12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич14270
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

ОГЛЯДЫВАЯСЬ НА ПРОЙДЕННОЕ, ПОНИМАЕШЬ……

ИТОГОВАЯ ИГРА ПО КУРСУ 10 КЛАССА

 

Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний по темам « Цитология. Размножение. Генетика. Селекция и биотехнология»

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания по пройденным темам в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и гордость за ее людей; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) жизненных свойств организмов.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) о методах и достижениях биологии и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

                                                               Ход игры.

                  Ребята! Сегодня мы заканчиваем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология»». Эта игра пятая, поэтому вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения, сегодня у вас будет еще один дополнительный конкурс Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

 

Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что……»

1.Хлоропласты и митохондрии – двумембранные органоиды

2.Лизосомы образуются в комплексе Гольджи

3.Хромосомы бактерий имею форму кольца

4.Растения углекислый газ только поглощают ( нет, и выделяют при дыхании)

5.В темновой фазе фотосинтеза используется АТФ, созданная в световой

6.У дрожжевых грибов дыхание бескислородное

7.В анафазе I мейоза к полюсам расходятся хроматиды ( нет, хромосомы)

8.Партеногенез – это развитие без оплодотворения

9.Партенокарпические гибриды огурцов плодоносят без опыления пчелами

10.Опыление у гороха, картофеля происходит до раскрытия цветков

11.Многие растения тундры являются полиплоидами

12.Восстановление костной ткани происходит за счет митоза

13.Для эволюции более выгодно половое размножение

14.Для человека характерна только узкая норма реакции признаков ( нет, есть и признаки с широкой нормой реакции)

15.Анализирующее скрещивание используют для определения неизвестного генотипа

 

Конкурс «Подсказка» по теме «Клетка»

1.Этот органоид обеспечивает жизнеспособность клетки

2.Именно в нем находятся особые структуры линейного строения

3.Увидеть его можно в клетке не в период деления

                                                                        ( ядро)

1.В растительных и животных клетках они разные

2.В животной – тонкая, в растительной – к тонкой добавляется прочная

3.Именно их можно назвать погранзаставами клетки

                                                                        ( клеточная мембрана и оболочка)

1.Эти органоиды образно называют самоубийцами клетки

2.Они содержат ферменты, способные расщепить любое вещество клетки

3.Эти органоиды помогают убрать поврежденные части клетки

                                                                       ( лизосомы)

1.Этих можно назвать электростанциями клетки

2.За их двойной мембраной – завод по производству очень нужного вещества

3.Это вещество – универсальный источник энергии

                                                                        ( АТФ)

1.Только они имеют такую окраску

2.Вещество, придающее им такую окраску, способно поглощать солнечную энергию

3.При этом они образуют из простых веществ сложные

                                                                        ( хлоропласты)

Кроссворд по теме "Размножение"


Кроссворд по теме "Размножение"
DOCX / 12.48 Кб

 

1.Это то, что нужно для размножения грибов и мхов   (спора)

2.Неподвижные мужские половые клетки голосеменных   (спермии)

3.Непрямое деление клетки    (митоз

4.Организмы, образующие два вида половых клеток   (гермафродиты)

5.Самая короткая фаза митоза     (Анафаза)

6.Однослойный зародыш    (бластула)

7.Способ размножения фруктовых деревьев    (прививка)

8.По отдельности это гаметы, а вместе – это ………   (зигота)

9.Дочерние хромосомы    (хроматиды)

10.Это не торговый, а ……………….. центр, нужный для деления клетки    ( клеточный)

11.В них образуются семена у хвойных    (шишики)

12.Место хранения наследственной информации   (ядро)

        Ответив на вопросы кроссворда, вы вспомните явление, которое происходит при делении клетки. Это спирализация

 

Конкурс «Акула»

1.Создатель хромосомной теории ( Морган)

2.Акула

3.Основатель науки генетики ( Мендель

4.Акула

5.Кратное увеличение числа хромосом ( полиплоидия)

6.Явление жизненной силы ( гетерозис)

