Урок физики 8 класс
Строение атома. Опыт Резерфорда
Подготовила и провела
учитель физики МОУ «Луховский лицей»
Смирнова С.Г.
Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома и атомного ядра; дать представление о научных экспериментах, которые привели к построению планетарной модели атома; учить применять полученные знания на практике: научить пользоваться периодической системой химических элементов Менделеева для определения состава атома; реализовать межпредметные связи физика- химия; расширить кругозор учащихся.
Организационный момент
Фронтальный опрос по пройденной теме, актуализация знаний для изучения нового материала
- Какой физической величиной характеризуют действие одного тела на другое?
- Почему мы считаем, что электрический заряд- физическая величина?
- Как называется единица физического заряда?
- Опишите опыт, иллюстрирующий, что заряд тела можно многократно делить на порции
- Как называется наименьшая порция заряда?
- Может ли существовать заряд без частицы?
- Частица без заряда?
- Чему равен заряд электрона?
- Можно ли «снять» заряд с электрона?
- Перечислите известные вам микрочастицы, имеющие заряд, и не имеющие его
Изучение нового материала
Учитель. После того как был открыт электрон, встал вопрос: где искать электроны. Где было бы естественным их искать?
Ученики: может быть, в атомах?
Учитель. Это верное предположение. И эпиграфом к нашему уроку я взяла слова:
Еще, быть может, каждый атом-
Вселенная, где сто планет,
Там все, что есть, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет
Разные ученые предложили разные модели строения атома. Рассмотрим модель Томсона (слайд с диска «Физика -9», урок «Строение атома»)
Модель Томсона. Отрицательный заряд равно распределен внутри положительного атома. Электроны- изюмины в кексе
Проверить правильность этой модели взялся Э. Резерфорд. Он догадался, что атом каким-то образом нужно «разбить», чтобы заглянуть внутрь. Как вы думаете, возможно ли это? (выслушиваются предложения учащихся)
Учитель. Если через атомы пролетают очень маленькие, сравнимые по размерам с самими атомами, заряженные частицы, то по их движению можно судить о строении атома. Встал вопрос: чем обстрелять атом? (выслушиваются предложения учащихся)
Учитель. Оказалось, что есть вещества (уран, радий и др.), из которых непрерывно вылетают положительные частицы, масса которых очень мала, а скорость велика, 15000 км/с. Расстояние от Земли до Луны они пролетели бы за 25 сек. Но как заметить альфа-частицу? Воспользовались экраном, покрытым особым составом, который светился, когда на него попадали частицы. Каждая частица, попавшая на экран, создавала на нем маленькую вспышку (частицы можно было обнаружить и сосчитать)
Затем перед экраном была поставлена тончайшая золотая фольга толщиной 0,001 мкм (3300 слоев атомов золота)
Результаты опыта Резерфорда
Учитель. 1-й результат: почти все альфа-частицы пролетели через все 3300 слоев атомов золота так, как будто на их пути ничего не было. Как бы вы объяснили этот результат?
Учащиеся в ходе рассуждений находят ответ: в атоме есть пустоты, не заполненные частицами вещества
Учитель. Как велики эти пустоты?
Учащиеся доходят до верного ответа, что пустоты составляют значительную часть атома, иначе альфа-частицы не пролетели бы прямо сквозь пластину, а разбрасывались бы в разные стороны.
Учитель. 2-й результат: небольшая часть частиц отклонилась от своего пути, когда частицы прошли сквозь пластину. Как бы вы объяснили этот результат?
Учащиеся. Те частицы, которые отклонились, очевидно прошли около каких-то заряженных тел, но далеко от них, т.к. притяжение или отталкивание было не очень сильным
Учитель. Верно,молодцы.3-й результат: несколько альфа-частиц отклонились на большой угол, а некоторые из них (33 из 150000) были отброшены назад. Как бы вы объяснили этот результат?
Учащиеся. Эти частицы налетели на другую частицу, которая ее оттолкнула
Учитель: Как была заряжена та частица?
Ученик. Если оттолкнула, значит была заряжена так же как и альфа- частица, т.е. положительно
Учитель. При взаимодействии двух тел какое из них больше изменит скорость?
Ученик. То, у которого масса меньше, следовательно, масса альфа-частицы меньше массы той, которой она была отброшена.
Учитель. Молодцы. Вы сделали правильные выводы из результатов опыта Резерфорда.
Итак, опыт Резерфорда показал, что внутри атома имеются положительно заряженная частица- ядро. Именно от ядра и оттолкнулись те немногие частицы, которые пролетали вблизи от него. На большом расстоянии от ядра в атоме находятся отрицательно заряженные частицы- электроны. Они притягиваются, но не приближаются вплотную к ядру, потому что вращаются вокруг него
Закрепление и углубление изученного материала. Составляется таблица строения атома, учащиеся зарисовывают в тетрадь
Строение атома (планетарная модель по Резерфорду) |
||
ядро(99,98% массы атома) |
оболочка атома ( R=0, 00000001см) |
|
протоны |
нейтроны |
электроны (0,02% от массы атома) |
Работа с таблицей Д.И. Менделеева
Учитель. Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева, научимся определять строение атома любого химического элемента
B Бор (5;10, 811) |
Число протонов в ядре равно порядковому номеру элемента, для бора 5
Массовое число, округленное до целых, определяет число всех частиц в ядре (протонов и нейтронов), 10, 811= 11
11-5=6-число нейтронов в ядре
В нейтральном атоме электронов вращается вокруг ядра столько, сколько в ядре протонов, для атома бора 5
Тестовые задания
- Заряд ядра атома азота равен:
а) 7 б) 13 в) 4 г) 29 д) 11 - Число протонов в ядре атома криптона:
а) 36 б) 17 в) 4 г) 31 д) 6 - Число нейтронов в ядре атома цинка:
а) 8 б) 35 в)11 г)30 д)4 - Число электронов в атоме железа:
а) 11 б)8 в)56 г)26 д)30
Поменяйтесь заданиями с соседом по парте, проверим ответы:
- Заряд ядра атома азота равен:
а) 7 б) 13 в) 4 г) 29 д) 11 - Число протонов в ядре атома криптона:
а) 36 б) 17 в) 4 г) 31 д) 6 - Число нейтронов в ядре атома цинка:
а) 8 б) 35 в)11 г)30 д)4 - Число электронов в атоме железа:
а) 11 б)8 в)56 г)26 д)30
Это интересно!
1)m (атома) =m (ядра)- вся масса атома сосредоточена в ядре!
2) (атома) \ r (ядра) = 100000- сплошная пустота!
3) Если все частицы, из которых вы состоите, сложить вплотную, то вы уменьшитесь в 100000 раз, и под микроскопом вас не будет видно. А масса- те же 50 кг!. Вот это кроха!. Но самое потрясающее то, что объекты с такой чудовищной плотностью нашлись в природе. Не на Земле, не в солнечной системе. Это нейтронные звезды, расположенные в разных местах Вселенной. Они состоят из одних ядер, уложенных вплотную.
4)Чайная ложка вещества нейтронной звезды весит 100 млрд тонн!
5)Если бы плотность Земли уменьшилась до плотности нейтронной звезды, то в поперечнике осталось бы не более 100 метров
6)Поперек ногтя мизинца могло бы уместиться 100000000 атомов
4.Подведение итогов урока
5. Задание на дом: п. 29, нарисовать схему строения атомов лития, бериллия
Старшов Михаил Александрович
Смирнова Светлана Георгиевна