Разработка урока в форме интеллектуального сражения «Химия и биология в жизни современного человека» (9 класс)

3
0
Материал опубликован 12 April

Интеллектуальное сражение:

«Химия и биология в жизни современного человека».

Для учащихся 9 классов.

Цель. Закрепить и перенести в реальную жизнь знания полученные на уроках химии и биологии в 8-9 класса.

Задачи:

1.Показать учащимся практическую значимость предметов химии и биологии.

2. Научить применять теоретические знания при решении практических вопросов.

3.Развивать познавательный интерес к изучению химии и биологии.

4. Воспитывать культуру умственного труда¸ и умение работать в коллективе.

Методы и методические приемы:

Мозговой штурм

Анализ общей картины на основе разрозненных знаний (индукция)

Дедуктивные методы решения частных проблем на основе имеющейся общей картины.

Тренировка памяти

Развитие интегрального мышления.

Способ проведения- соревнование между командами. Возможно проведение как интеллектуальный марафон с игрой в одну команду.

Битва Титанов. (мозговой штурм по теме заданного вопроса). Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла.

Сложение общей картины из частных фактов.

Разложение общего на возможные детали.

Быстрые ответы на вопросы каждым членом команды по очереди (при невозможности ответить, отвечает другая команда)

Большое в малом- малое в большом. Нахождение аналогий в мире химии, других наук и физической жизни, формирование системного мышления.

Раунд 1. Мозговой штурм.

Вопрос 1. Молодой студент химического факультета решил на 8 марта подарить своей преподавательнице цветы.

Однако, стипендия к этому времени уже закончилась. В это же время студент проходил лабораторный практикум по физической химии. Он зашел в лабораторию, взял методичку и…. подарил преподавательнице розу.

Как, имея песок, известь, соду, он смог это сделать?

Вопрос 2. 21 век считают веком пластмассовым. Назовите не менее 21 предмета, изготовленного из пластмасс?

Вопрос 3. Почему, несмотря на то, что медь находится в первой группе, наиболее частая ее валентность равно 2?

Вопрос 4. Зачем в тесто для блинов подсыпают гидрокарбонат натрия?

Вопрос 5. Существует выражение «Дыма без огня не бывает». Однако два вещества, изучаемые в разделе «неорганическая химия» опровергает это выражение. Одно из этих веществ - соляная кислота. Определите второе вещество.

Вопрос 6. Взгляните на ночное небо. Звезды, планеты, туманности. Скажите каким химическим веществом заполнено пространство?

Вопрос 7. Какие бактерии называются нитрифицирующими. Какой процесс происходит внутри бактерии?

Вопрос 8. Почему процесс принятия решения о том, как должна выглядеть система элементов была принята Д.И. Менделеевым во сне?

Вопрос 9. Почему красавицы прошлых веков всегда мыли волосы «мягкой» водой? Какой смысл вкладывается в понятия «жесткой и мягкой» воды?

Вопрос 10. Почему в некоторых странах Африки глина считается пищевым продуктом?

Раунд 2.1 Сложение общей картины из совокупности частных факторов, представленных в хаотичном порядке.

О каком процессе, происходящем в природе, говорят следующие факты и процессы:

Образование углекислого газа.

Парниковый эффект

Сжигание нефтепродуктов

Существование пластид

Образование кислорода

Наличие органического вещества

Использование подземных вод

Редуценты

Наличие солнечного света.


 


 

Раунд 2.2.

О каком процессе, происходящем в природе, говорят следующие факты и процессы.

поиск определенных веществ, существующих в природе чаще всего в виде оксидов или сульфидов.

Добыча

Транспортировка

Использование угля или угарного газа

Возможно использование водорода или алюминия

Обогащение

Высокая температура плавления

Шихта

Каска.


 

Раунд 3.

3.1. Составить возможные варианты решения проблемы. Исходя из имеющейся общей картины.

Вы ждете гостей, постелили на стол дорогую вашему сердцу и сердцу мамы скатерть и когда поставили тарелку с салатом на стол. Кто то из гостей случайно вылили заправку салата на растительном масле на скатерть. Как убрать пятно после ухода гостей подручными средствами.

3.2. Вы приехали на дачу и обнаружили что некоторые деревянные части стен поедены жуком короедом. На полу лежит древесная пыль и в деревянных частях стен есть маленькие отверстия до 2 млм, это место куда самка откладывает яйца, из которых вылупятся личинки.

