12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сопова Елена Григорьевна384
Россия, Смоленская обл., Сафоново

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

 

Интеллектуальный марафон

«Правдивые уроки» И.А. Крылова

(обобщающий урок по литературе в 5 классе)


 


 


 


 

Учитель: Сопова

Елена Григорьевна

учитель русского языка

и литературы


 


 

Сафоново

2018 год


 

Цель урока

Показать, что басни И.А. Крылова есть отражение жизни народа, кладезь мудрых мыслей, источник нравственных уроков.

Задачи

Систематизировать знания обучающихся о жизни и творчестве И.А. Крылова.

Развивать логическое мышление, умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль.

Формировать активную читательскую позицию, навыки выразительного чтения и актерского мастерства.

Воспитывать нравственные качества: ответственность за свои поступки, правдивость, скромность, чувство патриотизма, трудолюбие, активную жизненную позицию, любознательность.

Оборудование

Портреты баснописцев
– Эзоп
– Лафонтен
– В.К. Тредиаковский (Василий Кириллович)
– А. Кантемир (Антиох Дмитриевич)
– А. Сумароков (Александр Петрович)
– М.В. Ломоносов (Михаил Васильевич)
– И.И. Дмитриев (Иван Иванович)
– И.А. Крылов (Иван Андреевич)
– С.В. Михалков (Сергей Владимирович)

Басни И.А. Крылова












 

Эзоп

около 600 г. до н. э.

Лафонтен

1621-1695 гг.

В.К. Тредиаковский

1703-1769 гг.

А. Кантемир

1798-1744 гг.

А.П. Сумароков

1717-1777 гг.

М.В. Ломоносов

1711-1765 гг.

И.И. Дмитриев

1760-1837 гг.

И.А. Крылов

1769-1844 гг.

С.В. Михалков

1913-2009 гг.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Интеллектуальный марафон «Правдивые уроки» И.А. Крылова.

Вы помните, люди: меж вами

Жил этот маститый старик,

Правдивых уроков словами

И жизненным смыслом велик.

В. Бенедиктов

Ход мероприятия.

I. Вступительное слово учителя:

Сегодня в нашем классе состоится интеллектуальный марафон «Правдивые уроки» И.А. Крылова, человека, оставившего нам великое наследство. Вы будете состязаться в знании басен этого многоопытного, умудренного жизнью писателя. Команда, которая наберет большее количество баллов, станет победителем. А выявить его нам поможет жюри:

Сидоренкова Ирина Владимировна (директор МБОУ «СОШ №1)

Трошкина Елена Викторовна (заместитель директора по внеклассной работе)

Бухарева Ольга Олеговна (председатель родительского комитета)

Итак, мы отправляемся в наше необычное басенное путешествие, которое будет проходить в несколько этапов.

II. Интеллектуальный марафон.

Этап №1. Представление команд. (После каждого этапа жюри подсчитывает количество правильных ответов, выразительность, эмоциональность выступления учеников).

Команды поочередно поднимаются «на сцену» во главе с капитанами и произносят девиз.

Название команды

Девиз

1

«Вороны» (капитан – Глащенков Кирилл)

Наша команда зовется – «Вороны»!

Будем мы крепко держать оборону!

Басни Крылова стыдно не знать.

Сможем достойный ответ мы вам дать!

2

«Крыловцы» (капитан – Кучерова Карина)

Мы – крыловцы непростые,

Мы – ребята удалые!

Любим басни мы читать,

Ведь хотим мы лучше стать!

3

«Ломоносовы» (капитан – Тишкина Алена)

Мы – Ломоносовы!

Мы умные, как он.

И басню вам расскажем,

И сценку вам покажем!

4

«Чудаки» (капитан – Тишкин Алексей)

Наяву и во сне

Мы на суше и в воде.

Мы всегда идем вперед!

Чудаков удача ждет!


 

Этап №2. Викторина.

Когда и где родился И.А. Крылов?
(2(13) февраля 1769 г. в Москве.)

Где учился этот человек, обладающий острым словом?
(По одним сведениям нигде, по другим же – он посещал Тверское училище.)

Какие качества характера помогли ему стать одним из самых главных просвещенных людей своего времени?
(В нем жила жажда знаний. С детства он любил читать и размышлять о прочитанном, был настойчив в достижении цели. По словам А.С. Пушкина, Крылов знал главные европейские языки, а в 50 лет выучил древнегреческий.)

С чего началась творческая биография Крылова?
(С трагедий «Клеопатра» и «Филомела», подвергшихся резкой критике актером И. Дмитровским, который познакомил юношу с театральным миром Петербурга. Затем Крылов обращается к комической опере и комедии. В них он подвергает резкой критике лицемерие и развращенность светского общества. С этого времени Крылова заметили в литературных и театральных кругах.)

В каком жанре гений Крылова выразился необычайно широко и мощно?
(В басне.)

