12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич14262
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

ОТ ДАРВИНА ДО НАШИХ ДНЕЙ

 

Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний о движущих силах эволюции

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о движущих силах эволюции в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности движущих сил эволюции.

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) движущих сил эволюции.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях движущих сил эволюции и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

                                                              Ход игры.

            Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра не первая в этом году, вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

 

Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…»

1.В процессе эволюции происходит чередование относительно кратких ароморфозов и последующих длительных периодов идиоадаптаций и дегенераций

2.Эволюция – процесс необратимый

3.Сцепление генов в хромосомах понижает комбинативную изменчивость

4.Процесс видообразования продолжается и в наше время

5.Стабилизирующий отбор сохраняет не только отдельно взятые признаки, но и виды ( гаттерия, например)

6.Эволюция по Дарвину заключается в выживании наиболее приспособленных, а не более высокоорганизованных существ

7.Творческая роль естественного отбора проявляется в многообразии видов

8.В результате симпатрического видообразования могут возникать виды-двойники

9.Эволюция конечностей непарнокопытных от пятипалой до современной лошади продолжалась около 50 млн лет

10.В эксперименте за 30 поколений можно сделать комнатную муху устойчивой к ДДТ

11.Эволюция жизни на Земле характеризуется тенденцией к постепенному ускорению

12.Темпы эволюции более высоки у организмов, живущих в постоянных условиях ( нет)

13.Причиной сходства организмов может быть только родство организмов ( нет, еще и конвергенция)

14.Стабилизирующий отбор действует против генетической изменчивости

15.У прокариот каждая мутация проявляется в фенотипе

 

Конкурс  "Кроссворд "Причина сходства разных организмов"


Кроссворд "Причина сходства различных организмов"
DOCX / 12.73 Кб

1.Этих отношений нет у разных видов травоядных африканской саванны ( конкуренция)

2.Это то, что исключает свободное скрещивание организмов одного вида ( изоляция)

3.Это он описал около 12 тыс. видов растений ( Линней)

4.Поворот участка хромосомы на 180 градусов ( инверсия)

5.Это когда белые становятся черными организмами ( меланизм)

6.Бесплодие гибридов, или ( стерильность)

7.Это то, что произошло с повиликой, ряской и ленточным червем ( дегенерация)

8.Процесс расхождения признаков у организмов одного вида (дивергенция)

9.Критерий, характеризующий кариотип вида ( генетический)

10.(Сцепление ) генов может быть полным и неполным

11.Подражание защищенным организмам ( мимикрия)

12.Место хранения наследственной информации ( ядро)

Ключевое слово - конвергенция

 

Конкурс «Дальше, дальше, дальше….»

1 вариант

1.Процесс длительного исторического развития органического мира ( эволюция)

2.Самый известный шведский натуралист ( Линней)

3.Повышение организации живых существ по Ламарку (градация)

4.Автор книги «Философия зоологии» (Ламарк)

5.Отбор, производимый человеком, без цели создания сорта

            (бессознательный)

6.По Дарвину это изменчивость, характерная для всех организмов данного вида (определенная)

7.Борьба за существование у видов со сходными экологическими потребностями ( межвидовая)

8Подражание незащищенных видов защищенным (мимикрия)

9.Современная теория эволюции называется ( синтетической)

10.Реально существующая в природе систематическая единица (вид)

11.Дрейф генов приводит к гетерозиготности популяции (нет)

12.Отбор, поддерживающий ранее сложившийся фенотип (стабилизирующий)

13.Разнообразие вьюрков на Галапагосских островах – результат видообразования ( экологического)

14.Надвидовая эволюция, или ( макроэволюция)

15.Органы, одинаковые по происхождению, независимо от выполняемых функций, называются ( гомологичными)

16.Случаи возврата к признакам предков у отдельных организмов ( атавизмы)

17.Автор учения о биологическом прогрессе и регрессе ( А.Н. Северцов)

18.Возникновение многоклеточности, полового процесса, фотосинтеза – это примеры ( ароморфозов)

19.Изменчивость, связанная с изменением числа хромосом (геномная)

20.Пределы модификационной изменчивости ( норма реакции)

21.Удвоение участка хромосомы ( дупликация)

22.Перекрест гомологичных хромосом и обмен участками ( кроссинговер))

23.Отдельные ненаследственные изменения ( модификации)

24.Утрата волосяного покрова предками дельфинов – это пример ( идиоадаптации)

