12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич12527
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
Цель деятельности учителя: организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по неживой природе

Результаты изучения темы:

предметные

применяют знания о многообразии явлений неживой природы, о небесных телах, значении горных пород, воздуха и воды в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающей неживой природы , выделяют их многообразие

личностные

развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия). Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания

метапредметные

Регулятивные

умеют принимать, сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценить и скорректировать результаты

Познавательные

извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) о составе и явлениях неживой природы и обсуждают полученные сведения; структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

Ход игры

Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Природоведение». Эта игра не первая, поэтому вам правила игры, условия проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…..»

Шум падающей воды, шум волн , раскаты грома – это звуковые явления неживой природы

Явления, связанные со сменой времен года, называются временными ( нет, сезонными)

Движение воздуха вдоль земной поверхности – это ветер

Предсказать изменения погоды могут только приборы ( нет, и живые организмы)

Группы звезд, расположенные на небе в определенном порядке, называются созвездиями

Термометр для измерения температуры вашего тела заполнен опасным жидким металлом – ртутью

Гранит состоит из двух минералов ( нет, из трех)

Источником тепла для Земли является только Солнце

Температура – важный показатель здоровья человека

Телескоп – это и прибор для наблюдения за небесными телами, и аквариумная рыбка

Вода может встречаться в природе в трех состояниях

Белую слюду на Руси использовали вместо стекла для окон

Есть горные породы, которые можно разломить или размять руками (да, мел и глина)

Отлет птиц из-за уменьшение длины дня – это явление неживой природы ( нет, живой природы)

Звезды – это холодные небесные тела небольших размеров (нет, они большие и горячие)

( на последние три вопроса сначала отвечают ученики команды после обсуждения, а потом ответ свой дает капитан. 2 умника команда зарабатывает только при правильном ответе команды и капитана)

Конкурс «Сбой компьютера» по теме «Науки о природе»

Необходимо устранить ошибки, возникшие по вине компьютера, и на месте точек написать правильное название наук из левого столбика (поставить цифры, обозначающие эти науки)

Анатомия - ………………………………… - это наука о небесных телах

Ботаника - ……………………………………- это наука о воде

Зоология - …………………………………… - это наука о горных породах и минералах

Энтомология -……………………………….- это наука о растениях

Орнитология - …………………………….. – это наука о погоде

Астрономия - ……………………………… - это наука о животных

Геология - …………………………………… - это наука о насекомых

Гидрология - ……………………………… - это наука о птицах

Метеорология - …………………………. - это наука о строении нашего тела

Правильные ответы - 6, 8, 7, 2, 9, 3, 4, 5, 1


 

Конкурс «Подсказка» по теме «Небесные тела»

1.Это тоже звезда

2.И не самая большая, хотя его масса больше всех 8 планет, вместе взятых

3. Именно эта звезда дает нам свет и тепло

( Солнце)

По цвету различают белые, голубые, желтые и красные Они могут быть больше или меньше Солнца

Они могут быть больше или меньше Солнца

Они расположены далеко от нас, поэтому кажутся нам маленькими

(звезды)

1.Эти существа живут на Земле

2. Волк, Жираф, Ворон, Голубь – существуют рядом и спокойно уживаются

друг с другом

3. А все потому, что они не на Земле, а на небе

( созвездия)

Эти небесные тела вращаются вокруг планет

У некоторых планет спутников много, а у некоторых нет

У нашей планеты этот спутник единственный

( Луна)

1.Такая планета одна в Солнечной системе

2. Только на ней есть то, чего нет на других планетах

3. Это самая родная планета

( Земля)

Конкурс – кроссворд «Угадай науку»


 

   

1

             
 

2

               
   

3

             
   

4

             
 

5

               
     

6

           
     

7

           

8

                 
       

9

         

10

                 
       

11

         
       

12

         


 

Ответив на вопросы кроссворда, вы вспомните название одной из наук о природе

Из-за этого явления природы по утрам ничего далеко не видно

Изменения в окружающей природе

Движение воздуха вдоль поверхности Земли

Он укрывает почву зимой

Нам интересно, а какая будет завтра …………………..

Зимой выпадает снег, а летом бывает ледяной ………………….

А этот летом может быть коротким

Она всегда приносит много снега с сильным ветром

Дождь, снег, град – это все …………….

Она появляется на небе летом после дождя

Зимой деревья становятся белыми, на них появляется ……………

Когда светит солнце – погода …………..

Ответы на вопросы

Туман

Явления

Ветер

Снег

Погода

Град

Дождь

Метель

Осадки

Радуга

Иней

Ясная

Ключевое слово - метеорология


 

Конкурс «Биоаукцион» по теме « Горные породы и минералы»

Вопрос о том, что одно из трех

Все вы знаете эту горную породу и кусочки ее держали в руках. В ее состав входят 3 минерала: белый кварц, разного цвета полевой шпат и еще один минерал, который может быть белым или черным. Что же это за третий минерал, входящий в состав гранита?

( слюда )

Вопрос о горной породе, знакомой вам с детского сада

Это сыпучая рыхлая горная порода. Если сухая – то может переноситься ветром. Во влажном состоянии сохраняет приданную ей форму. Воду в себе не удерживает, пропускает ее через себя быстро и легко. Поэтому если в земле на грядках его много, то придется поливать растения часто. А после дождя по нему ходить нетрудно. Так что же это за горная порода, образовавшаяся в результате разрушения других твердых пород?

( песок)

Вопрос о горной породе, которая любит огонь и воду

Образуется эта горная порода при разрушении полевого шпата и может быть разного цвета – от белой до черной, даже голубой и зеленой, в зависимости от примесей. При добавлении воды становится пластичной, из нее модно сделать многое. Воду любит и удерживает ее в себе, поэтому после дождя ходить по ней трудно. Поделку из нее можно ставить в огонь, она не сгорит, а станет крепче, отдав воду, потом ее не будет пропускать. Именно поэтому этот материал наши предки выбрали для изготовления посуды. Какая это горная порода?

( глина)

Вопрос о горной породе, которая сейчас перед нашими глазами

Основой этой горной породы является минерал кальцит, нужный нашему организму для роста зубов и костей. При нехватке кальцита эту горную породу даже едят. Образовалась она из остатков других горных пород или из раковин некоторых животных. Это материал белого цвета и используется для побелки стволов деревьев для их защиты от солнечных ожогов весной. А вы берете его в руки с другой целью, зная, что он оставляет след. О какой горной породе идет речь в вопросе?.

( мел)

Вопрос о горной породе из минерала кальцита

Эту горную породу не разломишь, как кусок мела, хотя и образована она из того же кальцита. Под действием высоких температур он плавился, а потом остывал, становясь очень прочным. Именно поэтому используется при облицовке памятников, стен станций метрополитена. При обработке поверхность становится гладкой и привлекает внимание разными цветами - от белого до черного. Что же это за красивая и прочная горная порода

( мрамор)

Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.