Урок биологии в 5 классе «Значение растений в природе и жизни человека»

4
0
Материал опубликован 5 February 2016

Пояснительная записка к презентации

Аксёнова Елена Валентиновна учитель биологии, химии и ОБЖ высшей категории

Урок биологии в 5 классе

Учебник: Биология 5 класс, Н.И. Сонин

Тема: «Значение растений в природе и жизни человека»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цели: повторить отделы растений и уметь их сравнивать, формирование у учащихся понимания роли растений в природе и жизни человека; создание условий для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости растений, а также их роли в природе.

Метапредметные:

Познавательные: исследование: работа с гербариями, таблицами, изображениями растений, выдвижение предположений на какие группы делятся культурные растения; уметь выделять лишний объект и доказывать свой выбор; умение структурировать материал, работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую – заполнять таблицы;

Коммуникативные: умение работать в паре и группе, способность передавать содержание; умение перефразировать мысль;

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния

Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей

Предметные: умение объяснять роль растений в природе и жизни человека.

методы и формы обучения: поисковый, объяснительно-иллюстративный; исследовательская деятельность.

Оборудование: гербарии, презентация, распечатанные фото дикорастущих и культурных растений (1 комплект на парту), индивидуальные листы опроса, таблицы для групповой работы (1 на 4 человека)

 

Ход урока

Организационный момент

(Приветствие, настрой на работу). (слайд 1)

У. Какой сегодня прекрасный морозный денёк! Ах! Так хочется немного лета! Хотите, мы сейчас ворвёмся в лето? Помните, как в сказке о 12 месяцах? Мы ведь тоже с вами чуть-чуть волшебники! У нас есть волшебная сила … СЛОВА!..

Закройте глаза… Вслушайтесь в эти прекрасные строки. (слайд 2)

Родная степь… Бескрайние просторы…

Кузнечики куют как ковали…

Да солнце по колено бродит в росах,

Да шепчутся о чём-то ковыли….

Какая картина появилась перед вашими глазами?

Какие растения вы наблюдаете в нашей родной степи? (ребята перечисляют)

Отгадайте: Одно посеял – целую горсть взял! Правильно – зерно! Сегодня дополнительные баллы я буду раздавать за правильные ответы в виде «зерен разума». У кого наберётся их больше 5, тот может себе добавить балл к оценке!

 

Проверка Д/з, восприятие и коррекция опорных знаний по теме «Покрытосеменные растения»

У. Вы сейчас называли в основном цветковые растения, которые мы изучали неделю назад.

Фронтальный опрос:

1. Как иначе называют отдел Цветковые растения? (Покрытосеменные)

2. Почему их так называют? (Семя покрыто плодом)

3. Каковы преимущества покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными?

4. Как в обыденной жизни м назовём яблоню, берёзу, сосну? (Дерево)

5. А как мы это определяем? По каким критериям? (Один главный одревесневелый ствол, высокие, крепкие…)

6. Шиповник, тёрен, смородина – это … (кустарник)

7. Как мы поймём, что перед нами кустарник? (много одинаковых стволиков, не выше 4 метров)

8. Что называют травами? (растения с неодревесневелым стеблем)

9. Приведите примеры.

10. Во сколько раз кустарник выше травы? А ниже дерева?

Итак, дерево, кустарник, трава – это всё … (жизненные формы растений).

Одуванчик золотой повзрослел и стал седой.

11. Каким образом распространяются семена цветковых растений? (ветер, животные, рассыпаются, разбрасываются)

Индивидуальный опрос:

Работаем с листами опроса Д/з №1-3 3 минуты.

(слайд 3, 4, 5) Поменяйтесь листами. При помощи образца на слайдах проверьте и поставьте +, где верно. Поставьте оценку своему соседу за письменное задание.

Энергизатор: «Деревья, травы, кустарники» (Встаньте в круг! При помощи пантомимы покажите дерево, кустарник, траву… У кого красивее?…) Молодцы!

Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

У. Ребята, а кто подготовил маленькое творческое задание- стихи и загадки о растениях? Рассказывайте! (Заранее проверьте, чтобы загадки ребята подобрали по всем отделам изученных растений!) Какое разнообразие растений! Мы завершили знакомство с главными отделами низших и высших растений. Что мы изучали? Их строение, места обитания. А сегодня заключительный урок по растениям. Как бы вы назвали наше занятие? Чем мы будем заниматься? Наши цели и задачи:

- повторить отделы растений,

- обобщить знания о значении растений в природе и жизни человека;

- ознакомиться с группами культурных растений.

Значит тема нашего урока: «Значение растений в природе и жизни человека»

(слайд 6) ( после обсуждения открываем цели по щелчку)

Актуализация знаний.

Учитель раздаёт задание для групп:

Рассмотрите рисунки задания № 1. Подпишите их, расставьте цифры в порядке появления данных растений на Земле. (1 мин)

Проверьте работу соседней команды по слайду (7) Какие имеются ошибки?

Введение новых знаний.

Роль растений в природе:

Растительный покров Земли образован дикорастущими растениями.

Они растут и размножаются без участия человека. (слайд 8)

(слайд 9) - Какой процесс изображен на картинке?(Фотосинтез)

- Какова его роль для жителей Земли? (Обогащение воздуха кислородом и поглощение углекислого газа, образуются и откладываются в растении органические вещества: углеводы)

Роль растений в жизни животных

(слайд 10, 11) вместе с ребятами делают вывод: только растения способны образовывать из веществ неживой природы (воды и углекислого газа) сложные питательные вещества, без которых не могут жить грибы, животные и человек. Эти вещества травоядные животные получают, питаясь растениями, а хищные – поедая травоядных животных. Многие животные используют растения в пищу. В стволах деревьев, зарослях кустарников и трав они строят себе жилища и прячутся от врагов.

Ребята, предлагаю вам опять поработать в группах. Используя эти иллюстрации (слайд 12), сделайте вывод о роли растений в жизни животных. Заполните схему № 2.

Роль растений для человека

Работа с учебником с 88-89. Каждой группе дается задание, в течение 1 минуты, найти в тексте информацию о конкретной группе растений. Выступают по 1 докладчику, комментируют слайды 14-18

Физ.мин-ка для глаз: «Леопольд на природе» (слайд 19)

Воспроизведение знаний и овладение способами деятельности.

(Слайд 20). А теперь посмотрим, что вы запомнили. У вас на столах находятся небольшие карточки с изображениями растений. Разделите их на две группы:

дикорастущие и культурные. (Работа в парах) Сверяем по образцу (Слайд 21).

Оперирование знаниями в новых ситуациях.

Для чего человек выращивает культурные растения?

Найдите в учебнике (стр. 89) схему с группами культурных растений.

Работа в парах:

Рассмотрите гербарии. Запишите названия растений в таблицу № 5 вашего личного Листа опроса. Какое из 4 растений лишнее? Почему? Докажите. (например, даются 3 пищевых растения, а одно дикое и т.д.)

Обобщение и систематизация знаний

Использование дикорастущих растений человеком

(Слайд 22).

1). Как используют люди дикорастущие растения? Какие подписи вы бы поставили под картинками? (Проверка после обсуждения в парах и озвучивания классу – по щелчку). Верно, это: лекарства, бумага, стройматериалы, топливо, корм скоту, пища человеку, натуральный каучук и резина из него. Это свежий, чистый воздух городов, это защита почвы от ветра, это защита от различных шумов.

2). Назовите группы растений, изображенных на слайде 23.

Итак, финальная блиц-работа в группах. Какая группа быстрее всех заполнит схему № 3 в командном листе?

Ответим на вопрос: «Так ли нужны растения людям, как животным?» (Безусловно, жизнь человека тоже зависит от растений)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок. Рефлексия.

Ребята, давайте сделаем общий вывод по сегодняшней теме.

Достигнуты ли поставленные цели? (Слайд 24). Оцените свою работу на уроке при помощи линейки достижений (если есть время, можно обсудить оценки свои и товарищей). Сдайте листы с работами и самооценкой.

Домашнее задание: слайд 25 §18,

1 уровень: Р.т. № 125-126

2 уровень (продуктивный): Р.т. № 129-130

3 уровень (творческий): подготовьте любое из сообщений «Как использует человек дикорастущие растения?»,

«Знакомьтесь – технические растения!»,

«Кормовые культуры», «Флористика»,

«Ландшафтный дизайн», «Зелёная аптека», «Мой огород»

Р.S. (слайд 26) Давайте подумаем над строками Самуила Яковлевича Маршака:

Человек, будь он даже гением,
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства!                

