Внеклассное мероприятие «Интеллектуальная игра "Занимательная фразеология"»
Автономная некоммерческая образовательная организация «Московский областной
физико-математический лицей имени академика В.Г. Кадышевского»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
Интеллектуальная игра
«Занимательная фразеология»
Разработчик:
учитель русского языка
и литературы
Е.В. Нестерова.
Дубна, 2024
Пояснительная записка
Интеллектуальная игра (русский язык): «Занимательная фразеология»
Целевая аудитория: 12-13 лет / 6 класс
Цель: обобщение знаний о фразеологических оборотах.
Задачи мероприятия:
познакомить обучающихся с этимологий фразеологизмов;
развить устную речь обучающихся;
популяризировать знания о русском языке;
расширить словарный запас обучающихся;
развить навыки логического мышления;
развить навыки совместной работы;
расширить кругозор обучающихся.
Методы и приёмы, технологии, используемые для достижения планируемых результатов.
Образовательные методы и приёмы, технологии: метод образного видения, метод символического видения, интерактивный метод, технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, квиз-технология.
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
Кадровые ресурсы: ведущий (учитель-предметник), команды-соперницы, зрители, волонтёры, жюри.
Методические ресурсы:
Презентация интеллектуальной игры.
Карточки с заданиями.
Бланки ответов.
Протокол интеллектуальной игры.
Материально-технические, информационные ресурсы.
Материально-технические ресурсы: компьютер (ноутбук), интерактивная доска, проектор, письменные принадлежности, микрофон, аудиоколонки, писчая бумага, таблички с названиями команд.
Информационные ресурсы представлены в виде гиперссылок в презентации.
Генератор ребусов. http://kvestodel.ru/generator-rebusov
40+ фразеологизмов, присказок, поговорок глазами нейросети.
https://dzen.ru/a/ZAVeWJlJ9HR9towQ
70 полных версий пословиц и поговорок. https://cameralabs.org/10315-70-polnykh-versij-poslovits-i-pogovorok
Таймер 15 секунд. https://www.youtube.com/watch?v=yXkIHyBfns8
Таймер 30 секунд. https://www.youtube.com/watch?v=tWoo8i_VkvI
Таймер 1 минута. https://www.youtube.com/watch?v=p2AWYanIHkc&t=1s
Таймер 3 минуты. https://www.youtube.com/watch?v=DN5ZcGKwm7U&t=1s
Таймер 4 минуты. https://www.youtube.com/watch?v=8yXva_H4O_c
Фразеологизмы в картинках:
- https://coolsen.ru/wp-content/uploads/2021/12/68-20211205_171649.jpg
- https://prorisuem.ru/foto/9268/risunki_frazeologizmov_6_klass_3.webp
- https://cont.ws/uploads/posts/1691830.jpg
- http://images.myshared.ru/4/323267/slide_10.jpg
- https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587c94415746d/img_s530274_0_8.jpg
- https://rus.1sept.ru/2007/04/28-2.jpg
- https://i2.wp.com/ds05.infourok.ru/uploads/ex/115b/000e904a-8e955c68/hello_html_m33580576.jpg
- https://i1.wp.com/ds05.infourok.ru/uploads/ex/115b/000e904a-8e955c68/hello_html_mb7e84d2.jpg
Ход мероприятия.
Добрый день, гости и участники игры! Я приветствую вас на викторине по русскому языку для учащихся лицея и наших гостей. В игре принимают участие команды школ нашего города (озвучить названия команд).
Вам пригодятся знания по русскому языку, которые уже приобретены вами на уроках, смекалка и логическое мышление, а также, конечно, умение работать сообща.
Сегодня мы с вами узнаем много нового о ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ. Игра состоит из 7 этапов (слайд 2). Перед каждым этапом я подробно буду объяснять правила этого этапа. На столах у вас уже лежат бланки для ответов. После окончания каждого этапа вы должны передать свой бланк нашим помощникам (представление волонтёров из числа учащихся старших классов). Напоминаем, что в продолжение всей игры вам нельзя пользоваться какими-либо гаджетами.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Подсчёт баллов мы доверим жюри, в составе которого … (представление членов жюри):
1 этап. Разминка
Наш первый этап называется «Разминка» (cлайд 3). Суть этого этапа заключается в следующем: вам будет предложена первая часть фразеологизма вы должны вспомнить его окончание и вписать весь фразеологический оборот в бланк ответа. Например (слайд 4). На определение второй части оборота вам даётся 15 секунд. Ваша задача закончить предложенные вам фразеологические обороты. Итак, если вы готовы… (слайды 5-9)
1 | набить | руку |
2 | прийти | на ум |
3 | разинуть | рот |
4 | как бельмо | на глазу |
5 | Прокрустово | ложе |
……
(Слайд 10) Первый этап нашей игры завершён. Сдаём банки ответов нашим волонтёрам. Пока члены жюри подводят итоги «Разминки», проверим, справились ли вы с заданием (слайды 11-15).
