12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Стрельникова Мария Николаевна22 |
Интегрированное музыкально-логопедическое занятие во 2-м классе по теме: " Представление о звуках. Разговорная и музыкальная речь"
Интегрированное музыкально-логопедическое занятие во 2-м классе по теме:
" Представление о звуках. Разговорная и музыкальная речь"
Неплюева Л.В., учитель музыки
Стрельникова М.Н, учитель-логопед
Цель: развитие речи средствами музыки.
Задачи: Образовательные:
показать учащимся, что наша обычная разговорная речь и речь музыкальная, хотя и вполне самостоятельны, но, тем не менее, имеют много общего;
закреплять свойства устной и музыкальной речи: темп, громкость;
закрепить понятие «звук», учить различать звуки (речевые, музыкальные);
учить различать понятия «звук» и «буква»;
закреплять знания по теме «Насекомые» (жук, оса, шмель)
Коррекционно-развивающие
развивать устную речь учащихся, внимание, мышление;
развивать навыки звукового анализа и синтеза;
развивать фонематического слуха и восприятия;
развивать подвижность речевого аппарата;
закреплять навык произношения звуков Ж, Ш;
дифференцировать звуки Ш-Ж;
развивать музыкально-ритмические навыки;
Воспитательные
воспитывать любовь к музыке;
обогащать музыкальные впечатления;
Наглядность и оборудование: индивидуальные зеркала, компьютерная презентация,
ХОД УРОКА
I.Орг. момент.
Музыкальное приветствие
Сообщение темы урока II. Сообщение темы занятия
Сегодня мы узнаем, что речь бывает разговорная и музыкальная, а так же будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
- Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.
II. Артикуляционная гимнастика
Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.
Упражнения для губ и языка.
«Вкусное варенье».
«Чашечка»
«Грибок»
А еще надо научиться правильно дышать.
Развитие речевого дыхания и голоса «Эхо».
Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау!» (Громко)
Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау!» (Тихо)
В лесу мы встретили Божью коровку.
-Божья коровка, улети на небо! (Сдули с руки божью коровку).
Попевка «Эхо»
III. Развитие слухового внимания
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Проводится игра «Молчанка».
Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
Игра на музыкальных инструментах, шуршание бумагой, постукивание молотком.
А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.
Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
IV. Знакомство с термином «Речевой звук»
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые
существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: Листья на ветру шумели:
—Р-р-р! — Тсс!
В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели:
—Мммуу! — Шшш!
В комнате мухи жужжали: А комары все пели:
—Жжж! — Ззз!
Перекликались в ночи поезда:
Ууу! Ууу!
Как перекликались поезда? (Ууу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Логопед. Человека постоянно окружает множество шумов и звуков. Послушайте: постукивание указки, шорох бумаги, «а-а-а-а, ш-ш-ш». Это звуки разного происхождения, разного качества. Одни звуки исходят от действий с различными предметами, но есть и другие звуки – звуки речи. Что такое звук речи?
Дети. Это звук, который мы произносим и слышим.
Логопед. Как же обозначить речевой звук на письме?
Дети. Буквами.
Логопед. Что такое буквы?
Дети. Это то, что мы видим и пишем.
Если дети не ответят, понятие о звуках речи даёт логопед.
V. Знакомство с термином «Музыкальный звук»
-Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий рокот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые. Только есть еще другие: Не шуршание, не стука – Музыкальные есть звуки.
VI. Игра «Цветок с гласными».
VII. Распевка «Оса».
VIII. Уточнение артикуляции звуков.
Мы попали на полянку, на ней живут жуки и шмели. С какого звука начинается слово жук? Шмель? Чтобы рассказать про звуки возьмите зеркала. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим звук Ж? Ш?
IX. Физкультминутка « Жуки и шмели».
Под музыку дети машут крыльями. На звук Ш садятся шмели, на звук Ж – жуки.
X. Сравнение звуков речи и музыкальных звуков.
- Чем похожи звуки речи и музыкальные звуки?
Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса), гласные звуки мы можем пропеть, произносим их медленно, согласные звуки – произносим быстро.
Мы можем говорить громко (громко) и тихо (шепотом), быстро (скороговорка) и медленно.
Попевка «Тихо-громко»
X.Песня «Калина-малина»
XI. Итог урока.
– Чем различаются понятия «буква» и «звук»?
- Чем похожи звуки речи и музыкальные звуки?