12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Стрельникова Мария Николаевна22
2

Интегрированное музыкально-логопедическое занятие во 2-м классе по теме: " Представление о звуках. Разговорная и музыкальная речь"

Интегрированное музыкально-логопедическое занятие во 2-м классе по теме:

" Представление о звуках. Разговорная и музыкальная речь"

Неплюева Л.В., учитель музыки

Стрельникова М.Н, учитель-логопед


Цель: развитие речи средствами музыки.

Задачи: Образовательные:

показать учащимся, что наша обычная  разговорная речь и речь музыкальная, хотя и вполне самостоятельны, но, тем не менее, имеют много общего;

закреплять свойства устной и музыкальной речи: темп, громкость;

закрепить понятие «звук», учить различать звуки (речевые, музыкальные);

учить различать понятия «звук» и «буква»;

закреплять знания по теме «Насекомые» (жук, оса, шмель)

Коррекционно-развивающие

развивать устную речь учащихся, внимание, мышление;

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать фонематического слуха и восприятия;

развивать подвижность речевого аппарата;

закреплять навык произношения звуков Ж, Ш;

дифференцировать звуки Ш-Ж;

развивать музыкально-ритмические навыки;

Воспитательные

воспитывать любовь к музыке;

обогащать музыкальные впечатления;

Наглядность и оборудование: индивидуальные зеркала, компьютерная презентация,





ХОД УРОКА

I.Орг. момент.

Музыкальное приветствие

Сообщение темы урока II. Сообщение темы занятия

Сегодня мы узнаем, что речь бывает разговорная и музыкальная, а так же будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

- Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.

II. Артикуляционная гимнастика

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а те­перь улыбнитесь.

Упражнения для губ и языка.

«Вкусное варенье».

«Чашечка»

«Грибок»

А еще надо научиться правильно дышать.

Развитие речевого дыхания и голоса «Эхо».

Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау!» (Громко)

Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау!» (Тихо)

В лесу мы встретили Божью коровку.

-Божья коровка, улети на небо! (Сдули с руки божью коровку).

Попевка «Эхо»

III. Развитие слухового внимания

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Проводится игра «Молчанка».

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

Игра на музыкальных инструментах, шуршание бумагой, постукивание молотком.

А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инстру­мент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)​​​​​​​

IV. Знакомство с термином «Речевой звук»

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые

существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали: Листья на ветру шумели:

Р-р-р! — Тсс!

В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели:

Мммуу! — Шшш!

В комнате мухи жужжали: А комары все пели:

Жжж! — Ззз!

Перекликались в ночи поезда:

Ууу! Ууу!

Как перекликались поезда? (Ууу!) Вы сегодня еще не смо­жете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их про­износить.

Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

Логопед. Человека постоянно окружает множество шумов и звуков. Послушайте: постукивание указки, шорох бумаги, «а-а-а-а, ш-ш-ш». Это звуки разного происхождения, разного качества. Одни звуки исходят от действий с различными предметами, но есть и другие звуки – звуки речи. Что такое звук речи?

Дети. Это звук, который мы произносим и слышим.

Логопед. Как же обозначить речевой звук на письме?

Дети. Буквами.

Логопед. Что такое буквы?

Дети. Это то, что мы видим и пишем.

Если дети не ответят, понятие о звуках речи даёт логопед.

V. Знакомство с термином «Музыкальный звук»

-Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий рокот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые. Только есть еще другие: Не шуршание, не стука – Музыкальные есть звуки.

VI. Игра «Цветок с гласными».

VII. Распевка «Оса».

VIII. Уточнение артикуляции звуков.

Мы попали на полянку, на ней живут жуки и шмели. С какого звука начинается слово жук? Шмель? Чтобы рассказать про звуки возьмите зеркала. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим звук Ж? Ш?

IX. Физкультминутка « Жуки и шмели».

Под музыку дети машут крыльями. На звук Ш садятся шмели, на звук Ж – жуки.

X. Сравнение звуков речи и музыкальных звуков.

- Чем похожи звуки речи и музыкальные звуки?

Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж голосом), ш-ш-ш (без голоса), гласные звуки мы можем пропеть, произносим их медленно, согласные звуки – произносим быстро.

Мы можем говорить громко (громко) и тихо (шепотом), быстро (скороговорка) и медленно.

Попевка «Тихо-громко»

X.Песня «Калина-малина»

XI. Итог урока.

Чем различаются понятия «буква» и «звук»?

- Чем похожи звуки речи и музыкальные звуки?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.