Физика 11 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений: базовый и профильный уровни. Москва «Просвещение»-2010 г. (Классический курс)
А. П. Рымкевич. Физика.Задачник. Москва: Дрофа-2010 г.
Для преподавателя:
Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.
Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
СТРУКТУРА УРОКА
№ П/П |
Этапы урока |
Время (мин) |
Задачи этапа |
Деятельность |
Метод |
Организационная форма |
|
преподавателя |
студента |
||||||
1 |
Организационный этап |
1 |
Проверить готовность к уроку |
Приветствие. Проверка готовности студентов к работе |
Проверяют готовность своего рабочего места |
Информационный |
Индивидуальная |
2 |
Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению знаний (целепологание и мотивация) |
8 |
Подготовить к закреплению материала |
Предлагает составить кластер с ключевым словом «Атом». В ходе беседы помогает сформулировать тему и цель занятия. Помогает сформулировать план занятия. |
Составляют кластер. Отвечают на вопросы, определяют тему и цель занятия, и как может быть построено занятие |
Словесный |
Фронтальная |
3 |
Актуализация знаний и умений |
8 |
Повторить основные понятия и формулы |
Предлагает выполнить тест и провести самоконтроль и самокоррекцию своих результатов. |
Выполняют тест. Вспоминают основные понятия и формулы по данной теме. Самоконтроль и самокоррекция своих результатов. |
Практический. Словесный (с использованием мультимедийной презентации) |
Индивидуальная. Фронтальная |
4 |
Этап решения типовых задач по теме: «Строение атома и атомного ядра» |
21 |
Отработать умения решать задачи по данной теме |
Организует работу студентов по решению задач и контролирует ход ее решения и результат |
Совместное и самостоятельное решение задач по данной теме |
Практический |
Индивидуальная и фронтальная |
5 |
Рефлексия, подведение итогов занятий |
5 |
Осознать и оценить уровень сформированности навыков решения задач |
Организует обсуждение, оценивает степень выполнения решения задач, анализирует итоги урока |
Дают оценку результатов своей работы. Анализируют затруднения при решении задач |
Анализ |
Индивидуальная |
6 |
Этап информации студента о домашнем задании |
2 |
Задает домашнее задание |
Определяют для себя уровень домашнего задания |
Информационный |
Индивидуальная |
Ход урока
I Организационный этап.
- П: Здравствуйте! Садитесь.
II Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению знаний:
- П: Пусть эпиграфом к уроку станет смелое утверждение Лукрецкого о безграничности Вселенной:
(Слайд №1)
Нет никакого конца ни с какой
стороны у Вселенной.
Центра ведь нет нигде у Вселенной
раз ей никакого
Нету конца…
Мир – это атомы; движущиеся в пустоте,
Всю, самое по себе, составляют природу две вещи:
Это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство,
Где пребывают они и где двигаться могут разумно.
Лукреций поясняет, что под «телами» он подразумевает здесь «первоначала вещей», «вещей семена». Иначе говоря, это атомы. Они просты, плотны и неделимы – и в этом залог сохранения материального мира. Именно поэтому мир существует веками, не обращаясь, так сказать, в прах. (Слайд №2)
- П: Давайте вспомним все, что мы знаем об атоме, а для этого составим кластер, где ключевое слово будет атом.
(Студенты предлагают варианты: ядро, протоны, нейтроны, радиоактивность и т.д.)
-П: В истории изучения атома можно выделить ключевые фигуры: Томсон, Резерфорд, Чедвик, и т.д.
-П: Все эти понятия в какой теме мы изучили?
(Студенты: Строение атома и атомного ядра)
-П: Чтобы получить зачет по данной теме, что вы должны сделать?
(Студент: написать контрольную работу)
-П: Правильно, выполнить контрольную работу! А чтобы успешно выполнить контрольную работу, что для этого мы должны сделать?
(Студент: подготовиться к ней)
-П: Тогда, сформулируйте тему нашего занятия
(Студенты предлагают варианты)
-П: Открываем тетради, подписываем число и тему занятия:
Подготовка к контрольной работе по теме «Строение атома и атомного ядра» (Слайд №3)
III Актуализация знаний и умений:
-П: Ребята, обратите внимание, у вас на столе лежат листочки с тестом. На выполнение теста отводится 6 минут.
(Студенты выполняют тест) (Слайд №4)
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА»
1. α-излучение – это:
А) поток быстрых электронов
Б) поток ядер атомов гелия
В) поток нейтральных частиц
Г) электромагнитное излучение высокой частоты
2. β-излучение – это:
А) поток быстрых электронов
Б) поток ядер атомов гелия
В) поток нейтральных частиц
Г) электромагнитное излучение высокой частоты
3. γ-излучение – это:
А) поток быстрых электронов
Б) поток ядер атомов гелия
В) поток нейтральных частиц
Г) электромагнитное излучение высокой частоты
4. Период полураспада ядер атомов некоторого вещества составляет 17 с. Это означает, что
А) за 17 секунд атомный номер каждого атома уменьшится в двое
Б) один атом распадается каждые 17 с
В) половина изначально имевшихся атомов распадается за 17 с
Г) все изначально имевшиеся атомы распадутся через 34 с
5. Ядро атома кальция (42) состоит из
А) 42 протонов, 20 нейтронов В) 22 протонов, 20 нейтронов
Б) 20 протонов, 42 нейтронов Г) 20 протонов, 22 нейтронов
6.Торий (232), испытав два электронных бета-распада и один альфа-распад, превращается в элемент
А) В)
Б) Г)
7. Определите второй продукт ядерной реакции:
А) В)
Б) Г)
-П: А теперь сравните свои результаты с эталоном ответов. (Слайд №5)
Выполните самоконтроль и самокоррекцию своих результатов.
Посмотрите, где вы допустили ошибки?
Молодцы!
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Б |
А |
Г |
В |
Г |
Г |
Б |
IV этап решения типовых задач по теме: «Строение атома и атомного ядра»:
- П: А сейчас вернемся снова к кластеру и посмотрим при выполнении теста, какое понятие у вас не встретилось?
Давайте решим задачу, на нахождение энергии связи.
Задача :Рассчитайте энергию связи ядра алюминия () (Слайд №6)
- П: Есть вопросы по решению задач?
V Рефлексия, подведение итогов занятий:
П: Итак, какая тема урока? (Слайд №7)
А какая цель урока была?
VI Этап информации студента о домашнем задании:
- П: Поэтому ваше домашнее задание: решить к следующему занятию контрольную работу по теме «Строение атома и атомного ядра».
Т.к. это у нас с вами была последняя тема в курсе физики, то Вам еще будет творческое задание по группам: составить кроссворд по разделам физики (механика, тепловые явления, электромагнитные явления, строение атома и атомного ядра)
А сегодняшнее занятие я хочу закончить словами Валерия Брюсова: (Слайд №8)
Быть может, эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом –
Вселенная; где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего и нет.
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь и даже
Там та же мировая спесь!
- П: Молодцы, Вы хорошо поработали! Спасибо за урок!