12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Астафьева462
Россия, Алтайский край, Барнаул

Астафьева Е.В.

г. Барнаул, Россия


РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС


Аннотация: в статье рассматривается вопрос организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Автором определено позитивное влияние исследовательской деятельности на раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей младшего школьного возраста.

Annotation: the article considers the organization of design and research activities of students in elementary school. The author determined the positive impact of research on the disclosure of the individual characteristics and abilities of children of primary school age.

Ключевые слова: проект, метод проектов, исследование, проектно-исследовательская деятельность.

Keywords: project, project method, research, design and research activity

Расскажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Дай мне действовать самому — и я научусь.

Конфуций

Римский философ говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». В наше время эти слова особо актуальны. Так как ученики стали другими, и деятельность учителя должна измениться и адаптироваться к новым требованиям школы. Проблема выбора правильного метода обучения всегда стояла перед учителями. Как активировать ученика, стимулируя его естественное любопытство?

Когда ребенок идет в школу, где ему нужно учиться и исследовать, узнавать много нового, часто ему не хватает сил или времени для изучения интересующего объекта. Даже личностно-ориентированный подход к обучению не всегда решает эту проблему.

Одной из причин, по которой детям трудно, является неспособность мыслить творчески. Вы можете работать сколько угодно со знаниями, полученными в образовательном процессе, но не создавать ничего нового. Ребенок должен научиться удивляться миру, видеть его секреты и проблемы, и тогда он будет с удовольствием учиться.

В современной школе важность подготовки детей к самостоятельным исследованиям возрастает. Эта проблема особенно актуальна для учащихся начальных классов.

Изучив научную литературу, я обратила внимание на типологию, представленную Е. С. Полат. Она определила следующие типы проектов:

1.Исследовательские проекты характеризуются продуманной структурой, обоснованием актуальности предмета исследования для всех участников.

2.Творческие проекты, которые предполагают соответствующий дизайн результатов, но, как правило, не имеют детальной структуры совместной деятельности участников.

 3.Ролевые проекты, структура которых также только запланирована и остается открытой до конца проекта, доминирующим видом деятельности здесь является ролевая.

4. Информационные проекты, направленные на сбор информации о любом объекте, явлении; который впоследствии анализируется и обобщается участниками проекта.

5. Практически ориентированные проекты характеризуются четко определенным с самого начала результатом участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы участников.

6. Монопроекты - проводятся в рамках одного из предметов на самых сложных разделах.

7. Межпредметные проекты выполняются во внеучебное время.

Основные требования к проекту.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи: исследовательской,

информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по

разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в

частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка

проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов,

сроков и ответственных.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся

[1, с. 57].

Исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Давайте попробуем ответим на вопрос «Может ли ученик начальной школы быть исследователем?».

С раннего детства дети интересуются всем! Ребенку любопытно, ему все интересно, он хочет все потрогать и попробовать. Разве это не выраженное врожденное качество исследований? Но через некоторое время наблюдается избирательность: ребенок исследует только то, что ему действительно интересно.

Многие считают, что исследователем человек становится тогда, когда приобретает жизненный опыт. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, ребенок, исследуя тему должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять [3, с.34]. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и учителя. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.

Я хочу остановиться на межпредметных проектах. Прежде всего, мы выбираем тему проекта. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлечь его. Научно-исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Название проекта должно выражать основную идею и не должно быть сухим, только с указанием содержимого. Название должно содержать загадку, проблему или вопрос. Оно может быть коротким, емким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным. Например, темы наших проектов: «Были о пыли», «Гречка - ты полезна?», «Чипсы, польза или вред», «Крокодиловы слезы», «Плесень- польза или вред?», «Кто такой домовой?» и т.д.

Обязательно ставим проблему, потому что наличие проблемы является основой любого проекта, именно она должна мотивировать автора, найти решение. Цели проекта должны быть четкими и реалистичными для достижения цели, которая будет воплощением продукта проекта. Затем мы создаем план работы: на всем пути от проблемы до реализации целей проекта делим на отдельные этапы, с их промежуточными задачами, и определяем пути решения этих задач и ищем ресурсы. Работа над проектом не обходится без изучения литературы и других источников информации, возможно, при проведении различных экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением данных; с формулировкой выводов по текущему вопросу.

Сначала младшие школьники выполняют краткосрочные проекты, рассчитанные на урок. Они позволяют ученикам не потерять мотивацию и интерес к работе. Постепенно организуются долгосрочные проекты.

     Например, ребята первого класса работали над проектом «Мои добрые дела». Учащиеся задумались над тем, чем и кому мы можем быть полезны. Защиту проекта решили провести перед родителями, где ребята рассказали о своих добрых делах. Так же даю простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Моя семья», «Город в котором я живу». Ребята узнали много интересного об истории города Барнаула и Алтайского края. Расширили и углубили знания о знаменитых памятных местах Великой Отечественной Войны города Барнаула.

Использую игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Учащиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например, приготовить рассказ о необычном животном. Определяем последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ребятам трудно делать много записей, тогда предлагаю - сделать рисунок, и записать лишь опорные слова.

Темы проектов, которые были проведены в 1- 2 классах

«В стране сказок».

Ребята сначала выяснили, что такое сказка, познакомились со структурой сказки. Придумали положительного сказочного героя, отрицательного персонажа, сложили сказку и оформили книжку малышку.

«Мы выбираем здоровый образ жизни».

Проект, в котором ребята выясняли значение спорта для организма человека. Узнавали более подробно что влияет на здоровье.

«Природа наш общий дом».

Учащиеся выясняли, чем может помочь природе человек. Нарисовали плакаты по теме, сделали скворечники для птиц, буклеты.

  В своей работе я использую следующие формы представления результатов проектов:

книжки-раскладушки;

тематические газеты;

буклеты;

компьютерные презентации;

сценарии праздников.

В нашей школе ежегодно проводятся научно-практические конференции «Первые шаги к науке». Участвуя в конференциях, мы получаем опыт публичного выступления, возможность научиться предъявлять себя в сложных обстоятельствах. Ежегодно школьные проекты, исследовательские работы участвуют в районных, городских НПК. В 2020 году мои второклассники работали над такими темами исследовательских работ: «Как создать мультфильм», «Мощный славянский оберег – кукла «Кувадка»», «Радуга в домашних условиях».

В процессе исследовательской деятельности учащиеся приобретают практические навыки и умения, исследуют особенности предметов и явлений в окружающем мире.

Таким образом, у детей на подсознательном уровне формируется представление о некоторых нравственных нормах и закрепляются определенные формы поведения. Участие младших школьников в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе и развивает лидерские качества.

Проектно-исследовательская работа в начальных классах школы важна и необходима. Поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающего человека. Кроме того, участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

Список использованной литературы

1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования / В.В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. – 2012. – №2. – C. 57–69.

2. Огурцова З.И. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе / З.И. Огурцова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – №8. – С. 25–28.

3. Шликене Т.И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т.И. Шликене // Начальная школа. – 2010. – №9. – С. 34–38.

4. Данюкова С.И. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchii-mir/2014/01/30/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-vnachalnoy .

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.