Ваши действия с учетом того, что вызвать спецслужбы у вас нет возможности. Как избавиться от жука короеда?

Раунд 4 .Тренировка памяти (Быстрые ответы).

Каждый ответ – 1 балл.

Как называется реакция взаимодействия кислоты со щелочью?

Какого цвета лакмус в нейтральной среде?

Какую валентность имеет фосфор в высшем оксиде?

В чем заключается процесс фотосинтеза?

Кто такие автотрофы?

Кто такие автотрофы?

Гидроксиды элементов какой группы называются щелочами?

Какую формулу имеет мел и что с ним происходит при нагревании?

Ионы какого элемента окрашивают стекло в красный цвет?

Зачем современной промышленности нужен кремний?

Почему олеум перевозят в металлических цистернах?

Почему еще несколько десятилетий назад использовали золото на коронки зубов.

Как называются соединения водорода с металлами?

Как называются соединения водорода с неметаллами?

Почему элементы 8 группы главной подгруппы называют благородными?

Какой из элементов неоткрытых на тот момент был предсказан Д.И. Менделеевым?

Чему равен моль любого вещества в граммах?

Как называются соли сероводородной кислоты?

Как взаимодействует концентрированная серная кислота с металлами, стоящими в ряду напряжения после водорода?

В какой среде фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет?


 

Раунд 5. Большое в малом – малое в большом.

Как отражается микромир в макромире?

Возможно ли найти аналогии в функционировании органов человека и самого человека в целом с организацией жизни государств на Земле?

Какие аналогии в жизни автотрофов можно найти в сравнительном анализе с жизнью гетеротрофов.

Опишите взаимосвязи взаимодействия человека с окружающей средой и влиянием среды на человека.

Опишите какое значение для функционирования жизни на земле имеет конкретное животное ( например, паук).

Как исчезновение какого либо вида животного или растения влияет на биосферу и на жизнь как явление в целом.


 

Ответы на вопросы раунда 1.

Вопросы

Ответы

баллы

1

Молодой студент химического факультета решил на 8 марта подарить своей преподавательнице цветы.

Однако, стипендия к этому времени уже закончилась. В это же время студент проходил лабораторный практикум по физической химии. Он зашел в лабораторию, взял методичку и…. подарил преподавательнице розу.

Как, имея песок, мел , соду, оксиды металлов он смог это сделать?

 

Смесь этих веществ перемешать в определенных пропорциях, нагреть до высокой температуры в муфельной печи, полученную жидкую стекломассу вылить в форму и так можно получить стеклянную розу.

1

2

21 век считают пластмассовым. Назовите не менее 21 предметов быта, изготовленного из пластмасс?

 

Бутылки, одноразовая посуда, бытовые ведра, тазы. Контейнеры для хранения продуктов, предметы одежды, автомобильные бамперы, корпуса телефонов, корпуса компьютеров, шприцы, детские игрушки, зубные щетки, ручки . папки для документов, канцелярские товары, мебель, сантехнические трубы, кровельные материалы. строительные материалы, электроника, бижутерия

1

3

Почему, несмотря на то, что медь находится в первой группе, наиболее частая ее валентность равно 2?

 

Валентность определяется не только ее положением в группе, а количеством электронов на предвнешнем энергетическом уровне. Поэтому ее валентность равна 2.

1

4

Зачем в тесто для блинов добавляют ют гидрокарбонат натрия?

Сода в тесте играет роль разрыхлителя. При взаимодействии соды и кислоты образуется углекислый газ. Пузырьки газа придают тесту воздушность.

1

 

5

Существует выражение «Дыма без огня не бывает». Однако два вещества, изучаемые в разделе «неорганическая химия» опровергает это выражение. Одно из этих веществ - соляная кислота. Определите второе вещество.

 

Аммиак.

1

6

Какое вещество наиболее распространено во вселенной?

Основную часть вещества Вселенной (если говорить о барионном веществе) составляет водород — около 75 процентов. На втором месте идет гелий (около 23 процентов). Однако в космосе можно найти самые разнообразные химические элементы и даже сложные молекулярные соединения, включая органические

1

7

Какие бактерии называются нитрифицирующими. Какой процесс происходит внутри их организма?

