Публикация «Интеллектуальная одарённость: проблемы и перспективы развития»
Интеллектуальная одарённость: проблемы и перспективы развития.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Определимся с понятиями. Что такое одарённость?
Одарённость- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одарённости- это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.
Существуют две крайние точки зрения: все дети являются одаренными и одаренные дети встречаются крайне редко. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.
Актуальная одаренность – психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.
Потенциальная одаренность- это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Вот тут-то и встаёт проблема создания условий для своевременного выявления и развития потенциальной одарённости и выведения её в плоскость актуальной.
Понятно, что далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи ,и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.
НО! Не существует стандартной технологии, которая бы развивала ребенка, так как школьная система построена на общественной требовательности, обучение максимально стандартизировано .
Если мы имеем дело с одаренными детьми, то нестандартность их мышления, поведения, реакций не позволяет подчинить образовательный процесс заранее проработанному учебному плану, которому обычно на уроке следует учитель. Содержание тем, над которыми работает ученик, может уходить за пределы материала учебника, а традиционные формы организации его учебной деятельности часто вообще оказываются неприемлемымиВообще массовое образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей. И способные дети в таких условиях либо гаснут и становятся совсем неплохими дисциплинированными мальчиками и девочками, либо вопреки школе становятся Сахаровыми, Курчатовыми, Эйнштейнами.
Сейчас российская педагогика оказалась в ситуации полной растерянности - нет программ по обучению одаренных детей (таких, чтобы долгосрочно развивалиодаренных детей с учетом их психологической специфики, а она есть - эта специфика); нет программ по педагогическому мониторингу одаренности - методов диагностики, прогностики, развития, поддержки; нет программ работы с родителями одаренных детей; нет системы подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с этим контингентом детей; нет программ для высшей педагогической школы; нет такой специальности в тарификации педагогических специальностей - "педагог поработе с одаренными детьми"; да и науки такой - "педагогики одаренности" тоже пока нет.
Тем не менее, очень многие образовательные и научные учреждения обращают самое активное внимание на данную проблему. Единых подходов , как уже было сказано, пока нет. И мы , имея то , что имеем, берясь за данную тему в своей методической работе, некоторые точки отсчёта должны обозначить.
Кого мы относим к контингенту «одарённые дети»? К группе одаренных детей могут быть отнесены учащиеся, которые:
1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
3. Испытывают радость от умственного труда;
4. Обладают высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер, глубиной и не традиционностью мышления.
Есть ли в нашем образовательном учреждении условия для реализации сложнейшей задачи развития одарённости учащихся в учебном процессе?
В нашей школе применяется стратегия расширенного обучения, то есть мы формируем профильные классы, если дети имеют способности по определенным предметам, а не вообще. Это: математический, химико- биологический, гуманитарный и т.д., а также осуществляем расширенное обучение детей по отдельным областям знания, организуя спецкурсы, элективные курсы, кружки, а также научные общества учащихся по различным предметам. И хотя, на мой взгляд, данное направление у нас требует серьёзного усовершенствования, мы пытаемся в данном случае реализовать т.н. внешнюю дифференциацию, т.е.распределить учащихся на определенном этапе обучения по их склонностям к тому или иному циклу учебных дисциплин. А дальше на первый план выходит позиция учителя, его готовности работать не по шаблону.
Какие требования предъявляются к учителю, ставящему перед собой задачу развивать одарённость в своих учениках?
Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. Он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.
В рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях нашей школы мы применяем развивающие образовательные технологии, которые создают условия для развития личности по возможности каждого ученика. Анализ проведения внешней и внутренней дифференциации показывает, что она может способствовать усилению познавательной активности учащегося, позволяя варьировать самостоятельную работу с элементами взаимообучения. При такой организации учебного процесса работа учителя направлена на творческую поддержку ученика. Он поощряет общение и взаимодействие, особенно в форме совместных исследований, дискуссий, обмена опытом. От учащегося же требуется интеллектуальная работа, где каждый может проявить свои индивидуальные способности.
Но , говоря о работе с выявленным контингентом одарённых ребят, всё же необходимо отметить важность индивидуальной работы с такими учащимися. Без этого не обойтись!
Индивидуальная программа развития, подготовка к олимпиадам, работа над заданиями повышенной сложности и многое другое- всё это требует от педагога дополнительных усилий и времени. Но иначе говорить о работе с одарёнными не имеет,на мой взгляд, смысла. При этом всегда необходимо помнить о том, что результат непредсказуем. Вовсе не обязательно, что вы как учитель получите удовлетворяющие вас результаты на внешнем уровне (победы ученика на олимпиадах, конкурсах и т.п.). Тут чаще всего приходится удовлетворяться принципом : делай, что должно, и будь что будет.
Ну а если ваш ученик всё же показал высокие результаты, у вас будет полное право разделить его успех и удостовериться, что потраченные усилия не прошли даром. Ведь мы работаем с ЧЕЛОВЕКОМ. И помогая ему обрести себя, мы выполняем свою миссию, мы оправдываем свой выбор - быть учителем.
С какими проблемами учитель сталкивается в работе с одарёнными?
Практическая реальность высвечивает , что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. От возможности обеспечить такие условия во многом зависит результат нашей работы по данной проблеме. Опять же возникает вопрос финансирования .
Немаловажной проблемой является и тот факт, что работа с одарёнными в наших условиях строится на голом энтузиазме учителя и пока практически никак не стимулируется .
И тем не менее, понимая всю сложность данной проблемы, хочется ещё раз подчеркнуть её важность и актуальность, ведь работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. “К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”
.