12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
3

Статья "Система работы по развитию интеллектуальной одаренности учащихся в рамках предметных областей "Обществознание" и "Право"

И. А. Турчанинова,

учитель обществознания и права

МБНОУ «Лицей № 84 имени В. А. Власова»



«Система работы по развитию интеллектуальной одаренности учащихся в рамках предметных областей «Обществознание» и «Право»»

Проблема развития одаренности детей является одной из актуальнейших для современного образования и общества в целом. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг.в качестве одного из стратегических направлений совершенствования системы образования определяет создание пространства для выявления и поддержки одаренных ребят.

Для более глубокого понимания проблемы раскроем понятия «одаренность» и «одаренный ребенок». А. В. Брушлинский под одаренностью подразумевает системно развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в различных видах деятельности, по сравнению с другими людьми. Исходя из этого, одаренный ребенок - тот, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности. Применительно к интеллектуальной сфере показателями развития одаренности учащихся являются высокие достижения при прохождении государственной итоговой аттестации, участии в олимпиадах, конференциях и конкурсах исследовательских работ.

Дети, обучающиеся в МБ НОУ «Лицей № 84 имени В. А. Власова», изначально рассматриваются как одаренные. Всвязи с этим, возникает проблема поиска эффективных способов дальнейшего развития их интеллектуальной одаренности. На мой взгляд, достижение успеха в этом направлении возможно при комплексном подходе, предполагающем сочетание внеурочной и урочной деятельности. В рамках уроков обществознания и права существует множество возможностей для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации и олимпиадам. Моя педагогическая деятельность в лицее позволила выявить и эффективно использовать данные возможности, на основе которых была создана предлагаемая «Система работы по развитию интеллектуальной одаренности учащихся в рамках предметных областей «Обществознание» и «Право»».

Целью системы является создание психолого-педагогических условий для развития интеллектуальной одаренности старшеклассников в области обществоведческих дисциплин.

Проведенный анализ олимпиадных заданий и контрольно-измерительных материалов по обществознанию показал, что на современном этапе развития образования они призваны оценивать у учащихся определенные умения, высокий уровень развития которых, в частности, является одной из составляющих интеллектуальной одаренности. Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи:

способствовать развитию умения характеризовать основные социальные объекты; устанавливать соответствия между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими терминами;

создать условия для развития способности оценивать различные суждения о социальных объектах;

содействовать формированию умения объяснять внутренние и внешние связи социальных объектов;

организовать деятельность учащихся по приобретению опыта применения знаний при решении познавательных задач;

способствовать развитию умения формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Для достижения поставленной цели была выстроена система методов, главными компонентами которой является использование на уроках элементов технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления. Важное место занимает взаимодействие с другими предметами, в частности с историей и литературой.

Эффективность данной системы обеспечивается соблюдением следующих принципов:

систематичности – постоянного применения в рамках уроков в течение всего периода обучения – с 9 по 11 класс.

целостности – взаимодействия различных видов заданий.

сотрудничества между детьми и взрослым: учитель выступает в качестве старшего наставника, направляющего и стимулирующего самостоятельную деятельность обучающихся и осуществляющего контроль без давления.

самостоятельности: субъектной позиции учащихся, предоставлении возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.

Для решения обозначенных задач на разных этапах уроков обществознания и права используются следующие виды заданий, которые можно встретить как в олимпиадных работах, так и в контрольно-измерительных материалах:

задания с понятиями и признаками социальных и правовых явлений, в частности лингвистический конструктор;

логические цепочки, связанные с определением основания и исключением лишнего.

задания на определение верности или неверности суждений; их характера.

познавательные задачи, предполагающие определенные условия и вопрос, на который необходимо ответить, исходя из этих условий.

Особое место в системе занимает развитие навыков написания обществоведческого эссе. Данное задание является одним из самых сложных. На основе анализа критериев оценивания эссе учащимся предлагается самостоятельно составить алгоритм написания творческой работы. Затем учитель представляет свой вариант с подробным комментарием, после чего ребята корректируют, если есть необходимость, свои первоначальные варианты. Наибольшее затруднение у учащихся вызывает определение проблемы и авторской позиции. Вместе с тем, от того насколько точно понята и сформулирована проблема и позиция автора, зависит качество эссе в целом. В связи с этим, в качестве домашней работы, в рамках закрепления, а иногда и изучения нового материала ребятам предлагается выполнить задание по высказыванию, связанному с изучаемой темой.

Таким образом, благодаря тому, что лицеисты на уроках систематически сталкиваются с различными типами олимпиадных и экзаменационных заданий, они вырабатывают для себя определенный алгоритм их выполнения, приобретают необходимые умения. Данное обстоятельство обусловливает успешное прохождение государственной итоговой аттестации и высокие результаты участия в олимпиадах различных уровней.

Вместе с тем, для эффективной работы с одаренными детьми требуется постоянный поиск новых форм. Результатом этого поиска стал выход в пространство внеурочной деятельности. Учащиеся имеют возможность познакомиться с основами проведения исследований в курсе «Основы исследовательской деятельности», написать собственные исследовательские работы и представить их на региональных конференциях и конкурсах. Также мной был разработан и реализован проект «Право вокруг нас».

Проект осуществлялся в формате недели права, которая предполагала командное соревнование в очно-заочной форме. Каждый из дней предусматривал определенную тематику: «Право в наших любимых произведениях» «У ребенка есть права», «Право вокруг нас», «Правовой патруль».

Опыт реализации данного проекта был представлен на состоявшемся 10 декабря 2014 г. на базе МБ НОУ «Лицей № 84 имени В. А. Власова» открытом городском семинаре учителей «Система работы с одаренными детьми», где получил положительную оценку со стороны педагогического сообщества нашей области. Также как часть инновационного проекта «Развитие одаренности педагогов», осуществляемого в нашем лицее, был отмечен бронзовой медалью XVI специализированной выставки-ярмарки«Образование. Карьера. Занятость».



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.