 

 

Нитробактерии. Они способны в результате хемосинтеза окислять аммиак до нитритов и нитратов.

1

8

Как объяснить, что процесс принятия решения о том, как должна выглядеть система элементов была принята Д.И. Менделеевым во сне?

 

 

Это лишь одна из версий, но скорее всего из-за напряженного размышления по данной теме и скорее всего перед сном.

1

9

Почему красавицы прошлых веков всегда мыли волосы «мягкой» водой? Какой смысл вкладывается в понятия «жесткой и мягкой» воды?

Жесткая вода содержит много солей магния и кальция. При контакте с шампунем они могут образовывать сульфаты, которые плохо влияют на состояние волос и кожи головы. Волосы становятся тусклыми и безжизненными.

1

10

Почему в некоторых странах Африки глина считается пищевым продуктом?

 

 

 

Глина богата минералами . такими как железо, магний, кальций. Которые необходимы для поддержания здоровья организма. В Африке она используется как дополнение к пище.

 

1

Раунд 2.

1

2.1 Процесс круговорота углерода в природе.

1

2

2.2 Выплавка металла

 

1


 

Раунд 3.

1

3.1. Посыпьте солью, она впитает масло и отстирать скатерть будет гораздо легче. После ухода гостей на жирное пятно можно нанести средство для мытья посуды, оставить на некоторое время, а затем на 2 часа замочить в теплой воде с порошком. Так же отстирать скатерть от жира помогут простокваша и луковый сок.

 

1

2

3.2. Чтобы избавиться от короеда в доме обработайте отверстия следующими народными средствами:

раствор из скипидара и керосина (3:1);

смесь из парафина, канифоли и растительного масла, которую нужно проварить на небольшом огне и остудить;

состав из нафталина, дегтя и скипидара. Средство убьет не только взрослую особь, но яйца и личинки. Раствор вводят пульверизатором или шприцем; вазелиновое масло. Его капают в отверстия пипеткой; герметик. Им закупоривают отверстия

 

1

Раунд 4.

Вопрос

Ответ

Баллы.

1

Как называется реакция взаимодействия кислоты со щелочью?

 

нейтрализации

1

2

Какого цвета лакмус в нейтральной среде?

 

фиолетовый

1

3

Какую валентность имеет фосфор в высшем оксиде?

 

V

1

4

В чем заключается процесс фотосинтеза?

При взаимодействии углекислого газа и воды под воздействием солнечного света в зеленом листе на пластидах хлорофилла образуется органическое вещество - глюкоза (крахмал) и выделяется кислород.

1

5

Кто такие гетеротрофы?

 

Организмы, которые не способны синтезировать органическое вещество из неорганического и поэтому получают его из других организмов.

1

6

Кто такие автотрофы?

 

Организмы способные синтезировать органическое вещество из углекислого газа и воды под воздействием солнечного света.

1

7

Гидроксиды элементов какой группы называются щелочами?

 

первой

1

8

Какую формулу имеет мел и что с ним происходит при нагревании?

 

Карбонат кальция. Разлагается при нагревании.

1

9

Ионы какого элемента окрашивают стекло в красный цвет?

 

серебра

1

10

Зачем современной промышленности нужен кремний?

 

Электронная ( производство светодиодов),

Про-во полупроводников( микрочипы, диоды, транзисторы),

фотоэлектрика ( солнечные батареи),

строительство(бетон, кирпич и др)

медицина (силиконовые материалы)

Пищевая промышленность( улучшение текстуры продуктов, антислеживатели)

Химическая промышленность( косметика, смазочные материалы, герметики)

Электронная(производство светодиодов, жидкокристаллических дисплеев).

 

 

1

11

Почему олеум перевозят в металлических цистернах?

 

Концентрированная серная кислота пассивирует железо.

1

12

Почему еще несколько десятилетий назад использовали золото на коронки зубов.

 

Золото благородный металл, не подвержено коррозии, биоинертный материал поэтому не вызывает аллергий, прост в обработке, и не реагирует ни с разбавленными кислотами( лимон, компот), ни с разбавленными щелочными растворами( минеральная вода и т.д)

1

13

Как называются соединения водорода с металлами?

 

гидриды

1

14

Как называются соединения водорода с неметаллами?

 

Летучие водородные соединения

1

15

Почему элементы 8 группы главной подгруппы называют благородными?