2 этап. Ребусы
Следующий этап интеллектуальной игры называется «Ребусы» (слайд 16). Вы уже догадались, что в ребусах мы спрятали тот или иной фразеологический оборот. Например (слайд 17). Думаю, ваша смекалка и командная сплочённость помогут вам справиться с этой задачей. На решение каждого ребуса - 1 минута. Ответы обязательно записываете в бланк. Удачи… (слайды 18-22)
Жареный петух клюнул | |
Развесить уши | |
Яблоку некуда упасть | |
Пахнет жареным | |
Дать маху |
Итак, завершился второй этап нашей игры (слайд 23). Вы сдали бланки с ответами нашим волонтёрам, и пока члены жюри заняты проверкой, вместе с вами мы посмотрим, насколько успешны вы были при решении (слайды 24-28).
3 этап. Потеряшки
Мы переходим к третьему этапу (слайд 29). Вы все знаете, что все фразеологические обороты имеют определённое лексическое значение. Например (слайд 30). Мы предлагаем вам сейчас проверить свои знания. При оформлении бланков, которые вы получите, были допущены ошибки в определении лексического значения того или иного оборота. Исправьте допущенные ошибки. На выполнение этой работы вам даётся 4 минуты. …. Время пошло! (слайд 31)
Семи пядей во лбу – отличающийся от других умом, мудростью, обладающий выдающимися способностями
Гигант мысли – насмешливое определение не очень удачливого и способного человека
Ходячая энциклопедия – человек, обладающий разносторонними знаниями, у которого всегда можно навести справку по самым различным вопросам
Нахвататься по верхам – поверхностно, несерьёзно, неглубоко изучить что-либо
Как по маслу – без затруднений, легко и свободно
Как корова языком слизала – нигде не видно, пропал бесследно, начисто исчез.
Выскакивать как черт из табакерки – резкое внезапное появление
Испокон веков – издавна, очень давно
После дождичка в четверг – никогда.
…
Время исправления ошибок закончилось (слайд 32). Пока жюри проверяет ваши работы, мы посмотрим, справились ли вы с этим заданием. (слайды 33-41).
4 этап. Неразбериха
Мы начинаем следующий этап нашей игры (слайд 42). С помощью генератора слов мы зашифровали фразеологические обороты. Ваша задача найти их и записать в бланк ответа. На это задание вам отводится 3 минуты. Готовы?!? Вперёд…(слайд 43)
Итак, время для нахождения фразеологических оборотов закончилось (слайд 44). Сдайте бланки. Давайте посмотрим, какие обороты мы здесь спрятали….(слайд 45)
Авгиевы конюшни блудный сын восьмое чудо света глухая тетеря допотопные времена железный занавес за семью печатями ищи ветра в поле как пить дать лаптем щи хлебать место под солнцем нести свой крест | 13. от горшка два вершка 14. повесить нос 15. рвать и метать 16. святая святых 17. тряхнуть стариной 18. убить двух зайцев 19. философский камень 20. хлеб насущный 21. чёрная метка 22. шапочное знакомство 23. ящик Пандоры 24. элексир жизни |
5 этап. Шутим с нейросетью
В последнее время набирает обороты работа с нейросетью (слайд 46). Наш очередной этап тоже связан с искусственным интеллектом. В нейросеть были загружены фразеологические обороты. Обработав их, нейросеть нарисовала, как она видит тот или иной фразеологизм. Например (слайд 47). Задача этого этапа – определить по изображению, какой фразеологический оборот изобразила нейросеть. Задача ясна? На выполнение каждой задачи вам отводиться 30 секунд. Всем удачи! (Слайды 48-52)
Лес рук | |
Волка ноги кормят | |
Где раки зимуют | |
Газетная утка | |
Куча времени |
(Слайд 53) Ну и пока ваши работы проверяют, мы посмотрим, справились ли вы с этим заданием (слайды 54-58).