25Закон зародышевого сходства сформулировал ( Карл Бэр)

 

2вариант

1.Индивидуальное развитие организмов ( онтогенез)

2.Создатель первого эволюционного учения ( Ламарк)

3.Изменчивость по Дарвину, происходящая внезапно у отдельных организмов ( неопределенная)

4.Процесс появления одинаковых признаков у разных организмов (конвергенция)

5.Яркая окраска, сочетающаяся с ядовитыми выделениями ( предостерегающая)

6.Процесс, происходящий внутри вида и ведущий к изменению его генофонда ( микроэволюция)

7.Сходство жизненных процессов у организмов вида – это критерий ( физиологический)

8.Резерв наследственной изменчивости создают мутации ( рецессивные)

9.Изменения численности особей в популяции – это ( волны жизни)

10.Отбор, способствующий сдвигу среднего значения признака в соответствии с изменениями среды ( движущий)

11.Видообразование в пределах исходного ареала ( экологическое)

12.Формы организмов, сочетающие в себе признаки древних и более молодых групп ( переходные)

13.Органы с одинаковыми функциями, но разным происхождением (аналогичные)

14.Биогенетический закон сформулировали ( Геккель и Мюллер)

15.Насекомые, птицы, цветковые развиваются по пути ( ароморфозов)

16.Утрата волосяного покрова у дельфинов – это пример (идиоадаптации)

17.Изменчивость, связанная с изменением структуры хромосом (хромосомная)

18.Факторы, вызывающие мутации ( мутагены)

19.Изменение числа хромосом на несколько – это изменчивость (геномная)

20.Поворот участка хромосомы на 180 градусов ( инверсия)

21.Закон гомологических рядов сформулировал ( Н.И.Вавилов)

22.Масса животных, их продуктивность – эта примеры нормы реакции ( широкой)

23.Упрощение организации жизненно важных систем органов – это пример ( дегенерации)

24.Различия в поведении животных - это изоляция ( этологическая)

25.Учение о стабилизирующем отборе разработал (И.И.Шмальгаузен)

 

3 вариант

1.Ученый , создавший первую искусственную систему органического мира ( Линней)

2.Историческое развитие вида – это ( филогенез)

3.Главная движущая сила по Ламарку – ( внутреннее стремление к прогрессу)

4.Ученый, предложивший назвать теорию эволюции дарвинизмом (Уоллес)

5.Белые коты с голубыми глазами глухие – это по Дарвину изменчивость ( соотносительная)

6.Процесс расхождения признаков у организмов ( дивергенция)

7.Окраска, соответствующая фону окружающей среды (покровительственная)

8.Признаки, по которым один вид отличается от другого, называются ( критерии)

9. кариотипов организмов одного вида – это критерий (генетический)

10.Структурная единица вида – ( популяция)

11.Случайное ненаправленное изменение часто генов в малых популяциях ( дрейф генов)

12.Разделение ареала на части приводит к изоляции ( географической)

13.Отбор, благоприятствующий двум или нескольким крайним формам, называют ( дизруптивный)

14.Образование подвидов погремка большого с разными сроками цветения – это результат видообразования ( экологического)

15.Филогенетические ряды помогают выяснить ( историю вида)

16.Органы, утратившие свое значение для сохранения вида (рудименты)

17.Утрата хорды, упрощение нервной системы у асцидии – это пример ( дегенерации)

18.Замена, вставка, выпадение нуклеотидов – это изменчивость (генная)

19.Кратное увеличение числа хромосом ( полиплоидия)

20.Утрата участка хромосомы ( делеция)

21.Кроссинговер – один из источников изменчивости ( комбинативной)

22.Основатель науки - популяционная генетика –( русский ученый С.С. Четвериков)

23.Возникновение теплокровности – крупный ( ароморфоз)

24.Масть коров, жирность их молока - признак с нормой реакции ( узкой)

25.Различия в местах размножения - это пример изоляции экологической

 

Конкурс «Меткий стрелок», или «Акула»

1.Процесс расхождения признаков ( дивергенция)

2.Акула

3.Акула

4.Акула

5.Процесс, противоположный дивергенции ( конвергенция )

6.Это то, что происходит внутри вида и приводит к его изменению ( микроэволюция)

7.Наука о поведении организмов ( этология)

8.Акула

9.Акула

10. Наука об отношениях организмов друг с другом и окружающей средой (экология)

11.Эволюционные изменения, приводящие к возникновению крупных систематических группировок ( ароморфозы)

