Доклад «Краеведение как эффективная практика организации внеурочной деятельности»
Краеведение как эффективная практика
внеурочной деятельности
Гордейчук Н.Н.,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 1 р.п.Хор
В настоящее время в российском образовании активизируется интерес к школьному краеведению. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире, природе, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети знали истоки, и гордились историей и культурой своего края. Получение у учащихся общеобразовательных школ краеведческих знаний осуществляется не только на уроках, но и во внеурочное время. Большое значение при этом отводится активным формам деятельности. В отличие от уроков на мероприятиях курсов внеурочной деятельности нет жесткого ограничения по времени, строго регламентированных форм и методов. Наоборот, здесь есть возможность реализовать любые замыслы учителя и обучающегося, организовать реальную практику со значимыми результатами.
На протяжении многих лет я занимаюсь историческим краеведением. Среди разнообразных направлений краеведческой работы наиболее целесообразными являются, с нашей точки зрения, занятия с учащимися в рамках курса внеурочной деятельности «Юные музееведы» по программе, предназначенной для учащихся 5-7 класса общеобразовательного учреждения, составленной на основе авторской программы Д.В.Смирнова. Программный материал составлен с учетом возрастных особенностей детей, по принципу “от простого к сложному”.
Этот курс введен в нашей школе в 2017-2018 учебном году. Необходимость введения такого курса обусловлена тем, что за годы работы кружка «Краеведы» и других объединений накоплено достаточно много интересного материала по истории родного края, района, поселка, школы. Исследовательские и проектные работы, выполненные членами кружка, завоевывали призовые места на районных и региональных конкурсах и конференциях. В ходе выполнения каждой работы вставал вопрос: для кого мы все это делаем? В первую очередь, для себя, в память о тех событиях и людях, о которых пишем. Но хотелось эту информацию донести до других людей, жителей поселка, одноклассников, других учеников школы.
О создании школьного музея много говорилось среди педагогов и учеников. Помещение школы не позволяет иметь музейную комнату. А просторы интернета предоставляют огромные возможности для общения, добывания, размещения и сохранения архивов.С этой целью на конструкторе WIX был создан школьный виртуальный музей, ставший базовой площадкой для работы «Юных музееведов».Работа предстояла масштабная, необходимо было наметить и реализовать несколько направлений нашей деятельности, собрать команду единомышленников и творческих ребят, предоставить возможность научиться и применить на практике навыки создания информационных сайтов. Начинать необходимо от простого к сложному, от маленького и родного – к масштабному и глобальному. Можно много говорить о «своей малой Родине», о патриотизме и общественной деятельности, но мы решили- лучше просто взять и сделать.Был разработан и в настоящее время реализовывается проект "Виртуальный музей школы как место встречи разных поколений учащихся, педагогов, гостей "
Чем же мы занимаемся? Начали мы, конечно же, с теории. Изучили основные понятия и термины, законодательные акты, регулирующие музейное дело в России. Побывали в нескольких музеях. Прежде всего в районном краеведческом, в краевом археологическом, имени Гродекова, где познакомились с экспозициями. Дальнейшая наша работа была основана на отработке и размещении имеющегося материала и поисково-исследовательской деятельности по интересующим нас направлениям и темам.
Основными формами работы мы определили:
встречи с интересными людьми;
работа с архивами музеев;
сбор информации о школе, поселке, районе из различных источников;
проведение акции «Экспонат для музея» (Зверева З.Н.);
оформление и размещение материалов в экспозиции виртуального музея.
На протяжении двух лет работы «Юных музееведов» удалось проделать большую практическую работу. На сайте музея появились первые экспозиции:«История школы», «Учителями славится Россия», «Гордость школы-ученики», «Люди и события», «Проекты учащихся».
Практическим результатом поисково-исследовательской деятельности стало создание виртуальной музейной экспозиции, вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей.
Для дальнейшей эффективной работы «Юных музееведов» ставим перед собой следующие задачи:
Продолжить обучение учащихся методам поисково– исследовательской работы;
Организовывать встречи с интересными людьми, жителями поселка;
Проводить совместные мероприятия: конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии (обзорные и тематические), уроки гражданственности и патриотизма;
Использовать материалы, размещаемые ввиртуальной экспозиции музея на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, технологии, на внеурочных мероприятиях и классных часах.