Что такое басня?
(Басня – один из малых эпических жанров, краткий рассказ, чаще всего в стихах, сатирического характера, высмеивающий человеческие недостатки.)

Кто был первым сочинителем басен и что вы о нем знаете?
(Раб Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до нашей эры. Героями его произведений были звери.)

Что такое эзопов язык?
(Иносказание; художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.)

В каком году началось басенное творчество И.А. Крылова?
(В 1806. Это были басни «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых».)

Сколько всего басен написал Крылов?
(Более двухсот, объединенных им в 9 книг, первая из которых вышла в 1809 г.)

В чем, по вашему мнению, успех его басен?
(В них он представлял русскую жизнь в самых острых противоречиях и оценил ее с точки зрения народной нравственности.)

Назовите отличительные особенности басен Крылова?
(Каждая из них – это своего рода маленькая человеческая комедия, в которой простодушный и лукавый рассказчик повествует об увиденных им сценах, поднимает не только бытовые, но и остросоциальные и философские темы. Каждый персонаж заговорил языком, соответствующим его положению в обществе, психологии, характеру. Рассказчик предлагает читателю дать моральную оценку происходящему, которая выражена в пословицах и поговорках.)

Как называется эта часть басни?
(Мораль, т.е. поучительная часть басни.)

Каких, кроме Эзопа и И.А. Крылова, баснописцев вы знаете?
(Лафонтен, В.К. Тредиаковский, А. Кантемир, А. Сумароков, М.В. Ломоносов, И. Дмитриев, С.В. Михалков.)
Портреты всех баснописцев выводятся на экран.

Этап №3. Конкурс газет.

Представители от каждой команды «защищают» газеты, самостоятельно оформленные учащимися в виде иллюстраций к басням Крылова и материалов, свидетельствующих об интересных фактах его жизни.

Этап №4. Конкурс чтецов.

Басенный жанр, пожалуй, один из самых сложных. К нему обращались многие русские писатели и поэты, но широкую известность приобрел только Крылов.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней, –

так сказал о великом баснописце наш земляк М.В. Исаковский. Сейчас некоторые из них прозвучат в вашем, ребята, исполнении.

Каждая команда представляет своего чтеца:

1-я – Зайцев Савелий («Лисица и Осел»)

2-я – Искорцева Алина («Мартышка и Очки»)

3-я – Мишкин Всеволод («Квартет»)

4-я – Филатова Диана («Лисица и Виноград»)


 


 


 


 

Этап №5. «Лингвистическая кладовая».

Однажды Крылов признался: «Люблю, где случай есть, пороки поощрять». Так какие же человеческие недостатки высмеивал баснописец? В этом вам поможет знание творческого наследия писателя.

После каждого заданного вопроса ответ-слово пишу на доске (это коллективная работа).

Что высмеивает басня «Ворона и Лисица»? (Лесть)

О чем басня «Стрекоза и Муравей»? (О лени)

Над чем мы смеемся в баснях «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна»? (Над невежеством)

Против чего направлена басня «Слон на воеводстве»? (Против тупости)

Басня «Волк на псарне». О чем она? (О вражде)

Что высмеивает басня «Свинья под Дубом»? (Неблагодарность)

Что осуждается в басне «Кукушка и Петух»? (Изворотливость)

Над чем смеемся в басне «Синица»? (Над хвастовством)

На доске учителем записаны слова:

Лесть

Лень

Невежество

Тупость

Вражда

Неблагодарность

Изворотливость

Хвастовство


 

Этап №6. Конкурс капитанов. (Жюри проверяет правильность ответов. В это время проводится следующий конкурс.)


 

Подобрать к записанным на доске словам синонимы и антонимы.


 

Слова

Синонимы

Антонимы

Лесть

Лень

Невежество

Тупость

Вражда

Неблагодарность

Изворотливость

Хвастовство

угодливость, изворотливость

праздность

необразованность, глупость

недальновидность

ненависть

непризнательность

лукавство

бахвальство

прямота

трудолюбие, активность

образованность

сообразительность

перемирие, согласие

благодарность

прямолинейность

скромность


 


 

Этап №7. «Угадай басню по детали».


 

На экране поочередно показываю предметы, по которым учащиеся угадывают басни:

Соловей на ветке («Осел и Соловей»)

Дуб («Свинья под Дубом»)

Шкура Волка («Волк на псарне»)

Щука с разинутым ртом («Щука и Кот»)

Виноград

Виноград («Лисица и Виноград»)

Очки («Мартышка и Очки»)

Зеркало («Зеркало и Обезьяна»)

Этап №8. Продолжи афоризм.

Что такое афоризмы? (Это крылатые выражения, многие из которых стали пословицами и поговорками.)

На экране выводится начало афоризма. Участники команд продолжают его; угадывают, из какой басни слова, и объясняют, как они понимают его.

Услужливый дурак… (опаснее врага). «Пустынник и Медведь».
(Неумелая, непродуманная помощь, даже если она оказывается с благими намерениями, может принести больше вреда, чем пользы).