12.Эволюционное изменение, из-за которого киты остались без волосяного покрова ( идиоадаптация)

13.Это то, что не позволяет видам смешиваться ( изоляция)

14.Эволюционное изменение, в результате которого ленточные черви лишились пищеварительной системы ( дегенерация)

15.Процесс, происходящий в малых популяциях ( дрейф генов)

16.Признаки, утраченные в процессе эволюции и появляющиеся в онтогенезе отдельных особей ( атавизмы)

  1. Очень нравится детям конкурс «Меткий стрелок», или «Акула». Второе название прочно закрепилось за подобными заданиями. На доске решетка из 16 квадратов с цифрами от 1 до 16. Команды поочереди выбирают номер вопроса, учитель читает вопрос и команда отвечает. За правильный ответ один умник. Если ответ неправильный, на него может ответить следующая команда, а потом и еще одна, если ответы правильные не даны. В этом случае ответ дает учитель. Но за некоторыми цифрами спрятались не вопросы, а «акулы», которые съедают у команды по одному умнику.


    1.  
  1. Конкурс « Биоаукцион по теме «Ученые - эволюционисты »

 

        Вопрос о школьном прогульщике, о котором потом узнала вся страна

Ученый, имя которого знает весь мир, начинал постигать азы наук сначала в грамматической школе, а потом в гимназии .Его родители хотели видеть его пастором, но в школе он учился плохо, особенно по основным предметам – богословию и древним языкам. Его интересовала лишь ботаника и математика..Нередко он прогуливал уроки, вместо школы отправляясь изучать растения. С помощью своих университетских преподавателей и за счет самообразования он накопил столько знаний, что смог создать первую искусственную классификацию растений. Так какой же школьный прогульщик получил титул «Первый среди ботаников»?

                                                                  Карл Линней

         Вопрос о великом ученом, в 16 –летнем возрасте ушедшем в действующую армию

Это был 11 ребенок в семье военных. Военная карьера требовала средств, которых в семье не было. Поэтому сначала он пошёл учиться в иезуитский колледж, а в 16 лет ушёл в действующую армию, участвовал в Семилетней войне, дослужился до звания офицера. И лишь в 24 года начинает учиться медицине. Его привлекала ботаника, результатом этого стал трёхтомник о флоре его страны. Именно он ввёл термины «биология», «беспозвоночные». Самый важный его труд - «Философия зоологии». Кто же этот учёный, создавший первую эволюционную теорию?

                                                                    Жан Батист Ламарк

         Вопрос об учёном, чьё имя носит город в Австралии

Этот великий учёный – символ скромности. Он был готов уступить первенство в создании важной теории другому талантливому учёному. Он никогда не защищал своё учение, это делали за него его друзья. Именно его книга – научный труд о движущих силах эволюции, тиражом в 1250 экземпляров - была распродана за один день. За великие заслуги перед страной этот учёный был похоронен рядом с Исааком Ньютоном, а его именем назвали один из Галапагосских островов и город в Австралии. Кто же этот учёный?

                                                                    Чарльз Дарвин

         Вопрос о русском учёном, чьё имя носит институт проблем экологии и эволюции

Этот мальчик рано научился читать по-русски, по немецки, по-француски. После гимназии он поступил на физико-математический факультет Московского университета, закончив его с золотой медалью. Он заложил её, чтобы получить деньги на поездку на Волгу для научных исследований. Потом объездил много европейских стран, где знакомился с выдающимися учёными и их лабораториями. Кто же этот учёный, разработавший теорию о путях эволюционного прогресса – ароморфозах, идиоадаптациях, дегенерациях?

                                                                      Алексей Николаевич Северцов

          Вопрос об учёном, объединившим две великих науки

Основатели этих двух наук жили в одно и то же время. Открытие одного могло бы подвести мощный фундамент под теорию другого. Но они не встретились. А вот русский учёный Сергей Сергеевич сумел объединить эти две науки для подкрепления и объяснения общих закономерностей эволюции. Интересно, что будущий учёный для получения аттестата зрелости должен был сдать 18 экзаменов. Провалил он лишь перевод с греческого, после т чего две недели пролежал без сознания. Кто же сделал генетику ключом к пониманию процесса эволюции и ввёл понятие «скрытый резерв наследственной изменчивости»?

                                                                      Сергей Сергеевич Четвериков

 

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (1)

Ильина Оксана Геннадьевна, 30.09.19 в 19:18 0 Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич,спасибо за полезную и интересную игру!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.