6 этап. Откуда есть пошли…
Фразеологические обороты являются показателем культуры народа (слайд 59). Их происхождение историей, традициями, художественной литературой. Вы часто слышите от кого-то или же сами используете фразеологические обороты, порой даже не догадываясь об их настоящем значении. На этом этапе нашей игры мы познакомим вас с историей появления того или иного оборота в речи. А ваша цель – понять, о каком фразеологизме идёт речь. Например (слайд 60). Для решения каждого такого задания вам отводится 1 минута. Итак, если вы готовы… (слайды 61-65)
1 | Немало фразеологизмов пришло к нам из произведений Пушкина. Источник крылатой фразы — «Сказка о рыбаке и рыбке». Героине этой сказки, старухе, мало было даров от волшебной золотой рыбки — нового корыта, избы, царских хором и звания дворянки. Она пожелала повелевать морской стихией и самой золотой рыбкой. В результате жадность погубила старуху — рыбка забрала все щедрые дары. Используя это фразеологизм, говорят о человеке, который потерял всё, что имел. | Остаться у разбитого корыта |
2 | Этот фразеологизм означает поверхностное знакомство. В старые времена, когда все мужчины носили головные уборы, они для приветствия знакомых поднимали шапку, тогда как с друзьями и родными пожимали руки или обнимались. | Шапочное знакомство |
3 | После завоевания Казани русский царь Иван IV щедро наградил отдельных татар. Многие татары злоупотребляли добротой русских и, прикидываясь бедными, назойливо требовали наград. Значение этого фразеологизма – притворяться бедняком. | Сирота казанская |
4 | Выражение пошло от названия горы Пантелик в Греции. В горе добывали мрамор, и было много пещер, гротов и ходов; попав туда, легко можно было заблудиться. | Сбиться с панталыку |
5 | В основе этого фразеологизма лежит библейских миф о том, как жители древнего Вавилона захотели построить башню до небес. Бог, разгневавшись на них, смешал языки строителей, чтобы они не понимали друг друга. Началась суматоха, и люди не смогли продолжить стройку. | Вавилонское столпотворение |
…
(Слайд 66) Время, отведённое на этот этап, закончилось. Жюри обрабатывает ваши ответы, а мы займёмся проверкой (слайды 67-71).
7 этап. Наследие предков
Итак, последний, седьмой этап нашей игры(слайд 72). Пословицы и поговорки являются одним из вариантов устойчивых оборотов речи. Они прочно вошли в нашу речь, неся в себе мудрость наших предков. Но далеко не всем известны полные версии этих популярных образчиков народного поэтического творчества. А ведь целиком изречение порой несёт совершенно иной смысл. Вам будет предложено достаточно простое задание. На экране будут появляться фразы, а ваша задача закончить предложенный оборот. Например (слайд 73): В здоровом теле здоровый дух – редкая удача. На каждую фразу вам даётся по 1 минуте. Готовы?!? Начали…. (на экране показываются только части фраз, слайды 74-80).
Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита.
Два сапога пара, да оба левые.
Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба.
Ума палата, да ключ потерян.
Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается.
За одного битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
Не всё коту масленица, бывает и пост.
…
(Слайд 81) Сдаём бланки ответов. И пока жюри проверяет ваши работы, мы посмотрим справились ли вы с поставленной задачей (слайды 82-88).
…
(Слайд 89) Наша интеллектуальная игра «Занимательная фразеология» завершена. Ну а её результаты вы узнаете совсем скоро, когда будут подведены окончательные итоги. А пока очень хотелось бы, чтобы участники игры и их наставники поделились впечатлениями от проведённой игры (в это время члены жюри подводят окончательные итоги)…
Итак, пришло время познакомить нас с результатами интеллектуальной игры «Занимательная фразеология». Слово предоставляется … (один из членов жюри оглашает итог викторины).
Надеюсь, наша встреча не последняя. Мы благодарны всем, кто принимал в ней участие, и тем, кто пришёл поболеть за своих друзей, и, конечно же, ваших педагогов-наставников. Спасибо всем большое!
Раздаточный материал для 3 и 4 этапов.
Ирина Владимировна Казарцева
Елена Владимировна Нестерова