И в сердце льстец… (всегда отыщет уголок). «Ворона и Лисица».
(Льстец всегда войдет в доверие к другому человеку).

Однако же в семье… (не без урода). «Слон на воеводстве».
(И в самом хорошем коллективе найдется человек, бросающий на него тень).

А Васька слушает… (да ест). «Кот и повар».
(Речь идет о ситуации, когда один убеждает, а другой его не слушает, продолжая делать свое дело).

Скорей без памяти домой – … (и с той поры к Демьяну ни ногой). «Демьянова уха».
(Неумеренное гостеприимство может привести к разрыву отношений с другом).

Слона-то я… (и не приметил). «Любопытный».
(Не замечать самое важное, значительное).

Великий человек лишь громок на делах… (и думает он крепко думу без шуму). «Две Бочки».
(Необходимо ценить человека не по словам, а по его делам).

Невежда также в ослепленье… (бранит науки и ученье). «Свинья под Дубом».
(Так говорят о людях, которые не хотят расширять свой кругозор и учиться чему-то новому).

Когда в товарищах согласья нет,… (на лад их дело не пойдет). «Лебедь, Щука и Рак».
(Любое дело требует сплоченности и общих усилий).

Чтоб музыкантом быть,… (так надобно уменье). «Квартет».
(Человек должен обладать талантом, трудолюбием, чувством коллективизма, чтобы принести радость окружающим).

Этап №9. Прояви актерское мастерство!

Именно в басне раскрылся истинный талант И.А. Крылова, который словно приглашает своих читателей посмотреть на себя со стороны.

Учащиеся инсценируют басни:

1-я команда – «Ворона и Лисица».

2-я команда – «Стрекоза и Муравей».

3-я команда – «Волк и Ягненок».

4-я команда – «Лисица и Осел».

III. Подведение итогов. Команды получают призы.

 

IV. Заключительное слово учителя. (На экране памятник И.А. Крылову)

 

В 1844 году скончался великий баснописец. А в 1855 году в Летнем саду ему воздвигли памятник, сооруженный на народные деньги. Постамент памятника украшают звери – персонажи басен, – искусно созданные скульптором Клодтом. Это событие не осталось незамеченным литературной общественностью. Поэт В. Бенедиктов писал:

Вы помните, люди: меж вами

Жил этот маститый старик,

Правдивых уроков словами

И жизненным смыслом велик.


 

V. Рефлексия.

 

Что на вас произвело самое яркое впечатление?

Что бы вы сказали И.А. Крылову, если бы встретились с ним?

Какие уроки преподал своим потомкам мудрец баснописец?
Умные басни Крылова учат нас добру, заставляют задумываться над своими поступками. Они остроумны, злободневны. В них в аллегорической форме рассказывается о людских пороках.

 

VI. Задание на дом.

 

«Проба пера»: сочинить свою басню, используя для морали любую пословицу.

 

Работы учащихся

Лера Щукина
Свинья на диете
Чтоб сбросить килограммы к лету,
Свинья уселась на диету:
Не яблочно-творожную,
А прянично-пирожную.

Три месяца на ней сидела,
Да только пуще растолстела.
Мораль: по легкому пути
До цели можно не дойти.

Глащенков Кирилл
Заяц и Кот
Зайцу задали урок.
Сделать он его не смог.
В выходные бегал, прыгал –
Про задание забыл.

В понедельник Кот-учитель
Вызвал зайчика к доске.
Тот затрясся и заплакал,
Ничего сказать не смог.

Кот поставил Зайцу «два»
И сказал ему тогда:
– Сделай ты сначала дело,
А потом гуляй уж смело!



 

Трубецкая Валерия
Заяц и Крот
Рядом с лесом на полянке
Зайчик жил.
Был упрям и был настойчив,
В общем, труд любил.

Зайчик с восходом солнца
За работу брался.
На зиму еды набрать
Целый день старался.

Рядом в домике подземном
Жил сонливый Крот.
Был ленив, неповоротлив –
Все наоборот!

Пузо грел и много спал
Наш дружище-Крот.
Быстро зимушка пришла –
Вот это поворот!


Крот замерз, пошел к соседу:
– Дай согреться, брат.
Обогрел его сосед,
Хоть и был не рад.

– Слушай, Крот, ведь так нельзя,
Я для себя готовил.
Стало стыдно вдруг Кроту:
Он ошибку понял.

С тех далеких, давних пор
Кротик к зайчику не ходит.
Утепляет домик свой,
К зиме еду находит.

В мире и труде живут добрые друзья.
Знают: без труда и без упорства,
Точно, жить нельзя!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Сафонова Елена Валерьевна, 23.03.18 в 05:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересная работа!
Сафонова Елена Валерьевна, 06.04.18 в 15:58 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю Вас с заслуженной победой!
Легоцкая Вера Сергеевна, 30.04.18 в 23:59 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с Победой! Работа очень достойная!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.