7.Акула

8.При этом типе наследования у гибридов 2 поколения происходит расщепление 1:2:1 (промежуточное)

9.Создатель учения о центрах происхождения культурных растений (Вавилов)

10.На этом организме проводил свои опыты Морган ( дрозофила)

11.Акула

12.Потомство одной самоопыляющейся особи ( чистая линия)

13.Акула

14.Скрещивание, при котором 1 организм гомозиготен по рецессивному признаку ( анализирующее)

15.Акула

16.Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют ( группу сцепления)

 

Конкурс «Биоаукцион по теме « Наука - практике»

 

Вопрос о биологе и враче, не имевшем ни медицинского, ни биологического образования, но подарившим человечеству средства борьбы с многими опасными заболеваниями

            В 1864 году к Пастеру обратились французские виноделы с просьбой помочь им в разработке средств и методов борьбы с болезнями вина. После исследований ученый предложил прогревать вино до 60 градусов. Этот метод обработки вина и пищевых продуктов применяется сейчас широко в пищевой промышленности, в частности, для обработки молока. Как называется этот метод?

                                                             ( пастеризация)

Вопрос об ученом, который невозможное сделал возможным

             Этот российский ученый наибольший вклад в науку внес своими работами по отдаленной гибридизации. Обычные межвидовые гибриды оказывались стерильными. Работая с межродовыми гибридами редьки и капусты, он впервые в мире получил плодовитый межродовой гибрид. При этом использовал в своих опытах вещество колхицин. Какое явление, происходящее с хромосомами после воздействия колхицина, помогло преодолеть стерильность гибридов?

                                                             ( полиплоидия)

Вопрос об американском лауреате Нобелевской премии за открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности

           Исследуя дрозофилу, обладающую всего4 хромосомами, высокой скоростью размножения и коротким жизненным циклом, Морган вместе со своими учениками сформулировал хромосомную теорию наследственности. Обнаружив сцепленное наследование признаков, он предположил, гены в хромосоме расположены в тесной близости друг к другу и на основе этого составил…… Что же можно было составить на основе исследований Морганом расположения генов в хромосомах?

                                                          ( генетические карты организмов)

Вопрос об российском ученом, не получившим за свои открытия Нобелевской премии.

             Судьба этого ученого трагична. В годы репрессий он был осужден и приговорен к расстрелу, который заменили 20 годами тюрьмы, где он и погиб. За свою короткую жизнь он многое сделал для науки, плодами его труда пользуется все человечество. Н.И. Вавиловым было создано учение о центрах происхождения культурных растений. При изучении наследственной изменчивости у близких групп растений были обнаружены сходные аллельные формы, которые повторялись у разных видов. А какой же закон был выведен на основе этого открытия?

                         ( закон гомологичных рядов в наследственной изменчивости)

Вопрос об ученом, основателе одной из биологических наук

              Речь пойдет о Дмитрии Иосифовиче Ивановском, которому его учителя еще в студенчестве предложили заняться изучением болезней табака. Чтобы узнать причину одной из болезней табака, он профильтровал растертые и смешанные с жидкостью листья табака. Мельчайшие тонкие фильтры должны были задержать возбудителей болезни. После обработки этой жидкостью листьев здоровые растения заболели. Значит, решил ученый, это что-то новое. Было это в 1892 году. И хоть люди увидели эти организмы лишь в 1932 году под электронным микроскопом, это время считают временем открытия новых организмов. Им дали название, которое в переводе с латинского означает яд. Какие это организмы?

                                                         ( вирусы)

.Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (4)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 20.09.19 в 11:17 2 Ответить Пожаловаться
Очень интересный материал! Спасибо за работу, Евгений Алексеевич!
Евгений Алексеевич, 21.09.19 в 17:45 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Владимировна! Подобные игры есть и по начальной школе
Лещёва Светлана Николаевна, 26.09.19 в 18:21 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за новую игру, Евгений Алексеевич! Интересно!
Евгений Алексеевич, 26.09.19 в 18:53 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Светлана Николаевна, за постоянный интерес
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.