 

Ни с чем не вступают в реакцию

1

16

Какой из элементов неоткрытых на тот момент был предсказан Д.И. Менделеевым?

 

Алюминий

1

17

Чему равен моль любого вещества в граммах?

 

Молекулярной массе

1

18

Как называются соли сероводородной кислоты?

 

сульфиды

1

19

Как взаимодействует концентрированная серная кислота с металлами, стоящими в ряду напряжения после водорода?

 

С образованием соли, воды и выделением оксида серы (IV).

1

20

В какой среде фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет?

 

В щелочной

1

Раунд 5.

Тема

Возможный вариант ответа

(стандартов нет. Оценивается оригинальность мышления)

Баллы на усмотрение жюри

1

Как отражается микромир в макромире?

 

1.Все большое состоит из малого( большой дом из маленьких кирпичиков) или

2. Строение атома напоминает строение солнечной системы и т.д

1-10

2

Возможно ли найти аналогии в функционировании органов человека и самого человека в целом с организацией жизни государств на Земле?

 

Органы человека и государства. Каждый орган человека выполняет свои специфические функции. В государстве есть свои специфические институты( органы) каждый из которых выполняет свои функции.

Иммунная система и войска каждого государства. Иммунная система защищает организм от внешних угроз.

Войска защищают от вторжения неприятеля.

Нервная система и глобальная коммуникация. Нервная система передает сигналы органам, а мировая коммуникативная сеть

( интернет, телевидение и радио) передает информацию по всему миру, каждому отдельному субъекту государству и его части – человеку.

Пищеварительная система и мировая экономика.

Пищеварительная система перерабатывает пищу в энергию и питательные вещества для поддержания жизнедеятельности организма. Мировая экономика включает в себя обмен товарами, услугами, капиталами для поддержания жизнедеятельности всего человечества.

1-10

3

Какие аналогии в жизни автотрофов можно найти в сравнительном анализе с жизнью гетеротрофов

Среди корней автотрофов происходит борьба за ареал с которого собирается вода и минеральные вещества, как и у гетеротрофов, которые борются за свой ареал.

1-10

4

Опишите взаимосвязи взаимодействия человека с окружающей средой и влиянием среды на человека.

 

Воздух- человек дышит воздухом и если он человеком же загрязнен, то развиваются заболевания дыхательной системы. Наоборот, свежий воздух – оздоравливает.

Вода- загрязнение воды приводит к серьезным заболевания всего организма в целом так как человек на 78% состоит из воды и наоборот, чистая вода приводит к оздоровлению организма.

Почвы ухудшение почвы приводит к ухудшению качества получаемых продуктов питания и наоборот.

Климат -Климатические условия влияют на качество жизни человека и т.д.

Биоразнообразие-необходимо для поддержания экологического баланса и обеспечения природных ресурсов. Утрата биоразнообразия приводит к уменьшению природных ресурсов, нарушению экосистем, что в свою очередь обязательно скажется на человеке.

1-10

5

Опишите какое значение для функционирования жизни на земле имеет конкретное животное ( например, паук).

 

Пауки играют очень важную роль в экосистеме Земли. Они являются хищниками охотятся на насекомых и контролируют их численность. Некоторые виды пауков питаются не только насекомыми, но и мелкими животными, такими как мыши и птицами.

Пауки помогают опылять растения. Некоторые виды пауков живут на цветах, собирают пыльцу и переносят ее с цветка на цветок.

Кроме того, они являются частью пищевой цепи для многих видов животных. Птицы часто питаются пауками.

Таким образом, пауки имеют большое значение для поддержания баланса в природе и сохранения биологического разнообразия на планете.

1-10

6.

Как исчезновение какого- либо вида животного или растения влияет на биосферу и на жизнь как явление в целом.

 

Исчезновение любого вида животного или растения оказывает значительное влияние на биосферу. Это связано с тем, что каждый вид занимает определенное место в экосистеме и выполняет определенные функции.

Исчезновение вида приводит к нарушению пищевых цепей

Утрате генетического разнообразия

Нарушению баланса в экосистеме( так как каждый из них участвует в круговороте веществ в природе, регулирует численность других особей.)

Исчезновение любого вида имеет серьезные последствия для биосферы и жизни в целом.

 

1-10.

 

.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.