Интеллектуальные игры и их виды, как эффективная практика в развитии одаренности
Одарённые, талантливые дети — это будущее нашей страны, в их руках будет судьба России, её развитие и благополучие. Наша страна нуждается в национальной системе личностного развития интеллектуально одарённых детей, обладающих инициативностью, способностью творчески мыслить, находить нестандартные решения в любых ситуациях и формулировать новые, перспективные цели. Одарённые дети имеют способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, но нужно принимать во внимание не только те способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Следует организовать деятельность одарённых детей, так, чтобы могли проявиться и быть развиты все их потенциальные возможности, все виды интеллекта, присущие конкретно каждому ребёнку.
Деятельность Регионального Центра «Созвездие Орла», направлена на обеспечение динамичного развития образовательного процесса, достижения высокого качества образования, необходимого уровня мотивации, здоровья и развития обучающихся.
Важным направлением работы Регионального центра «Созвездие Орла» является формирование личностных качеств обучающихся, их творческого и интеллектуального развития. Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, направленной на развитие личности. Воспитание — это единство образовательного процесса. Сущность современного воспитания заключается в предоставлении обучающимся свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования создании условий для его самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности.
Талантливые дети легко справляются с трудностями и познавательной неопределенностью, они с интересом воспринимают достаточно сложные задания, поставленные перед ними, и любят, когда они самостоятельно справляются, и не любят, если им выдают готовый ответ. Одарённые обучающиеся обладают повышенной концентрацией внимания, отличной памятью и большим упорством в решении любых задач, в достижении результата в сфере, которая ему наиболее интересна. Благодаря способности классифицировать информацию и накопленный опыт, они умеют достаточно широко пользоваться полученными знаниями.
Одной из форм работы с одарёнными детьми является организация и проведение интеллектуальных игр. Интеллектуальная игра — это реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения и развития обучающихся, которая основывается на применении участниками игры своего интеллекта, эрудиции, умение нестандартно мыслить, применять знания, полученные на занятиях и добытые самостоятельно, в необычной для обучающихся ситуации.
Целью интеллектуальных игр является развитие познавательного интереса к различным разделам науки, выявление самых эрудированных обучающихся, поддерживание эмоционального настроя и положительной мотивации к обучению. Интеллектуальные игры для обучающихся должны решать основные задачи, такие как:
- Игра должна быть, интересной, увлекательной, воспитывать у обучающихся дух соперничества, учить не бояться конкуренции.
- Игра не должна быть слишком сложной, чтобы обучающийся не утратил любопытства, как и слишком легкой, на которую можно обратить внимание.
- Игра должна обеспечивать мыслительную, познавательную активность обучающегося.
- Игра должна быть наградой и интересным моментом в жизни, а не наказанием. Обучающийся должен чувствовать, что его старания замечают другие, хвалят его умения и не ругают за ошибки или поражение.
- Законы интеллектуальной игры должны строиться по принципу: минимум зрителей – максимум задействованных.
Необходимо соблюдать основные требования в интеллектуальной игре:
- сочетание посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий;
- включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности обучающихся;
- учёт степени сформированности теоретического мышления обучающегося;
- использование двигательных упражнений при формулировании вопроса и как подсказки для поиска правильного ответа;
- разыгрывание импровизированных сцен по ключевым моментам задания;
- применение парадоксальных вопросов для вызывания эмоциональных реакций.
В Региональном центре сложилась своя система интеллектуальных игр, которая предоставляет равные шансы и условия обучающимся для проявления интеллектуальных способностей. Педагоги используют в воспитательной деятельности различные виды интеллектуальных игр: по игровому действию, по количеству участников, по игровой цели.
По игровому действию:
• предметные: Шашки, шахматы (на базе регионального центра «Созвездие Орла» во время образовательных смен проводятся шахматные турниры, кружки по шахматам, и свое свободное время обучающиеся часто проводят за этими играми).
• словесные: ребусы, кроссворды, викторины, шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы, ребусы (эти формы интеллектуальных игр часто применяю во время квестов, интеллектуальных марафонов и на воспитательном часе)
• компьютерные: онлайн викторины(«Колесо истории», квизы «Полундра», (в связи со сложившейся эпидемеологической ситуацией эти формы особенно актуальны, их удобно предлагать обучающимся дистанционных смен, в качестве постсопровождения,а так же в межсменный период и на страницах в социальных сетях группы, где победителей награждают грамотами и призами) – интеллектуальный квиз, посвященный 350-летию Петра I, онлайн викторина «В святой Руси мы сердце обрели»)
По количеству участников:
• Индивидуальные и парные: шахматы, шашки, сканворды, чайнворды, метаграммы, анаграммы, логогрифы.
• Командные и массовые: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра», «Слабое звено», «Где логика? «Гамруль», «Интеллектуальный квест», «Ток-шоу», «Вопрос-ответ».
Эти формы массовых игр всегда имеют положительный отзыв обучающихся, они позволяют объединить творческие усилия отдельных индивидов и способствует проявлению и повышению творческого потенциала каждого участника команды, у обучающихся формируется алогический стиль мышления, свободный от контроля и критики, участники игры находятся в творческой атмосфере, обеспечивающей радость интеллектуального общения.
По игровой цели:
• Соревновательные («Умники и умницы», «Слабое звено»)
• Пространственные (интеллектуальная квест игра по QR-кодам «По следам Орловских поэтов», этот квест был полностью интеллектуальным, ребятам предлагались задания в форме шарад, ребусов, интеллектуальных вопрос, зашифрованных в телефонной программе)
• Циклические: «Своя игра», «Самый самый»
Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, они представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов – это игры «Веришь – не веришь», «Эрудит-лото. Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между «основными» интеллектуальными играми.
Редкая интеллектуальная игра обходится без вопросов, поэтому качественный подбор и составление вопросов –это залог успеха.
Продуктивные:
- на сообразительность: «ответ в вопросе», «вопросы-шутки», «оригинально о банальном», «вопрос-подсказка»;
- «известное об известном»;
- на логическое и ассоциативное мышление;
- на «удачу»;
- на «приближение».
Условно допустимые:
- вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие);
- воспроизводящие «с уловкой»;
- перечисление;
- вопросы-лекции.
Проведение интеллектуальных игр являются эффективным способом решения воспитательных задач, таких как:
- вовлечѐнность всех участников образовательной смены;
- расширение кругозора, закрепление знаний, в том числе и по многим школьным предметам,пробуждение интереса к различным областям науки, техники, искусства;
По степени эффективности не возможно, отдать приоритет ни одной из игр, так как каждая уникальна в своем выполнении и обладает как положительными, так и отрицательными моментами.
Есть одна общая черта, которая объединяет интеллектуальные игры –они призваны всесторонне развивать обучающихся, направлять в нужное русло формировать их мировоззрения. Любая интеллектуальная игра несёт в себе глубокую смысловую нагрузку и имеет конкретную цель, путь к которой лежит через выполнение разнообразных задач, поставленных перед обучающимися в игре. В связи с чем достигается необходимая последовательность в усилении влияния на развитие умственных и физических способностей обучающихся. У участников игры формируется привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, развиваются такие качества как сообразительность, эрудированность, дух соперничества, яркая эмоциональность, всё это даёт обучающимся приносит радость и наслаждение.