Спасибо за сотрудничество!

 

Использованные ресурсы:

Учебник Н.И. Сонина Биология 5 класс,

 цитата Самуила Яковлевича Маршака,

некоторые слайды Гринина С.Б. и Пыжук С.Б.

 

Дополнительные материалы:

Здесь будет файл: /data/edu/files/i1454703310.docx Лист индивидуального опроса

Здесь будет файл: /data/edu/files/j1454703362.docx Лист групповых заданий

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454703247.ppt (презентация к уроку Значение растений в природе и жизни человека

Здесь будет файл: /data/edu/files/y1454703413.docx (Раздаточный материал )

Предварительный просмотр презентации

Родная степь… Бескрайние просторы… Кузнечики куют как ковали… Да солнце по колено бродит в росах, Да шепчутся о чём-то ковыли….

Кустарник Трава

6 1 2 3 4 5 6 плод 2-семена цветок лист стебель

Водоросли (группа отделов) Мхи Папоротники Голосеменные Покрыто-семенные Почему эти отделы расположены именно в таком порядке?

Растительный покров Земли образован ДИКОРАСТУЩИМИ РАСТЕНИЯМИ. Они растут и размножаются без участия человека.

Только растения способны образовывать из веществ неживой природы(воды и углекислого газа) сложные питательные вещества, без которых не могут жить грибы, животные и человек. Эти вещества травоядные животные получают, питаясь растениями, а хищные – поедая травоядных животных. Только растения способны образовывать из веществ неживой природы(воды и углекислого газа) сложные питательные вещества, без которых не могут жить грибы, животные и человек. Эти вещества травоядные животные получают, питаясь растениями, а хищные – поедая травоядных животных.

Многие животные используют растения в пищу. В стволах деревьев, зарослях кустарников и трав они строят себе жилища и прячутся от врагов. Многие животные используют растения в пищу. В стволах деревьев, зарослях кустарников и трав они строят себе жилища и прячутся от врагов.

Что изображено на картинках? Что произошло бы с животными, если бы исчезли растения?

Роль растений для жизни человека

КУЛЬТУРНЫЕ растения специально выведены человеком, они не могут расти и нормально развиваться без помощи людей.

Культурные растения. Пищевые. Растения, отдельные части которых (или все целиком) могут быть использованы в пищу как в сыром, так и в переработанном виде.

Культурные растения. Кормовые. Люцерна Клевер луговой Турнепс Кормовые культуры — сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на корм животным.

Культурные растения. Технические. Хлопчатник Лен многолетний Прядильные культуры Лубяные культуры Масличные культуры Сахароносы Красильные растения Каучуконосы Хлопчатник Гевея бразильская

Культурные растения. Декоративные. Астра Георгин Декоративные растения — растения, обыкновенно и большей частью выращиваемые для оформления садов, парков, скверов и других участков городских и сельских территорий, предназначенных для отдыха, либо служебных, производственных и жилых помещений (в последнем случае они часто называются ещё и комнатными растениями). Сенполия

Ребята, берегите зрение!

ДИКОРАСТУЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ТРОСТНИК ОДУВАНЧИК БЕРЁЗА ПШЕНИЦА ЛЁН АБРИКОС

ДИКОРАСТУЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ТРОСТНИК ОДУВАНЧИК БЕРЁЗА ПШЕНИЦА ЛЁН АБРИКОС

Лекарства Бумага Стройматериалы Корм скоту Топливо Пища человеку Каучук

Оцените свою работу на уроке при помощи линейки достижений (смотри лист опроса) Оцените свою работу на уроке при помощи линейки достижений (смотри лист опроса)

Подумай! Человек, будь он даже гением, Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства!                  С.Я.Маршак

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Хорошо написанный конспект. Соблюдаются этапы урока. Хорошее техническое оснащение урока.Интересное и полное содержание учебного материала, в соответствии с возрастными и псохологическими особенностями учащихся. Хороший урок. Спасибо.

6 February 2016

Отличный урок! Спасибо!

7 February 2016

Похожие публикации